Современный урок математики в начальной школе в контексте требований ФГОС третьего поколения | Богер Наталья Валерьевна. Работа №350627
Аннотация. В статье рассматриваются особенности проведения современного урока математики в начальной школе с учетом требований ФГОС третьего поколения. Рассматриваются ключевые подходы к организации учебного процесса, ориентированные на формирование метапредметных и личностных результатов. В статье описаны методы и приемы, которые способствуют активному вовлечению детей в учебную деятельность, формированию логического мышления и интереса к предмету. В заключение приведены практические рекомендации по организации эффективного урока математики.
Ключевые слова: ФГОС третьего поколения, урок математики, начальная школа, метапредметные результаты, деятельностный подход, логическое мышление, образовательные технологии.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Богер Наталья Валерьевна, учитель начальных классов
ГБУОО Запорожской области "Средняя общеобразовательная школа" пгт. Куйбышево
Аннотация. В статье рассматриваются особенности проведения современного урока математики в начальной школе с учетом требований ФГОС третьего поколения. Рассматриваются ключевые подходы к организации учебного процесса, ориентированные на формирование метапредметных и личностных результатов. В статье описаны методы и приемы, которые способствуют активному вовлечению детей в учебную деятельность, формированию логического мышления и интереса к предмету. В заключение приведены практические рекомендации по организации эффективного урока математики.
Ключевые слова: ФГОС третьего поколения, урок математики, начальная школа, метапредметные результаты, деятельностный подход, логическое мышление, образовательные технологии.
Современный урок математики в начальной школе в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения направлен на формирование у младших школьников не только знаний и навыков по предмету, но и метапредметных компетенций, таких как умение рассуждать, анализировать и применять знания на практике. ФГОС третьего поколения ориентирован на деятельностный подход, в котором учащиеся становятся активными участниками учебного процесса. Это требует от учителя разработки уроков, которые будут стимулировать интерес учеников к изучению математики и их активное вовлечение в учебный процесс.
Новые ФГОС ориентированы на личностное и интеллектуальное развитие учеников, что делает организацию урока математики в начальной школе задачей многогранной. Важно не только дать базовые математические знания, но и развить навыки, полезные для дальнейшего обучения и повседневной жизни. В рамках стандартов третьего поколения уроки должны быть направлены на достижение трех основных образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных.
1. Формирование метапредметных результатов. Эти результаты включают умение работать с информацией, находить и анализировать данные, применять их для решения задач. На уроках математики учителю следует акцентировать внимание на таких навыках, как классификация, обобщение, поиск закономерностей. Например, задания на разбор последовательностей или классификацию фигур способствуют развитию у детей аналитического мышления.
2. Личностное развитие. Важнейшей задачей начального обучения является воспитание самостоятельности и ответственности. В этом процессе учителю нужно активно включать учеников в принятие решений на уроке, развивать у них умение задавать вопросы и находить на них ответы. Задания на логику, решение нестандартных задач или математические головоломки помогают формировать у детей уверенность в своих силах и интерес к предмету.
3. Использование деятельностного подхода. Деятельностный подход требует активного участия учеников в процессе обучения. Для уроков математики это может означать выполнение практических заданий, работу в парах или группах, проектную деятельность, где ученики исследуют темы самостоятельно. Например, для изучения темы "Четные и нечетные числа" можно организовать мини-исследование с использованием предметов (камешков, счетных палочек), где дети самостоятельно обнаружат закономерности.
Рассмотрим методы и приемы организации современного урока математики.
Введение игровых элементов на уроках математики позволяет удерживать внимание младших школьников и делает процесс обучения более увлекательным. Игровые технологии могут включать математические квесты, задания с элементами соревнования, математические викторины. Например, в игре "Математический лабиринт" дети решают задачи, двигаясь по лабиринту, что позволяет развить навык решения задач и логического мышления.
В рамках проектного подхода учащиеся могут работать над проектами, связанными с применением математических знаний в реальной жизни.
Например, можно предложить детям исследовать геометрические фигуры вокруг них — в интерьере класса или на улице, что поможет закрепить знания о геометрии и развить интерес к математике.
Современные образовательные программы предполагают широкое использование ИКТ. Математические интерактивные программы, обучающие приложения, электронные учебники позволяют детям на практике осваивать сложные концепции, наблюдая их в динамике. Для младших школьников можно использовать программы, такие как интерактивные математические тренажеры, которые помогают закреплять навыки решения примеров и задач в игровой форме.
На уроках математики это способствует не только изучению материала, но и развитию у детей навыков коммуникации и умения работать в коллективе. В группах ученики могут обсуждать решения задач, высказывать идеи и совместно находить ответы. Такой подход также помогает более стеснительным детям чувствовать себя увереннее.
Проблемное обучение требует от учителя создания ситуации, в которой ученики должны самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос. Проблемное обучение на уроках математики можно реализовать через задачи с недостающими данными, где дети учатся формулировать предположения и проверять их. Например, учитель может задать вопрос: "Сколько всего сторон у трех пятиугольников?", предлагая детям найти ответ самостоятельно.
Для успешной реализации задач ФГОС третьего поколения учителям начальных классов рекомендуется придерживаться ряда методических принципов и подходов:
- Постепенное усложнение задач. Переход от простых к более сложным заданиям помогает детям поэтапно осваивать материал, не теряя уверенности. Учителю рекомендуется начинать с задач на установление простых закономерностей и постепенно вводить задания, требующие анализа и синтеза информации.
- Постоянная обратная связь. Учитывая, что младшие школьники нуждаются в поддержке и одобрении, учитель должен предоставлять детям конструктивную обратную связь. Это помогает им увидеть свои ошибки и сделать выводы, а также способствует укреплению их уверенности.
- Интеграция математики с другими предметами. Учитель может интегрировать математические задания с элементами окружающего мира, изобразительного искусства или технологии, что помогает детям увидеть взаимосвязь предметов и развивает у них любознательность.
- Ориентация на развитие логического мышления. Решение логических задач, математических головоломок и ребусов способствует развитию у младших школьников навыков анализа и синтеза. Эти задачи помогают не только закрепить базовые знания, но и выработать умение мыслить системно и последовательно.
В заключение отметим, что современный урок математики в начальной школе по требованиям ФГОС третьего поколения направлен на развитие у детей предметных и метапредметных навыков, а также личностных качеств. Основная цель урока математики – научить детей использовать знания на практике, развить у них интерес к предмету, помочь им уверенно и самостоятельно подходить к решению задач. Для этого учителю необходимо создавать условия, способствующие активному участию учеников, применять игровые и проблемные методы обучения, а также использовать возможности информационных технологий.
Список литературы
1. Григорьева, Н. Ю. (2019). Методы и приемы формирования метапредметных компетенций на уроках математики. Вестник современной педагогики, 2, 45–52.
2. Данилова, Е. В. (2021). Деятельностный подход на уроках математики в начальной школе. Педагогический альманах, 3(14), 32–38.
3. Крылова, Л. Н. (2018). Игровые технологии в обучении математике младших школьников. Начальная школа, 4, 18–25.