Создание индивидуальной программы ранней помощи для дошкольников с ОВЗ | Грищенко Виктория Викторовна. Работа №338567
Аннотация: Статья посвящена разработке и реализации индивидуальных программ ранней помощи для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор подчеркивает важность индивидуального подхода к каждому ребенку с ОВЗ, учитывая его уникальные потребности и особенности. В статье описаны этапы разработки индивидуальной программы ранней помощи, от сбора информации о ребенке до внедрения и оценки эффективности программы.
Ключевые слова: Ранняя помощь, индивидуальная программа, дети с ОВЗ, развитие речи, социальная адаптация.
СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Грищенко Виктория Викторовна, учитель-дефектолог
ГКДОУ "Детский Сад № 75 "Голубок" Г.О. Горловка" ДНР
Аннотация: Статья посвящена разработке и реализации индивидуальных программ ранней помощи для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор подчеркивает важность индивидуального подхода к каждому ребенку с ОВЗ, учитывая его уникальные потребности и особенности. В статье описаны этапы разработки индивидуальной программы ранней помощи, от сбора информации о ребенке до внедрения и оценки эффективности программы.
Ключевые слова: Ранняя помощь, индивидуальная программа, дети с ОВЗ, развитие речи, социальная адаптация.
Ранняя помощь и поддержка для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неотъемлемой частью их развития и адаптации в обществе. Однако каждый ребенок уникален, и требования к его помощи могут существенно отличаться от общепринятых подходов. В таких случаях, создание индивидуальной программы ранней помощи становится необходимостью.
Разработка индивидуальной программы ранней помощи для дошкольников с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) проходит несколько этапов.
1. Первым этапом является сбор информации о ребенке и его потребностях. Для этого проводятся наблюдения, применяются специальные методики и анкетирование родителей. Это позволяет определить индивидуальные особенности и потребности ребенка.
2. Вторым этапом является анализ собранной информации. Профессионалы, работающие с ребенком, анализируют полученные данные и определяют его сильные и слабые стороны. Также оценивается уровень развития ребенка и возможные причины его трудностей. На основе этого проводится диагностика и уточняются цели и задачи индивидуальной программы ранней помощи.
3. На третьем этапе формулируются цели и задачи индивидуальной программы ранней помощи. Они должны быть конкретными, измеримыми и достижимыми. Например, целью может быть развитие коммуникативных навыков ребенка, а задачами – тренировка речи, использование различных коммуникативных стратегий и т.д. Также определяется срок реализации программы и способы оценки ее эффективности.
4. На четвертом этапе разрабатывается план реализации индивидуальной программы ранней помощи. Он включает в себя определение методов и средств, которые будут использоваться для достижения поставленных целей и задач. Также определяются ресурсы, необходимые для реализации программы, например, специалисты, оборудование, материалы. План должен быть гибким и адаптирован под конкретные потребности ребенка.
5. Последний этап – внедрение и оценка эффективности индивидуальной программы ранней помощи. Реализация программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка, поддержки и сотрудничества со стороны родителей и других специалистов. Оценка эффективности проводится посредством наблюдения, тестирования и анализа результатов. При необходимости план корректируется и адаптируется для достижения наилучших результатов.
Разработка индивидуальной программы ранней помощи для дошкольников с ОВЗ – сложный и ответственный процесс. Четкий план, учет индивидуальных особенностей и эффективная коммуникация – основные принципы, которые помогают реализовать программу с максимальной пользой для ребенка.
Примеры успешной реализации индивидуальных программ ранней помощи могут быть вдохновляющими практическими примерами для специалистов и родителей. Они демонстрируют, как правильное планирование и применение индивидуальных программ может значительно улучшить развитие детей с особыми образовательными потребностями.
1. Развитие речи у ребенка с задержкой речевого развития (ЗРР):
Проблема: 5-летний мальчик с ЗРР, ограниченный словарный запас, проблемы с артикуляцией.
Индивидуальная программа:
Цель: Развитие речи, расширение словарного запаса, улучшение артикуляции.
Методы: 1) Логопедические игры и упражнения (артикуляционная гимнастика, игры на развитие фонематического слуха, словарные игры, чтение сказок, рассказывание историй). 2) Использование мультимедийных материалов (видео, мультфильмы, картинки) для активизации речи. 3) Включение родителей в процесс обучения: обучение родителей играм и упражнениям для дома, проведение совместных занятий.
Результат: Ребенок стал активнее использовать речь в общении, расширил словарный запас, улучшил артикуляцию. Родители стали активными участниками развития ребенка и продолжают заниматься с ним дома.
2. Развитие навыков самообслуживания у ребенка с ДЦП:
Проблема: 6-летняя девочка с ДЦП, ограниченные физические возможности, не может самостоятельно одеваться, есть, умываться.
Индивидуальная программа:
Цель: Развитие навыков самообслуживания.
Методы: 1) Специальные упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами). 2) Поэтапное обучение навыкам самообслуживания (одевание, еда, умывание) с использованием специальных приспособлений. 3) Использование визуальных подсказок (картинки, схемы). 4) Положительное подкрепление успехов ребенка.
Результат: Девочка научилась самостоятельно одеваться, есть, умываться. У нее повысилась самостоятельность и уверенность в себе.
3. Развитие социальных навыков у ребенка с аутизмом:
Проблема: 4-летний мальчик с аутизмом, не контактирует с другими детьми, не понимает социальные нормы и правила.
Индивидуальная программа:
Цель: Развитие социальных навыков, обучение социальным нормам и правилам.
Методы: 1) Игры с социальной тематикой (сюжетно-ролевые игры, игры с куклами). 2) Обучение правилам поведения в общественных местах (как здороваться, прощаться, говорить "спасибо", "пожалуйста"). 3) Использование социальных историй (рассказы о ситуациях взаимодействия с другими людьми). 4) Поощрение позитивного поведения ребенка.
Результат: Мальчик стал более открытым к общению с другими детьми, научился использовать простые социальные нормы и правила.
Важно:
Все индивидуальные программы должны разрабатываться специалистами (логопедами, психологами, дефектологами) с учетом особенностей ребенка и его семьи.
Важную роль играют родители, которые должны быть активными участниками развития своего ребенка и следовать рекомендациям специалистов.
Успех программы зависит от комплексного подхода, который включает в себя не только специальные занятия, но и создание благоприятной среды в семье и в дошкольном учреждении.
Список литературы
1. Васильева, Н.Н. и др. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Владос., 2003.
2. Киселева, М.В., Ефимова, Т.С. Индивидуальные программы ранней помощи детям с ОВЗ: опыт реализации. Дефектология, № 1, 2019, с. 52-58.