Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Создание доступной среды для детей с ОВЗ в образовательном учреждении | Секретаренко Оксана Анатольевна. Работа №287455

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Секретаренко Оксана Анатольевна
Вопрос об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день является одними из самых актуальных, это является следствием неуклонного роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день нет единого определения понятия дети с ОВЗ. Разными авторами и словарями даются разные определения. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.В проекте закона РФ о специальном образовании дети с ограниченными возможностями - дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. 

 

 

 

Создание доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении

Вопрос об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день является одними из самых актуальных, это является следствием неуклонного роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, 700 тысяч из которых составляют дети инвалиды. Лишь у двух из десяти детей младенческого возраста показатели психического и физического здоровья соответствуют нормальному 25 психофизическому развитию. Дети с ОВЗ – это главным образом, дети, у которых вследствие врожденной или приобретенной органической недостаточности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, речи, развитие психических функций отклоняются от нормы.

На сегодняшний день нет единого определения понятия дети с ОВЗ. Разными авторами и словарями даются разные определения. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

В словаре Гусляковой Л.Г. дети с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.

В проекте закона РФ о специальном образовании дети с ограниченными возможностями - дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования.

Проанализировав и изучив различные точки зрения, мы можем сделать вывод, что дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.

Т.В. Егорова дает классификацию детей с ОВЗ, в основе которой лежит группировка категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);

сенсорные нарушения (слух, зрение);

нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения)

Для более успешной социализации, полноценной интеграции детей с ОВЗ в общество и их самореализации в различных сферах необходимым условием является получение образования. Следовательно, важнейшей задачей государственной политики в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование – одна из важнейших задач, выделенная в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Данным документом подчеркивается преобладание в настоящее время социальной исключенности детей-инвалидов из среды естественной социализации – в общении со сверстниками, освоением программ дополнительного, основного образования. Большое значение имеет создание необходимых условий, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в общество. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» прописано, что дети с проблемами в развитии имеют равные права на образование.

Термин «доступная» или «безбарьерная» среда упоминается во многих законодательных актах РФ, и в разных источниках имеет различное толкование. Это такие элементы окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.

Доступность (безбарьерность) – свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой. В соответствии с методическим пособием «Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг», разработанной Министерством здравоохранения и социального 27 развития Российской Федерации, варианты организации доступности объекта могут быть следующие: «А» доступность всех зон и помещений – универсальная. «Б» доступны специально выделенные участки и помещения. «ДУ» доступность условная: дополнительная помощь сотрудника, услуги на дому, дистанционно. «ВНД» не организована доступность.

В широком смысле безбарьерная или доступная среда – это среда, которая создаѐт наиболее лѐгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Под доступной средой нужно понимать различные сооружение пандусов и специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта и т.д. То есть доступная среда должна быть повсеместной, непрерывной на значительных по площади территориях, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту.

Основное количество зданий учреждений образования построены без учета требований создания универсальной безбарьерной среды, поэтому основные мероприятия по организации необходимых условий для маломобильных категорий детей должны быть направлены на реконструкцию действующих зданий образовательных учреждений. Не во всех зданиях учреждений образования, построенных без учета основных требований безбарьерной среды для лиц с ОВЗ, возможно создать универсальную безбарьерную среду посредством реконструкции, капитального ремонта. Целесообразно включить в план мероприятий по созданию универсальной безбарьной среды прежде всего те здания общеобразовательных учреждений, которые требуют наименьших затрат и подлежат реконструкции. Эти учреждения и будут являться базовыми общеобразовательными учреждениями по созданию универсальной безбарьерной среды.

Таким образом, дети с ОВЗ - это дети с нарушениями состояния здоровья, которые не могут обучаться вне специальных условий обучения и воспитания. 28 Тем не менее, обучение детей с ОВЗ является неотъемлемой частью их развития, социализации и интеграции в общество. Поэтому необходимо создавать доступную среду для их обучения и воспитания. Доступную средой следует считать такую среду, которая обеспечивает получение образовательной услуги в учреждениях образования всем маломобильным категориям предусматривает устройство общих универсальных путей движения и приспособления для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания. Мы считаем, что, данная проблема должна затрагивать все слои общества, потому что создание доступной среды, подразумевает в себя и отношения к детям с ОВЗ со стороны детей нормы, нужно подготовить общество к принятию детей с ОВЗ.

Список литературы

1. Егорова Т.В., Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда [Текст] / Т.В.Егорова. М.: РИНЦ, 2014. 211 с.

2. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями [Текст] / С.А. Завражин. М.: Академический проект: Трикста, 2005. 400 с

3. Любимов, Л.М. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.М. Любимов. М.: РИНЦ, 2012. 250 с.

4. Макадей, Л.И. Дети с ограниченными возможностями здоровья: практикоориентированный подход в современных исследованиях семей [Текст] / Л.И. Макадей. М.: «Издательство «Юнити-Дана», 2011. 253 с.

5. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. [Текст] / Е.М.Мастюкова. М.: Просвещение, 1992. 98с.

6. Приложение к письму Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 13.02.2013 № 10-1209

7. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст] / под ред. Гусляковой Л. Г. Барнаул Издательство АГУ, 2009. 613 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×