Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Современный урок (учебное занятие) и критерии эффективности урока» | Воротынцева Татьяна Анатольевна. Работа №240223

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Воротынцева Татьяна Анатольевна
                  Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.

«Современный урок (учебное занятие) и критерии эффективности урока»

Задачи:

Осознание  основных критериев современного урока

П

овышение интереса педагогов к современным технологиям

О

сознание необходимости повышения уровня самообразования

«Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения

.

Как для

обучающихся

, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный

– это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный

[от лат.

actualis

– деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще –

действенный

, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок –

современный

, то он обязательно закладывает основу для будущего.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Вспомним, из каких этапов состоял урок…

Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов

:

организационный момент;

повторение и

проверка домашнего задания

;

изучение нового материала;

закрепление

изученного

на уроке;

объяснение домашнего задания;

оценивание учеников.

Несколько могла отличаться структура уроков в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Плюсы и минусы традиционного урока (две команды)

Нападающие – защитники

(образцы выступлений)

плюсы

минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. 

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель

Наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. 

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). 

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. 

Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». 

На коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. 

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

 

 

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. 
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

 

 

При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим   школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей.  Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

 

Рассмотрим, что нового появляется в уроке (учебном занятие) при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?

 

Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.

Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.

Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.

Знание типологии урока

.

Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.

Учет

обученности

,

обучаемости

, учебных и воспитательных возможностей учащихся

.

Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».

Планирование воспитательной функции урока.

Компл

ексное планирование задач урока.

Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на учебном занятии именно этого.

Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и тракт

овки учебного материала на уроке

.

Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

Опора на

межпредметные

связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.

Сочетание

общеклассных

форм работы с

групповыми

и индивидуальными

.

Осуществление д

ифференцированного подхода к

обучаю

щимся

только на основе диагностики их реальных учебных достижений.

Формирование

надпредметных

способов учебной деятельности (например

:

анализирование

от предмета к явлению, процессу, понятию).

Работа по мо

тивации учебной деятельности –

формирование мотивации познания.

Создание условий для

проявления самостоятельности обучаю

щихся

.

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств

)

.

Включение компьютеров в педагогические технологии.

Дифференциация домашних заданий.

Знание и применение

психосберегающих

,

здоровьесберегающих

и

здоровьеразвивающих

технологий.

Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

Обеспечение эстетических условий

.

Общение - сочетание требовател

ьности и уважения к личности обучаю

щегося.

Имидж учителя.

Соотношение

рационального

и эмоционального в работе с детьми.

Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Структура урока по ФГОС

 

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраивает учеников на успешную работу

Актуализация знаний

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание.

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Консультирует

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Консультирует

Решение проблемы

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Консультирует

Коррекция

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Консультирует

Систематизация знаний

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Консультирует, направляет

Объяснение домашнего задания

У обучающихся должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Оценивание

Обучающиеся  самостоятельно оценивают работу на уроке (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Рефлексия учебной деятельности

Обучающиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит обучающихся за урок

 

 

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».

К.Д. Ушинский

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.
Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

Метапредметы

это предметы

,

отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит

мыследеятельностный

тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.

Универсальность

метапредметов

состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но

в

то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Структурные элементы урока (учебного занятия)

М

обилизующий этап – включение

обучаю

щихся

в активную интеллектуальную деятельность.

Це

леполагание

– формулирование обучаю

щимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

Момент осознания

обучаю

щимися

  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Рефлексия – осознание обучающимся

и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

 

Алгоритм для обучающихся

Осмысли цель задания (что надо сделать?)

Найди нужную информацию (текст, рис

унок

…)

Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найди причину, выдели…)

Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова:

(

«я считаю что…, потому что

,

во-первых…,

во-вторых

… и т.д.».)

Дай полный ответ (рассказ), не рассчитыв

ая на наводящие вопросы учителя

(

главное, дать оценку…)

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом,

буквально захватывающим обучающихся

сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение

достигнутого

. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, ко

торое позволяет ему либо проводить урок, наполняя обучающихся

знаниями умениями и навыками, либо давать урок

(учебное занятие)

, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Традиционный урок не способен выполнить задачи, стоящие перед современным образованием.

ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на

системно

-деятельностном

подходе. Обучающиеся

не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.

 

Практическая работа

Разделиться на группы и опираясь на критерии оценки эффективности урока заполнить таблицу (Приложение 1)

Критерии эффективности проведения урока при системно-деятельностном подходе:

 

наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

использование проблемных творческих заданий;

применение знаний, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся в ходе урока;

обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа обучающегося, но и анализ того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

отметка, выставляемая обучающемуся в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

 

Системно-деятельностный подход предлагает  следующие типы уроков (5 групп уроков), которые распределяет по целеполаганию:

 

1 группа: уроки «открытия» новых знаний

Выделяют 2 цели:

деятельностная

: работает на

метапредметный

результат; формирование у обучающихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

содержательная

: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2 группа: урок отработки умений и рефлексии

деятельностная

цель: формирование способностей к рефлексии

корреционно-контрольного

типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных  затруднений, контроль и проект выхода из затруднений); формирование регулятивных УУД;

содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов.

3 группа: уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)

деятельностная

цель: формирование

деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания;

содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий.

Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.

4 группа: уроки развивающего контроля

деятельностная

цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции;

содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

5 группа: урок – исследования (урок творчества)

деятельностная

цель: формирование  способностей применять новые знания в учебной деятельности;

содержательная цель: проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление;  создание мотивации на успех для каждого ребенка.

 

Урок может считаться удавшимся, если:

реализован замысел урока (то

есть

достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты запланированные достижения), даже если спроектированный ход урока нарушен;

результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.

 

Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – главная составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.

 

Анкетирование педагогов (ответы «да» или «нет»)

Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.

Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

Когда учащиеся

несут

какую то чушь

, я стараюсь поставить их на место.

Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу.

 

Заключение

Так ч

то же для  нас современный урок

?

Ответы:

это урок

познание

откры

тие

деятельность

противоречие

развитие

рост

ступ

енька к знанию

самопозн

ание

самореализация

мотивация

интерес

профессионализм

выбор

исследование

инициативн

ость

уверенность 

потребность

партнерство

сотрудничество

 

«Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств»

Януш Корчак

 

Общаясь сегодня с детьми, как с партнёрами, мы многому можем научить их, а они научат нас.

 

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Джон

Дьюи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Лист оценки урока (учебного занятия)

 

Тип урока___________________________

 

Этапы урока

Требования к этапу

Критерии

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Что формируем?

Мобилизационный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоопределение учащихся на основе антиципации (предугадывание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний (объяснение нового материала)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×