Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Создание коррекционно-развивающей среды на занятиях с учителем - дефектологом | Зубарева Елена Михайловна. Работа №330937

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Целью данной работы является определение роли уроков географии в духовно-нравственном воспитании современных подростков. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). А нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. В настоящее время я выделяю данное направление как одно из важнейших в своей работе и хочу поделиться опытом работы со своими коллегами, тем более, что география – это наука, которая тесно связана с вопросами духовно – нравственного воспитания.

«Использование современных образовательных технологий в духовно – нравственном воспитании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

 

Задачи:

Показать роль школьного курса географии в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения.    

Значимость географии в системе современного

коррекционного

образования.        

 

На рубеже XX–XXI веков произошли глобальные социальные преобразования в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека. Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, миграционным процессам человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он изменил и в котором сам изменился. Все это проявляется на разных уровнях существования человека – физиологическом, психологическом, социальном, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентаций индивидов.

Проблема того, как человек воспринимает окружающую действительность, какое место он выбрал для себя в жизни, смотрит он на жизнь с надеждой или видит всё в мрачном фоне, всегда волновала ученых, начиная от Аристотеля, Платона и до наших дней.

Целью данной работы является определение роли уроков географии в духовно-нравственном воспитании современных подростков. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). А нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. В настоящее время я выделяю данное направление как одно из важнейших в своей работе и хочу поделиться опытом работы со своими коллегами, тем более, что география – это наука, которая тесно связана с вопросами духовно – нравственного воспитания.

Хотелось бы отметить роль школьного курса географии в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения, значимость географии в системе современного образования.

Вклад школьной географии в развитии личности определяется тем, что:

- Географические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся;

- Изучение географии закладывает основы пространственного мышления;

- Изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;

- География раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции учащихся: “я житель”, “я работник”, “я исследователь”, что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду;

- Возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли;

- География вносит вклад в развитие комплексного стиля мышления, формирует особый взгляд человека на мир, внутреннюю установку на создание целостных образных представлений, а так же способствует межпредметной координации и интеграции географических знаний с другими предметами;

- География единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук, она охватывает всю систему “природа-человек-хозяйство” Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики и др;

- География несет в себе огромный гуманистический потенциал. Эта наука изучает пространственный аспект человеческой деятельности, роль человека и всего человечества в географической оболочке. Поэтому уже на школьной скамье ученик через познание географии должен будет научиться понимать людей другой культуры, понимать свое место и роль в жизни окружающей его природы.

Проблема патриотического воспитания – это, действительно, государственной важности задача. И учителя географии стремятся её решить на уроках географии и во внеурочное время через развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма.

На современном этапе развития образования одной из основных задач, стоящих перед педагогом современной школы, является воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любви к родному краю.

Программа духовно-нравственного развития, является одно из составляющей частью АООП О у/о «в.1 и 2) и призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является со

циально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи

духовно-нравственного развития

обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

в области формирования

личностной культуры

(1I) 1 класс- IV классы:

формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

V-IX классы:

формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

 

География помогает учащимся продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине.

В данный момент Россия активно включается в мировое сообщество. Роль и значение страны на мировом уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Дети желают знать как можно больше о своей великой стране и своей малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с героической историей страны, с памятниками архитектуры, с великими достижениями культуры и искусства, гордятся богатствами и необыкновенной красотой России.

Именно учителя географии призваны решать данные запросы учащихся, так, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время.

Начальный курс географии.

Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, для воспитания патриотических чувств школьников рассказываю об великих русских путешественниках, накопивших богатейшие знания о нашей стране.

При изучении темы «Литосфера» необходимо рассказать о большом вкладе в мировую науку наших учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове достигла 12262 м. Изучение землетрясений также имеет большое воспитательное значение. Переживание трагических последствий этого природного явления на примере землетрясения в Нефтегорске, узнавая о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство гордости за нашу страну. Мы всегда в числе первых приходим на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это Турция или Иран.

«Любить свою Родину – значит знать её». Эти слова В.Г. Белинского могут служить призывом для детей.

На уроке по теме «Горы» для создания образа можно использовать слова из песни В. Высоцкого «Лучше гор могут только горы» а также пейзажные фотографии и репродукции картин русского художника Н.К. Рериха, впечатления детей, побывавших в горах.

В теме «Равнины» школьники знакомятся с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Равнина открывает в человеке чувство необычайной широты и свободы.

Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!

Н.А. Некрасов.

При изучении темы Мировой океан мы говорим о вкладе русских учёных-полярников в изучении Арктики, в исследовании вод Мирового океана.

При изучении темы Реки, мы приводим пример Волги, реки, на которой мы живём.

Николай Якушев

О Волге

Неприметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеёк,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает ещё ручеёк,
Что его впереди ожидает.
Сколько вёрст ему надо пройти.
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольётся в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдётся кругами.
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.

С огромным воодушевлением слушают ребята рассказ об исследованиях нашего великого соотечественника Н.Н. Миклухо-Маклая, доказавшего равенство всех человеческих рас. Они узнают, ценой какого мужества и отваги заслужил доверие и признательность этот выдающийся путешественник.

Таким образом, можно сказать, что начальный курс физической географии обладает довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за достижения в науке и технике, позволяющие познать тайны природы.

Курс «География материков и океанов», конечно, обладает гораздо меньшими возможностями для воспитания чувства патриотизма, хотя и здесь нужно как можно ярче показать роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей. Они ценой необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению природных богатств и просторов не только своей страны, но и всей Земли. Эти великие граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо своей страны.

Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края.

Очень велика цена первого урока в этом курсе «Россия – Родина моя». Большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как «Географическое положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны», «Байкал – жемчужина Сибири».

При изучении темы «Вулканы» использую фильмы, в которых показаны замечательные, уникальные уголки нашей Родины. При этом всегда напоминаю, что Камчатка была открыта русскими путешественниками во главе с В.Берингом.

В курсе «География России. Население. Хозяйство» также есть немало возможностей для патриотического воспитания подростков. С каждым годом всё больше внимания уделяем изучению темы населения. Ведь хозяйства без населения не может быть. Учащиеся находят удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов, о народах страны и Московской области.

Интересно проходят уроки-экскурсии по городам страны: прежде всего по Москве и Санкт-Петербургу, по городам «Золотого кольца». По теме «Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах…». Возникает чувство гордости за необыкновенный силуэт столицы, созданный трудом известных и неизвестных архитекторов, художников и зодчих. Или «Тысячелетняя Казань». Способствует усвоению знаний об истории и функциях российских городов проверка в виде задания «Подбери пару: город и соответствующее ему определение»

Священное чувство любви к Родине складывается у каждого человека многими путями, но очень важной составляющей этого чувства является красота земли, и, прежде всего тех мест, где ты родился, сказал первые слова, учился, мужал. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Вот эту красоту и познаём, изучая географию родного края.

Какие же методы и приёмы можно использовать в формировании духовно-нравственных представлений у обучающихся? Наиболее распространенной метод - это, конечно же, наши уроки. Комбинированный урок наиболее распространенная форма, где есть возможность совместить изучение новой темы и самостоятельную деятельность учащихся. Изучая тему «Восточная Азия. Китай» в 9 кл, я рассказываю ребятам о природе, населении и хозяйстве этой страны. Учащиеся выступают с сообщениями, которые они подготовили по Китаю. В закреплении темы я задаю ребятам вопросы: «Какие основные культурные ценности китайского народа вы знаете?», «Почему Китай сейчас считается ведущей страной мира, за счет чего?». Вместе с ребятами мы говорим о том, что китайцам, несмотря на высокие технологии и продвинутую экономику, удалось сохранить через тысячелетия свою культуру и традиции. Мало того, они стремятся ее распространить по всему миру. Например, широкое распространение в мире имеет древнекитайская наука Фэн-Шуй. Я, думаю, что и у вас коллеги, дома есть какая-нибудь фигурка, например, лягушка или денежное дерево – символ богатства и т.д. А так ли распространены в мире наши, исконно российские ценности? Думаю, что ответ вам ясен.

Следующий вид работы – это дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Использую её при малейшей возможности, т.к. очень хочется знать мнение ребят по тем или вопросам. В процессе воспитания наиболее сложным моментом становится выработать у подростка определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому.

К сожалению, мы перенимаем далеко не всегда все самое лучшее из других стран. А ведь наше наследие богато на нравственно – духовные ценности. Изучение духовно – нравственного наследия в курсе «Ульяновская область», которое изучается в 9 кл, помогает изучить это наследие.

При изучении природных различий на территории России в 7 кл, я несколько уроков посвящаю просмотру научно – популярного фильма «Россия от края и до края», состоящая из следующих циклов: «Арктика», «Кавказ», «Урал», «Сибирь», «Камчатка», «Дальний Восток». Год выпуска фильма: 2011, производство: Россия, США,  режиссер: Генри Микс. Цель просмотра: показать всю красоту природы России, ее безграничные просторы, удивительных людей, населяющих нашу страну. После каждого просмотра ребята обмениваются впечатлениями, рассказывают о самом главном, что наиболее запомнилось. Я надеюсь, что глядя на такую красоту, ребята поймут значение слов «Россия», «Родина» и ещё больше полюбят свою страну.

Воспитание на уроках географии может осуществляться посредством литературных произведений, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, кино, музыки и других видов в различных сочетаниях, но в органическом единстве с географическим материалом. При этом важно не подменять географию искусством, а обогащать и оживлять её. Только в этом случае будет развиваться творческое воображение, фантазия учащихся, без которых невозможно научное мышление.

И наконец, заметим, что патриотическое воспитание не может складываться из отдельных более или менее удачных моментов, вносимых от случая к случаю в отдельные уроки. Оно будет действенным тогда, когда будет охватывать весь предмет в целом, когда и воспитательные задачи и образовательные будут решаться в единстве по тщательно продуманному плану и осуществляться систематически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГКОУ «Барановская школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий в духовно-нравственном воспитании обучающихся с умственной отсталостью на уроках географии»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Учитель Зубарева Е.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 уч.год

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×