Создание эмоционально-нравственной развивающей среды | Казанцева Наталья Владимировна. Работа №329268
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов.
Решение проблемы качества образования в области формирования основ экономического мышления у детей зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные организации на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективные и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны.
Создание эмоционально-нравственной развивающей среды для формирования основ экономического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Казанцева Н.В.
Старший воспитатель МАДОУ «ДС № 422 г. Челябинска»
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов.
Решение проблемы качества образования в области формирования основ экономического мышления у детей зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные организации на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективные и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны.
Педагогический коллектив нашего детского сада разработал программу по формированию основ экономического мышления у детей дошкольного возраста: «5 ступеней». Детский сад получил статус опорной площадки по теме формирования основ экономического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе экспериментальной работы, было выявлено, что создание условий для формирования основ экономического развития дошкольников – это многогранный процесс, все стороны которого тесно взаимосвязаны, вытекают одна из другой. Одной из задач проекта, было построение эмоционально-нравственной развивающей среды для формирования основ экономического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Творческой группой педагогов была разработана «Модель эмоционально-нравственной развивающей среды для формирования у детей основ экономического мышления». Модель представлена в виде 4 компонентов: содержательный, организационный, предметно-развивающий, социальный. Все компоненты модели находятся в тесном взаимодействии друг с другом и одинаково важны для создания единой системы работы в области экономического развития дошкольников.
Содержательный компонент – это образовательные технологии, субъектные практики, внедряемые в образовательный процесс.
Организационный компонент включает в себя взаимодействие всех участников среды в рамках различных видов деятельности.
Предметно-развивающий компонент определяет содержание и наполнение развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольного учреждения и дома, способствующей наилучшему развитию ребёнка старшего дошкольного возраста.
Нравственный компонент включает в себя организацию социально-значимых дел, фестивалей, наполнение среды смысловыми эмоционально-нравственными ориентирами.
Для реализации эмоционально-нравственной развивающей среды для формирования основ экономического мышления у детей старшего дошкольного возраста необходимо создать условия. В первую очередь важным условием реализации модели является тесная взаимосвязь всех компонентов. Далее рассмотрим подробно содержание каждого компонента модели.
Содержательный компонент
включает в себя образовательные технологии,
субъектные практики,
внедрённые в образовательный процесс нашего детского сада в ходе экспериментальной деятельности.
Субъектные практики составляют основу данного компонента: «Безусловный герой»; «Семья недели»; «Три дня без игрушек».
Организационный компонент включает в себя взаимодействие с детьми, педагогами и родителями.
В рамках данного компонента создаются условия для реализации различных видов деятельности детско-взрослого сообщества.
Программа подразумевает мероприятия, которые совместно проводятся и с детьми, и с родителями, и с педагогами.
Предметно-развивающий компонент модели
эмоционально-нравственной развивающей
среды
включает в себя изготовление самостоятельно детьми атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Наличие
дидактических игр по теме, а
так же
разработанные игры в цифровом формате помогают ребёнку погрузиться в изучение и понимание данной темы.
Нравственный
компонент модели
включает в себя
цикл авторских сказок
, разработанных
для включения дошкольника в социальные взаимосвязи, позволяющие попробовать свои силы на уровне
игры, общения, беседы.
Создание условий для реализации данной модели является одной из важных задач при её внедрении:
1. Использование социоигрового подхода в практике работы с детьми по формированию творческой личности, обучение налаживанию дружеских взаимоотношений в детско-взрослом коллективе, создание особого микроклимата доброжелательных отношений и доверия друг с другом;
2. Общение и совместная деятельность детей и взрослых предполагает субъект-субъектные, партнёрские отношения, в которых ребёнок ощущает себя равным по своим возможностям и с другими детьми и со взрослыми;
3. Создание ситуаций для дошкольников, где он может проявить творческую самостоятельность и создать продукт творческой деятельности;
4. Открытость дошкольного учреждения к взаимодействию с родителями, овладение родителями методами активизации творческого мышления детей в условиях семьи;
5. Организация образовательного процесса строится по линии от субъекта (ребёнка) к содержанию и формам образовательного процесса;
6. Организация детского творческого сообщества, способствующего самовыражению ребёнка-дошкольника и одновременно овладению культурой родного языка в процессе общения;
7. Организация творческой эмоционально-нравственной развивающей среды, соответствующей задачам развития творческого мышления старших дошкольников и стимулирующей их к продуктивной деятельности. Среда является средством развития интеллектуального и творческого развития дошкольника;
8. Подготовка педагогов для работы с использованием нетрадиционных форм и методов формирования основ экономического мышления ребёнка дошкольного возраста.