Создание адаптированных учебных материалов для детей с расстройствами аутистического спектра | Соловьёва Алёна Владимировна. Работа №343224
Аннотация. В статье рассматриваются принципы создания адаптированных учебных материалов для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Описываются подходы к разработке образовательных программ, которые учитывают особенности восприятия, поведения и познавательной деятельности детей с РАС. Приводятся примеры использования визуальных, сенсорных и интерактивных методик, которые помогают детям с РАС усваивать учебный материал, а также способы адаптации учебной среды для их успешного обучения.
Ключевые слова: адаптированные учебные материалы, дети с РАС, сенсорные методики, визуальная поддержка, учебная среда, индивидуальный подход.
СОЗДАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Соловьева Алена Владимировна, учитель-дефектолог
ГБОУ СО "Верхнетагильский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Аннотация. В статье рассматриваются принципы создания адаптированных учебных материалов для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Описываются подходы к разработке образовательных программ, которые учитывают особенности восприятия, поведения и познавательной деятельности детей с РАС. Приводятся примеры использования визуальных, сенсорных и интерактивных методик, которые помогают детям с РАС усваивать учебный материал, а также способы адаптации учебной среды для их успешного обучения.
Ключевые слова: адаптированные учебные материалы, дети с РАС, сенсорные методики, визуальная поддержка, учебная среда, индивидуальный подход.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) нуждаются в особом подходе к обучению, так как их восприятие и обработка информации часто отличаются от нормы. Важно, чтобы учебные материалы, используемые в процессе обучения, были адаптированы под их особенности, чтобы способствовать развитию их познавательной активности, социальной адаптации и коммуникативных навыков. Учебные материалы для детей с РАС должны учитывать их склонность к визуальному восприятию, потребность в структурированной информации и возможные сенсорные перегрузки.
Одним из главных принципов создания адаптированных учебных материалов для детей с РАС является визуальная поддержка. Дети с РАС лучше воспринимают информацию, если она представлена в виде изображений, схем, пиктограмм и графиков. Учитель-дефектолог может использовать визуальные планы уроков, где пошагово описаны задания с иллюстрациями или пиктограммами. Например, для обучения навыкам самообслуживания можно создать карточки с изображением каждого шага (чистка зубов, одевание и т.д.). Это помогает детям понять последовательность действий и уменьшает тревожность, так как они заранее знают, что их ожидает.
Структурирование информации является ключевым аспектом при создании учебных материалов для детей с РАС. Важно, чтобы задания были чётко структурированы, а учебный процесс организован по принципу последовательности. Например, рабочие листы или задания должны содержать ясные инструкции с минимальным количеством отвлекающей информации. Это может включать использование простых и понятных фраз, разделение задания на несколько частей и пошаговое выполнение задач. Чёткая структура помогает детям с РАС лучше ориентироваться в учебном материале и снижает риск сенсорной перегрузки.
Использование сенсорных методик также является важным элементом в адаптации учебных материалов для детей с РАС. Многие дети с РАС испытывают трудности с сенсорной обработкой информации, поэтому важно предлагать задания, которые помогут развивать их сенсорные навыки без перегрузки. Это помогает детям не только лучше усваивать материал, но и снижает тревожность, связанную с сенсорными перегрузками. Сенсорные коробки, тактильные игры и упражнения с использованием различных текстур помогают детям развивать тактильные ощущения и концентрацию внимания.
Интерактивные материалы и технологии также играют важную роль в обучении детей с РАС. Интерактивные программы, планшеты и сенсорные панели могут использоваться для создания адаптированных заданий, которые позволяют детям активно взаимодействовать с материалом. Например, интерактивные задания, где дети должны перетаскивать элементы, сопоставлять объекты или выбирать правильные ответы, стимулируют познавательную активность и помогают поддерживать внимание на протяжении урока. Такие технологии позволяют адаптировать задания под потребности каждого ребёнка, предоставляя возможность работать в его собственном темпе.
Создание визуальных расписаний и таймеров помогает детям с РАС понимать и контролировать время, что важно для их адаптации к образовательному процессу. Например, учитель-дефектолог может использовать визуальные расписания уроков с изображением занятий, которые ребёнок должен выполнить в течение дня. Таймеры, показывающие, сколько времени осталось до завершения задания, помогают детям лучше управлять своим временем и сосредоточиться на выполнении задач. Это особенно полезно для детей с РАС, которые могут испытывать трудности с восприятием временных рамок.
Адаптация учебных материалов для невербальных детей также является важным направлением в работе с детьми с РАС. Учитель-дефектолог может использовать карточки с изображениями для коммуникации, когда дети не могут выразить свои мысли словами. Например, карточки с изображениями предметов, действий или эмоций помогают детям взаимодействовать с учителем и выражать свои потребности. Это способствует развитию коммуникативных навыков и помогает детям лучше понимать, что от них ожидается.
Социальные истории являются эффективным методом для объяснения социальных норм и правил поведения детям с РАС. Социальные истории представляют собой короткие рассказы с иллюстрациями, которые описывают определённую ситуацию и ожидаемое в ней поведение. Например, можно создать социальную историю о том, как вести себя на уроке, как здороваться с другими или как играть с одноклассниками. Такие истории помогают детям с РАС лучше понимать социальные нормы, что способствует их социальной адаптации и развитию коммуникативных навыков.
Итак, создание адаптированных учебных материалов для детей с расстройствами аутистического спектра требует особого подхода, основанного на визуальной поддержке, структурировании информации, использовании сенсорных и интерактивных методик. Важно, чтобы в учебных материалах учитывались индивидуальные особенности каждого ребёнка и помогали ему успешно адаптироваться в образовательной среде. Учитель-дефектолог, работающий с детьми с РАС, должен активно использовать эти подходы, чтобы обеспечить эффективное обучение и развитие познавательных, коммуникативных и социальных навыков детей.
Список литературы
Загуменная О. В., Хаустов А. В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие / Москва: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017 г. — 80 с.
Евдакова, Н. С. Адаптация учебного материала для детей с расстройствами аутистического спектра / Н. С. Евдакова,
А. А. Коновалова, С.
Ю. Романова.
// Молодой ученый. — 2023. — №
50 (497). — С. 75-77.