Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Создание мотивационных условий к запуску речи у неговорящих детей | Татьяна Владимировна Бутузова. Работа №317103

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье представлены основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми различных ноозологий (алалия, временная задержка речевого развития), эмоционально-личностные (ранний детский аутизм), нарушения слуха и интеллекта, комплексные нарушения. Так как на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи будут сходными, не зависимо от причин речевого нарушения. Приведены примеры условий,  направленных на создание мотивационного компонента, необходимого для активации речи неговорящих детей. Статья предназначена для логопедов, воспитателей ДОУ, родителей неговорящих детей.

Создание мотивационных условий к запуску речи неговорящих детей

 

 

Подготовила:

учитель – логопед Т.В.Бутузова

 

Запрос родителей и педагогов показывает значительную частоту встречаемости без речевых неговорящих детей в возрасте от 3 лет. Количественный рост таких детей, в том числе имеющим алалию, определяет обозначенную проблему как социально значимую.

 

К группе неговорящих относятся дети, имеющие различные нарушения развития: речевые (алалия, временная задержка речевого развития), эмоционально-личностные (ранний детский аутизм), нарушения слуха и интеллекта, комплексные (сочетанные) нарушения в развитии и др.

Для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи ее будут сходными, не зависимо от причин и речевого нарушения. Комплексная система работы при алалии и временной задержке речевого развития на начальных этапах направлена на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровней. игровые упражнения, позволяющие через близкие для ребенка виды деятельности (игровую, конструктивную, предметно-практическую), через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности, сформировав ее основу.

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона;

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-й уровень речевого развития по Р.Е. Левиной) на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие эмоционального общения со взрослым.

3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию - эхолалии).

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.

5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), или обеспечивающего минимальное общение.

7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

 

 

Поставленные цель и задачи достигаются на основе целого ряда общедидактических и специальных принципов логопедии.

 

Систематичность проведения занятий. и комплексности. Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) — полимодальный подход, с целью формирования большего количества межанализаторных, ассоциативных связей в головном мозге.

Экспрессия педагога (родителя) на каждом из этапов занятия с безречевым ребенком. Она способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство. Ребенок всегда обратит внимание не неожиданные действия логопеда, если они будут для него яркими, необычными. Необычность действий взрослого для ребенка помогает поддерживать интерес к занятию. Например, логопед предлагает ребенку самостоятельно (с помощью взрослого) зажечь свечи или вместе с ребенком начинает игру в необычном месте (например, под столом).

Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и логопеда. Любое упражнение должно быть привлекательно для ребенка — это обеспечит познавательный интерес к логопедическим занятиям. То, что интересно, эмоционально окрашено легче запоминается, дольше хранится у ребенка и полнее им воспроизводится. Например, использование музыкального сопровождения усиливает эмоциональную окраску занятий, повышает интерес к ним.

Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда. Возможно, половины успехов логопедической работы удастся достичь лишь при условии, что в момент произнесения логопедом звука, слова для подражания, взгляд ребенка будет направлен на артикулящию логопеда. Возможно использование следующих приемов для привлечения внимания к лицу взрослого: логопед может использовать яркую губную помаду, крупные серьги, повязывать яркий шарф (платок и т.п.) вокруг головы и т.д.

 

Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия. Важно, чтобы ребенок самостоятельно (либо с помощью руки педагога: педагог помогает ребенку выполнить и ощутить действие) выполнял все действия в процессе занятия. За выполнением ребенком действий должно быть содержание, чтобы действие не осуществлялось механически. Деятельность ребенка должна иметь ценность, как для самого ребенка, так и для его родителей. В дальнейшем опыт действия с предметами составляет основу для усвоения детьми значений слов. Логопед должен предоставлять ребенку возможность применить полученные навыки на большом количестве различных материалов и в разнообразной обстановке.

Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. Развитие речи происходит в процессе практической деятельности ребенка, режимных моментов, при организации семейного воспитания: режима дня, питания, коррекционно-развивающей среды в домашних условиях.

Вариативность наглядного и дидактического материала для детей. Используются и объемные, и плоскостные предметы; различный вид изображений предметов и явлений (фотографии, картинки, стилизованные изображения, контурные, точечные и т.п.); картинки разного размера; деревянные, пластмассовые, металлические, вязаные и т.п. игрушки. Использование бытовых предметов (продуктов, посуды, техники и т.п.) и природных материалов повышает интерес детей к занятиям, способствует преодолению негативизма.

Использование визуализированной системы поощрения ребенка («живая» пятерка, стикер, мелкие призы, пищевое подкрепление). Положительная оценка достижений ребенка на занятии является для него важным стимулом развития деятельности, способствует преодолению негативизма, повышению мотивации.

 

Формирование мотивации к речевому общению у неговорящих детей — одна из основных задач логопедической работы с ними.

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Алябьева Е. Л.

Психогимнастика

в детском саду. —М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 88 с.

Битова A.JI.

Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи

: Научно

- практический сборник. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. —

Вып

. 2. — С. 44-52.

3. Богина Т.И., Куркина И.Б., Сагайдачная ЕЛ. Современные методы оздоровления дошкольников. — М.: МИПКРО, 2001. —64 с.

4. Грибова О.Е. Что делать если Ваш ребенок не гово¬рит. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 48 с.

5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. — М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. - 88 с.

6. Кисилева М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. —160 с.

7. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. — М.: Аркти, 2007. — 80 с.

8. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях / Л.В. Шаргоская. — М.: Теревинф, 2006.

9. Янушко Е.Л. Игры с аутичным ребенком. Установление контактов, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. —М.: Теривинф, 2004. —136 с.


 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×