Создание развивающих пособий своими руками как средство развития познавательной активности дошкольников | Муратова Евгения Сергеевна. Работа №345610
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования развивающих пособий, созданных собственными руками воспитателей, для повышения познавательной активности дошкольников. Приведены примеры таких пособий и их роль в развитии интереса детей к обучению. Рассматриваются преимущества ручной работы над покупными материалами, а также значимость индивидуального подхода в создании развивающих игр и заданий.
Ключевые слова: развивающие пособия, познавательная активность, дошкольники, индивидуальный подход, ручная работа, игровые технологии.
Создание развивающих пособий своими руками как средство развития познавательной активности дошкольников
Муратова Евгения Сергеевна, воспитатель
МДОУ Детский сад № 241 «Дельфиненок»
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования развивающих пособий, созданных собственными руками воспитателей, для повышения познавательной активности дошкольников. Приведены примеры таких пособий и их роль в развитии интереса детей к обучению. Рассматриваются преимущества ручной работы над покупными материалами, а также значимость индивидуального подхода в создании развивающих игр и заданий.
Ключевые слова: развивающие пособия, познавательная активность, дошкольники, индивидуальный подход, ручная работа, игровые технологии.
Создание развивающих пособий своими руками является одним из важных инструментов в работе воспитателя, способствующим формированию познавательной активности у дошкольников. В современном образовательном процессе важно не только предоставить детям готовые игры и задачи, но и включать их в процесс исследования, поиска и открытий. Развивающие пособия, изготовленные вручную, предоставляют уникальную возможность сделать обучение более индивидуальным, соответствующим возрасту и интересам каждого ребёнка, а также способствуют активному включению детей в образовательный процесс.
Одним из главных преимуществ ручных пособий является их уникальность и гибкость. В отличие от стандартных покупных материалов, которые часто не могут учесть особенности конкретной группы детей, пособия, сделанные руками воспитателя, позволяют учитывать уровень развития, интересы и потребности детей. Например, воспитатель может создать лото или настольную игру, которая будет соответствовать тематике недели или даже особенностям определённой группы. Если у детей возникают сложности в изучении какой-либо темы, такие пособия помогут акцентировать внимание на этой проблеме и решить её через увлекательные задания.
Примером успешного развивающего пособия, созданного воспитателем, может быть игра «Найди и сложи» из бросового материала. Для этого используются крышки от пластиковых бутылок, на которых с одной стороны размещаются буквы или цифры, а с другой — картинки или фигуры. Задача детей — находить и складывать правильные буквы или цифры, исходя из изображения. Такое пособие помогает развивать не только познавательные, но и мелкомоторные навыки, ведь дети должны манипулировать мелкими предметами, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи и внимания.
Ещё одним примером может стать изготовление панно на тему «Времена года». Это панно состоит из материалов разной текстуры — бумаги, фетра, ткани — и включает в себя детали для прикрепления на липучках или кнопках. Задача детей — подобрать правильные элементы (деревья, животные, явления природы) и разместить их на соответствующих временах года. Такой подход помогает развивать у детей логическое мышление и умение классифицировать предметы. Одновременно это пособие стимулирует развитие сенсорных навыков через взаимодействие с различными текстурами.
Развивающие пособия, сделанные воспитателем, также позволяют лучше вовлечь детей в процесс обучения благодаря индивидуальному подходу. Например, если воспитатель замечает, что определённому ребёнку сложно запомнить цвета, он может создать персонализированную игру на эту тему. Это могут быть кубики с цветами, которые ребёнок должен правильно расставить по карточкам с соответствующими цветами или предметами. Такой персонализированный подход не только помогает ребёнку освоить сложную для него тему, но и делает процесс обучения увлекательным и интересным.
Создание пособий также позволяет развивать у детей креативность и самостоятельность. Многие из таких пособий можно сделать вместе с детьми, включив их в процесс изготовления. Например, воспитатель может предложить детям сделать собственные пазлы из картонных заготовок. Дети могут самостоятельно рисовать изображения, а затем разрезать их на части и собрать заново. Это занятие не только развивает мелкую моторику и пространственное мышление, но и учит детей самостоятельности и креативности, позволяя им создавать что-то своё.
Интерактивные развивающие пособия, такие как самодельные книги с заданиями, позволяют организовать интересную и полезную деятельность как для индивидуальных занятий, так и для работы в малых группах. Например, можно создать книгу с заданиями на тему «Животные». На каждой странице книги изображены разные животные, а рядом — кармашки с фрагментами картинок или букв, которые нужно правильно вставить. Такое пособие можно использовать как для развития памяти и внимания, так и для работы над темами естествознания или обучения чтению.
Кроме того, создавая развивающие пособия своими руками, воспитатель может стимулировать у детей интерес к исследованию и познанию окружающего мира. Например, пособие «Лабиринт природы» может представлять собой карту с различными природными зонами, через которые ребёнок должен провести фигурку животного, описывая по ходу задачи, с какими природными явлениями или обитателями ему пришлось столкнуться. Это не только способствует развитию познавательного интереса, но и расширяет кругозор детей, формируя у них основы экологической культуры.
Важную роль в создании развивающих пособий играют простота и доступность материалов. Воспитатели могут использовать подручные средства: картон, бумагу, природные материалы, фетр, бросовые материалы. Это делает процесс создания пособий не только экономичным, но и экологичным, что также можно обсуждать с детьми, развивая их экологическую осведомлённость. Использование таких пособий на занятиях позволяет значительно разнообразить процесс обучения, сделать его увлекательным и мотивирующим для детей.
Таким образом, развивающие пособия, созданные руками воспитателя, являются мощным инструментом для формирования познавательной активности дошкольников. Они позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, делать обучение более наглядным и практико-ориентированным, вовлекать детей в процесс познания через игру. Воспитатели, создавая такие пособия, способствуют не только развитию навыков и знаний, но и формированию у детей устойчивого интереса к обучению, что является важным фактором успешного обучения в будущем.
Список литературы
Кладова
Е. С., Никитенко Е. А.,
Конради
Е. В. [и др.]. Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр /—
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 188-190. — URL:
https://moluch.ru/archive/467/102810/
(дата обращения: 01.10.2024).
Маревчева
, Н. В.
Бизиборд
как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста / Н. В.
Маревчева
, С. М. Руденко. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 289-291. — URL:
https://moluch.ru/archive/284/64087/
(дата обращения: 01.10.2024).
Рогозенко
Ю. В. Варианты использования нетрадиционного оборудования (модулей-трансформеров, изготовленных своими руками) при организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ (из опыта работы) / Ю. В.
Рогозенко
. —
Текст :
непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 91-93. — URL:
https://moluch.ru/th/4/archive/74/2935/
(дата обращения: 01.10.2024).
Чертихина
А.В.
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredy-detskogo-sada-v-usloviyah-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo
(дата обращения: 01.10.2024).