Создание единого пространства «семья – детский сад» посредством активного включения родителей в образовательный процесс ДОО | Мой кабинет. Работа №349693
Взаимодействие с родителями всегда было одним из приоритетных направлений в работе детского сада. Поводом уделить этому направлению особое внимание сейчас стала ФОП ДО, а также Год семьи. Педколлективам предстоит повышать качество взаимодействия с семьями воспитанников, внедрять новые формы, увеличивать охват родителей и вовлекать их в образовательный процесс.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок» г. Советск Кировская область
Создание единого пространства «семья – детский сад»
посредством активного включения родителей
в образовательный процесс ДОО
Старший воспитатель
Волжанина Е.В.
г. Советск
2024 год
Взаимодействие с родителями всегда было одним из приоритетных направлений в работе детского сада. Поводом уделить этому направлению особое внимание сейчас стала ФОП ДО, а также Год семьи. Педколлективам предстоит повышать качество взаимодействия с семьями воспитанников, внедрять новые формы, увеличивать охват родителей и вовлекать их в образовательный процесс.
Созданию единого образовательного пространства в дошкольном учреждении способствуют следующие формы вовлечения родителей в образовательный процесс:
- Праздник - форма организации общения, призванная установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Форма традиционная, не новая, но новым является содержание праздника. Родители приходят на праздник не проверить, как работает воспитатель, как подготовились дети, а для того, чтобы играть с ними. Родители принимают участие в создании сценария праздника, делают декорации, шьют костюмы, готовят игры, исполняют роли детских сказочных персонажей. Совместная подготовка к праздникам способствует искреннему проживанию праздничного действа, где все: родители, дети, педагоги - субъекты этого процесса. А созданное на празднике настроение находит своё продолжение и в семье.
- Одной из интересных форм, на наш взгляд, является планирование и проведение тематических акций совместно с родителями. Данная форма способствует формированию системы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в интересах развития личности ребёнка, актуализации совместного опыта родителей и детей, укреплению позитивных внутрисемейных отношений, формированию активной жизненной позиции. В рамках акции «Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли» дети вместе с папами, дедушками, а кто-то и с мамами мастерили кормушки, развесили их на территории детского сада и подкармливали пернатых посетителей. Последействием акции стало участие детей старшей группы в районном экологическом слёте, посвящённом году экологии в Кировской области.
Акция «Ёлочка, живи!» проходила в преддверии новогодних праздников. Дети и взрослые с удовольствием готовили из различных материалов макеты хвойной красавицы, раздавали листовки «Сохраним ёлочку!». Результатом акции стала совместная композиция из работ с призывом бережно относиться к ели, представленная на районном конкурсе детского и педагогического творчества «Наш дом Земля».
- Активной формой включения родителей в совместную образовательную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада является создание мини-музея «Народная игрушка». Данная форма способствует приобщению детей и родителей к народной культуре. Выставка мини-музея создавалась совместно с родителями и была интерактивной. Дети и родители могли поиграть с матрёшками, подобрать наряд дымковской красавице, поиграть на народных музыкальных инструментах. В процессе работы над созданием мини-музея родители рассказывали детям о детстве их бабушек и дедушек: их занятиях, играх, игрушках, по рекомендации педагогов посмотрели вместе с детьми мультфильмы «Жили-были Матрешки…», «История Дымковской игрушки». Дети приняли участие в мастер-классе «Роспись матрёшки», организованном представителями Нолинского музея и ОАО «Русский сувенир».
- Эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников - выставка совместного творчества. Совместные выставки способствуют проецированию в среду ДОО продуктов совместной деятельности детей и взрослых. Благодаря совместной деятельности родители учатся организовывать семейный досуг с ребенком и больше времени уделяют его творческому развитию. А дети в ходе подготовки к выставке рассказывают о своих поделках в группе. Благодаря этому они практикуются в умении составлять рассказы, получают навыки публичных выступлений и, что очень важно, самоутверждаются, испытывают чувство гордости за совместный с родителями труд. Результат выставки – создание альбомов, использование экспонатов в образовательной деятельности, в оформлении группы.
- Современная педагогическая технология взаимодействия участников образовательных отношений – проектная деятельность. Проектная деятельность носит характер сотрудничества. Родители являются не только источником реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка («Хлеб всему голова», «Профессии наших родителей» и др.)
В детском саду уделяется большое внимание совместной деятельности педагогов, детей и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды. С этой целью были реализованы: проект «Украсим детский сад цветами», проект «Создаём игровое пространство группы», в ходе которого осуществлялось активное включение родителей в проектирование игровой среды группы.
- Для поддержания благоприятной атмосферы и обеспечения каждому ребёнку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства в детском саду формируются традиции. Так в 2018 году родилась традиция проведения фестиваля семейного творчества «Все звёзды». В фестивале участвуют дети и их родители, братья, сёстры, бабушки. Совместно подготовленные номера были интересными и оригинальными, выбор жанра полностью зависел от предпочтений родителей, талантов и увлечений детей. Фестиваль стал добрым семейным праздником.
- Современной формой вовлечения родителей в образовательный процесс является «День родительского самоуправления».
Взаимодействие с семьёй оценивается не по количеству проведённых дел, а по их качеству, востребованности у родителей и тому, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
Таким образом, применение данных форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволяет достичь более высокого качества образования детей дошкольного возраста, удовлетворять потребности родителей и детей, создать единое образовательное пространство семья – детский сад.