Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Создаем текст-рассуждение» (с использованием стратегий смыслового чтения) | Оксана Владимировна Разоренова. Работа №312528. Номер работы: №312528

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Материал представляет собой конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе. Учебник Т.Ладыженской. Цель урока: расширить знания обучающихся о рассуждении как типе речи. Актуальным и одним из продуктивных методов работы в школе в настоящее время признается использование стратегий смыслового чтения.

Они эффективны не только на уроках комплексного анализа текста, но и в каждодневной практике преподавания, на уроках различных видов. Элементы применения технологий смыслового чтения целесообразно включать в учебный процесс на занятиях различной тематической направленности. В числе использованных  приемов на уроке «Мозговой штурм» (на этапе актуализации знаний),  «Кластер», «Глоссарий» (на этапе освоения учебного материала), а также создание текста (на завершающем этапе урока).

Задания по созданию текстов-рассуждений даются на итоговой аттестации в выпускных классах. Уже с 5 класса проводим работу с заданиями данного типа.

Урок развития речи по теме «Создаем текст-рассуждение» (с использованием стратегий смыслового чтения)

Класс 5. Учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова…, 2021 год

Оборудование: учебник, презентация, карточки

План урока:

1.Оргмомент 1 мин

2. ПДЗ 3 мин

3.Актуализация знания 5 мин (определить тип речи)

4. Работа по теме урока: (30 мин)

А) работа с учебником (п.87 письмо С.Я.Маршака)

б) практическая работа с текстом (создание текста Роль языка в жизни человека)

в) первичный контроль усвоения темы (чтение созданных текстов, комментирование)

5. Подведение итогов, домашнее задание 3 мин

6. Рефлексия 2 мин

Ход урока:

1. Доброе утро, ребята. Ученые выяснили, что улыбка имеет удивительную силу: ободряет, дарит чувство уверенности, улучшает самочувствие. Давайте улыбнемся друг другу. Повернитесь с нашим гостям – подарите свои улыбки. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и познания.

2. Начнем с проверки дз.

1) схема предложения на доске и морфемный разбор

2) инд. –карточки

3) все – по цепочке – назвать сущ, род, скл.

Тетради сдать. Подписываем число, кл. работа Сл.1

- Начнем с разминки. (Слайд 2-4).

Вы знаете, что тексты бывают разными по содержанию и по цели высказывания. В соответствии с этим различают три типа речи. Назовите их. Выразительно прочитайте фрагмент текста. Определите, к какому типу речи он относится:

Белая береза под моим окном

 

Принакрылась

снегом, точно серебром.

 

На пушистых ветках снежною каймой

 

Распустились кисти белой бахромой.

- (описывается, рисуется предмет. Можно задать вопрос:какой))

 

2) Первым, как всегда, пришел Аркаша. Он поздоровался с любимыми цветами. При виде Аркаши цветы закивали головками. Они радовались встрече со своим спасителем. Аркаша тем временем с помощью шланга уже поливал своих питомцев витаминной водой. (К.Булычев)

(рассказывается о событии, последовательно перечисляются действия: что произошло?)

3) Детство – самая яркая пора человеческой жизни.

В детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретённые в детстве, человек проносит через всю свою долгую жизнь.

Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым. (В.Солоухин)

(доказывается мнение, вопрос:почему?)

Молодцы! А теперь запишем под диктовку на доске и в тетради слова (с объяснением орфограмм):

Тезис, аргументы, сочинение, доказательства.

- Какие слова являются синонимами?

- Какое слово ассоциируется с этими словами? Добавим слово: Рассуждение)

- Что такое рассуждение? (Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. Высказывание)

- Прочитайте еще раз слова, как вы думаете, чем сегодня мы займемся на уроке? Цель урокарасширить знания о рассуждении и попробовать написать сочинение- рассуждение.

3. Изучение нового материала

1). Мы уже немного знакомы с этим типом речи. Вспомните, из каких элементов состоит сочинение-рассуждение. Как и любое сочинение, рассуждение обычно состоит из трех частей: Запись:

Тезис Аргументы Вывод

Сочинение-рассуждение пишется по следующей схеме:

Нужно

определить основную мысль

(сформулировать тезис);

подобрать доказательства, подтверждающие ваши высказывания, и наметить последовательность их изложения;

Сформулировать вывод.

Обратимся к учебнику. Откройте П.87 стр.53 чтение текста (письмо С.Маршака), беседа по вопросам.

(Физминутка) – Прежде чем перейдем к другому заданию, давайте немного разомнемся. И проверим знания пословиц и поговорок. Сейчас каждый ряд подойдет к столу и попробует собрать рассыпанные пословицы. (Приложение 1.)

- Что объединяет эти поговорки? (тема –язык, речь) Слайд.5

3) - Слово язык – однозначное или многозначное? Какие значения вы можете вспомнить? А где мы можем себя проверить? Посмотреть значение слова) (в толковом словаре. Авторы?)

Посмотрим на определение из словаря С.Ожегова: слайд

- О языке в каком значении говорится в пословицах и поговорках?

 

4)А теперь поработаем с карточками, которые вы получили. Скажите, можно ли сказать, что это текст?

Карточка.

____________________________________________________

Язык – это хр..нилище, в котором находят(?)ся звуки речи м..рфемы сл..ва словосочетания предл..жения и лингвистические законы. Ч..ловек (не)может обойтись без языка.

Во-первых, ____________. Во-вторых, ______________________. Кроме того, благодаря языку ________________________________________.

Следовательно, язык очень _________ для человека, поэтому его надо __________и________________.

Задания:

1. Прочитайте 1 абзац, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

2. Перечитайте текст ещё раз. Можно определить его тему (о чём он?).

3 В каком предложении содержится главная мысль.

4. Озвучьте тезис. - А вы согласны с этим мнением? -Попробуйте подобрать аргументы (работа в парах) 1 мин

Составим на доске кластер:

Тема текста: язык

Главная мысль (тезис): человек не может обойтись без языка

(Почему? : общение, обмен информацией, передача опыта, выражение чувств, мыслей.)

Допишите сочинение-рассуждение. (3 мин)

Озаглавьте свои тексты.

Читаем получившийся текст.

Роль языка в жизни человека.

Язык – это хранилище, в котором находятся звуки речи, морфемы, слова, словосочетания, предложения и лингвистические законы. Я думаю, что человек не может обойтись без языка.

Во-первых, он помогает людям общаться и обмениваться информацией. Во-вторых, при помощи языка мы передаем друг другу свои чувства и мысли. Кроме того, благодаря языку старшие поколения передают свой опыт младшим.

Следовательно, язык очень важен для человека, и поэтому его надо беречь и изучать.

5. Ребята, вы обратили внимание, какие слова используются для оформления мыслей в тексте-рассуждении? Это слова-конструкторы, которые помогают создавать текст рассуждение.

6. Подведение итогов:

Какова основная задача текста рассуждения?

Назовите структурные элементы рассуждения?

Какие слова-помощники нужно использовать при создании рассуждения?

Д.з. по выбору - написать сочинение-рассуждение на тему: «Кем бы я хотел стать, когда вырасту» или выполнить упр.521

Рефлексия:

 

Приложение1.

Язык голову кормит.

Каков разум, таковы и речи.

Речь вести – не лапти плести.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Язык разум открывает.

Без русского языка не сколотишь и сапога.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×