Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современный урок с учётом требований ФГОС, или Развитие творческих способностей учащихся на уроках кубановедения | Хамзатова Любовь Николаевна. Работа №250102

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Хамзатова Любовь Николаевна
Современному обществу требуются творческие, неординарные личности. Как воспитать их в современной школе? 

 

Современный урок с учётом требований ФГОС, или Развитие творческих способностей учащихся на уроках кубановедения

 

Современному обществу требуются творческие, неординарные личности. Как воспитать их в современной школе? Ведь научно доказано, что потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется всего на 10 %.

Почему же самоактуализоваться может далеко не каждый?

Многие люди просто не видят своего потенциала, не знают о его существовании, склонны сомневаться и даже бояться своих способностей. Поэтому-то и нужно с детского возраста укреплять веру человека в необходимость самосовершенствоваться.

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от лат. сreare – “творить, создавать”).

Следовательно, именно школьникам нужна помощь педагога, чтобы преодолеть неуверенность, обрести возможность для самореализации, для выражения своего “Я”.

Приоритетной целью курса Кубановедение является формирование у ребенка качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, культурной полноценности в восприятии мира.

В основу уроков краеведения положен принцип “от родного порога – в мир общечеловеческой культуры”. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов, живших и живущих на территории Кубани. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Я веду в предмет кубановедение, и в преподавании этого курса реализую дидактические принципы посильности, индивидуализации, связи с жизнью, сознательности, активности и творческий характер обучения.

“Творческие способности не создаются, а высвобождаются”, – писал Фергюсон. Поэтому на уроке стараюсь создать оптимальные условия для проявления детской креативности. Центральное место отвожу самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, направленной на получение нового результата.

Знания становятся действенными тогда, когда добываются самим учеником, с этой целью отвожу специально время для самостоятельной продуктивной деятельности учащихся по всем темам кубановедения.

Изучение опыта моих коллег, советы ученых-методистов дают возможность большого разнообразия приемов и методов самостоятельной работы ребят. А иногда и сами дети являются авторами приемов творческой деятельности.

Хочу поделиться вариантами опробованных мною приемов работы.

Творчество работает на будущее

Ученики выполняют творческое домашнее задание. В следующем учебном году эти работы будут использованы во время уроков курса. Это престижно для авторов, в школе сохраняется добрая память о ребятах.

Пример. В 7 классе во время изучения устройства казачьего жилища (хаты) возможно создание художественного коллажа “Моя станица 100 лет назад”. Работа выполняется в творческих группах: одни придумывают, находят документальные свидетельства строения улиц, а другие воплощают это в художественных зарисовках, объединяемых в итоге в единый ансамбль.

Фома Неверующий

Cверхактивный ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого слушателя. Как только оглашается факт, который может вызвать сомнения, Фома поднимает руку: “А я не верю! Докажите, что…”

Пример. Урок в 6 классе по теме “Тмутараканское княжество – самый удаленный юго-восточный форпост Киевской Руси”. В беседе о борьбе за тмутараканский престол между русскими князьями Фома спрашивает: “Могла ли быть другой жизнь князя Ростислава?” (используется версия отравления).

Привлекательная цель

Перед учеником ставиться простая, понятная и привлекательная цель, достигая которую он совершает и то учебное действие, что ожидает педагог.

Пример. Урок в 7 классе по теме “Художественная культура Кубани 19 века (вышивка)”. Цель учителя: показать разнообразие кубанской вышивки, ее символичность.

Разыгрывается ситуация: “Помогите невесте собрать приданое” (рушники, вышитые по мотивам кубанских традиций). Используя технику рисования по ткани, учащиеся выполняют “вышивку”, осознавая значимость ее символов-деталей, которые поясняет педагог, используя копии старинных кубанских узоров.

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель дает загадку, ключик для понимания которой будет дан при работе над новым материалом.

Пример. Тема Кубанский костюм. В конце 18 века казаки перенимают мужской горский костюм (черкеска, бешмет, папаха и т. д.), а женский костюм остается неизменным. Почему?

Далее учащиеся узнают, что в костюме женщины в узорах вышивки зашифрованы символы-обереги, индивидуальные у каждого народа.

Фантастическая добавка

Учитель дополняет реальную ситуацию выдумкой.

Пример. Тема в 7 классе “Пожалование казакам кубанских земель (1792 г.)”. Представьте себе, что вы можете поехать в составе казачьей делегации Антона Головатого в г. С.-Петербург. Какие аргументы вы посоветовали бы использовать главе делегации при беседе с императрицей? Разыграйте диалог.

Использование заданий с противоречиями

Пример. Урок в 5 классе по теме “Скифы. Уклад жизни”.

Задание: нарисуйте скифского вождя так, чтобы его не было видно.

Давая задание, прошу ознакомиться с текстовой информацией книг.

Учащиеся выполняли работу самостоятельно. Выступая с сообщениями в классе, анализировали работы друг друга. Один ученик изобразил археологические раскопки кургана скифского вождя и рассказал о его жизни по найденным предметам, причем в погребении был скелет собаки, а не человека (ведь собака – проводник в мир мертвых по представлениям древних).

Проект “Творческая личность: отношение общества к “белой вороне”, т.е. неординарному человеку.

Пример. Урок в 8 классе по теме “Художественная культура 19 века”.

А. С. Пушкин в своем произведении “Капитанская дочка” называет Емельяна Пугачева казаком. Какой поступок Пугачева опровергает данную характеристику? (Казаки никогда не принимали в подарок чужую одежду, даже с царского плеча, предпочитая ту, что сшила мать или жена, а Пугачев берёт у Гринева заячий тулуп)

Ожившая картина.

Пример. Урок в 8 классе по теме “Культура народов Кубани 19 века”.

После рассматривания и ознакомления с историей создания полотна И. Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, класс получает задание: “Что произошло за 5 минут до сцены, изображенной на картине?” Свой рассказ учащиеся строят в форме диалога репинского полотна.

Думаю, что перечисленные задания будут способствовать развитию креативности учащихся.

Результатами нашей с ребятами деятельности является активное участие в проводимых акциях по краеведению, выставках рисунков и плакатов, конкурсах по региональной тематике.

Конечно, в большинстве своем будущие профессии моих учеников не будут напрямую связаны с искусствоведческими традициями и историей края, но они будут высококультурными людьми, умеющими гордиться своей Родиной и прославляющими ее своим творчеством, основы которого они получили в школе.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X