«Создаем текст-рассуждение» (с использованием стратегий смыслового чтения) | Оксана Владимировна Разоренова. Работа №312528. Номер работы: №312528
Материал представляет собой конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе. Учебник Т.Ладыженской. Цель урока: расширить знания обучающихся о рассуждении как типе речи. Актуальным и одним из продуктивных методов работы в школе в настоящее время признается использование стратегий смыслового чтения.
Они эффективны не только на уроках комплексного анализа текста, но и в каждодневной практике преподавания, на уроках различных видов. Элементы применения технологий смыслового чтения целесообразно включать в учебный процесс на занятиях различной тематической направленности. В числе использованных приемов на уроке «Мозговой штурм» (на этапе актуализации знаний), «Кластер», «Глоссарий» (на этапе освоения учебного материала), а также создание текста (на завершающем этапе урока).
Задания по созданию текстов-рассуждений даются на итоговой аттестации в выпускных классах. Уже с 5 класса проводим работу с заданиями данного типа.
Урок развития речи по теме «Создаем текст-рассуждение» (с использованием стратегий смыслового чтения)
Класс 5. Учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова…, 2021 год
Оборудование: учебник, презентация, карточки
План урока:
1.Оргмомент 1 мин
2. ПДЗ 3 мин
3.Актуализация знания 5 мин (определить тип речи)
4. Работа по теме урока: (30 мин)
А) работа с учебником (п.87 письмо С.Я.Маршака)
б) практическая работа с текстом (создание текста Роль языка в жизни человека)
в) первичный контроль усвоения темы (чтение созданных текстов, комментирование)
5. Подведение итогов, домашнее задание 3 мин
6. Рефлексия 2 мин
Ход урока:
1. Доброе утро, ребята. Ученые выяснили, что улыбка имеет удивительную силу: ободряет, дарит чувство уверенности, улучшает самочувствие. Давайте улыбнемся друг другу. Повернитесь с нашим гостям – подарите свои улыбки. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и познания.
2. Начнем с проверки дз.
1) схема предложения на доске и морфемный разбор
2) инд. –карточки
3) все – по цепочке – назвать сущ, род, скл.
Тетради сдать. Подписываем число, кл. работа Сл.1
- Начнем с разминки. (Слайд 2-4).
Вы знаете, что тексты бывают разными по содержанию и по цели высказывания. В соответствии с этим различают три типа речи. Назовите их. Выразительно прочитайте фрагмент текста. Определите, к какому типу речи он относится:
Белая береза под моим окном
Принакрылась
снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
- (описывается, рисуется предмет. Можно задать вопрос:какой))
2) Первым, как всегда, пришел Аркаша. Он поздоровался с любимыми цветами. При виде Аркаши цветы закивали головками. Они радовались встрече со своим спасителем. Аркаша тем временем с помощью шланга уже поливал своих питомцев витаминной водой. (К.Булычев)
(рассказывается о событии, последовательно перечисляются действия: что произошло?)
3) Детство – самая яркая пора человеческой жизни.
В детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретённые в детстве, человек проносит через всю свою долгую жизнь.
Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым. (В.Солоухин)
(доказывается мнение, вопрос:почему?)
Молодцы! А теперь запишем под диктовку на доске и в тетради слова (с объяснением орфограмм):
Тезис, аргументы, сочинение, доказательства.
- Какие слова являются синонимами?
- Какое слово ассоциируется с этими словами? Добавим слово: Рассуждение)
- Что такое рассуждение? (Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. Высказывание)
- Прочитайте еще раз слова, как вы думаете, чем сегодня мы займемся на уроке? Цель урока – расширить знания о рассуждении и попробовать написать сочинение- рассуждение.
3. Изучение нового материала
1). Мы уже немного знакомы с этим типом речи. Вспомните, из каких элементов состоит сочинение-рассуждение. Как и любое сочинение, рассуждение обычно состоит из трех частей: Запись:
Тезис Аргументы Вывод
Сочинение-рассуждение пишется по следующей схеме:
Нужно
определить основную мысль
(сформулировать тезис);
подобрать доказательства, подтверждающие ваши высказывания, и наметить последовательность их изложения;
Сформулировать вывод.
Обратимся к учебнику. Откройте П.87 стр.53 чтение текста (письмо С.Маршака), беседа по вопросам.
(Физминутка) – Прежде чем перейдем к другому заданию, давайте немного разомнемся. И проверим знания пословиц и поговорок. Сейчас каждый ряд подойдет к столу и попробует собрать рассыпанные пословицы. (Приложение 1.)
- Что объединяет эти поговорки? (тема –язык, речь) Слайд.5
3) - Слово язык – однозначное или многозначное? Какие значения вы можете вспомнить? А где мы можем себя проверить? Посмотреть значение слова) (в толковом словаре. Авторы?)
Посмотрим на определение из словаря С.Ожегова: слайд
- О языке в каком значении говорится в пословицах и поговорках?
4)А теперь поработаем с карточками, которые вы получили. Скажите, можно ли сказать, что это текст?
Карточка.
____________________________________________________
Язык – это хр..нилище, в котором находят(?)ся звуки речи м..рфемы сл..ва словосочетания предл..жения и лингвистические законы. Ч..ловек (не)может обойтись без языка.
Во-первых, ____________. Во-вторых, ______________________. Кроме того, благодаря языку ________________________________________.
Следовательно, язык очень _________ для человека, поэтому его надо __________и________________.
Задания:
1. Прочитайте 1 абзац, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
2. Перечитайте текст ещё раз. Можно определить его тему (о чём он?).
3 В каком предложении содержится главная мысль.
4. Озвучьте тезис. - А вы согласны с этим мнением? -Попробуйте подобрать аргументы (работа в парах) 1 мин
Составим на доске кластер:
Тема текста: язык
Главная мысль (тезис): человек не может обойтись без языка
(Почему? : общение, обмен информацией, передача опыта, выражение чувств, мыслей.)
Допишите сочинение-рассуждение. (3 мин)
Озаглавьте свои тексты.
Читаем получившийся текст.
Роль языка в жизни человека.
Язык – это хранилище, в котором находятся звуки речи, морфемы, слова, словосочетания, предложения и лингвистические законы. Я думаю, что человек не может обойтись без языка.
Во-первых, он помогает людям общаться и обмениваться информацией. Во-вторых, при помощи языка мы передаем друг другу свои чувства и мысли. Кроме того, благодаря языку старшие поколения передают свой опыт младшим.
Следовательно, язык очень важен для человека, и поэтому его надо беречь и изучать.
5. Ребята, вы обратили внимание, какие слова используются для оформления мыслей в тексте-рассуждении? Это слова-конструкторы, которые помогают создавать текст рассуждение.
6. Подведение итогов:
Какова основная задача текста рассуждения?
Назовите структурные элементы рассуждения?
Какие слова-помощники нужно использовать при создании рассуждения?
Д.з. по выбору - написать сочинение-рассуждение на тему: «Кем бы я хотел стать, когда вырасту» или выполнить упр.521
Рефлексия:
Приложение1.
Язык голову кормит.
Каков разум, таковы и речи.
Речь вести – не лапти плести.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Язык разум открывает.
Без русского языка не сколотишь и сапога.