Создание речевой развивающей образовательной среды в группе старшего дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №343303
Статья из опыта работы педагога ДОУ по создания развивающего пространста по направлению "Речевое развитие". Автор подробно описывает наполняемость центров развития и его значимость. Акцентирует внимание на развитие инициативы и самомтоятельности при правильной организации пространства в группе детского сада.
«Создание речевой развивающей образовательной среды
в группе старшего дошкольного возраста»
Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 3 Новиковой С.В.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды группы.
В дошкольной педагогике под развивающей предметно-пространственной средой понимается естественная обстановка, которая рационально организована, насыщенна разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками и игровыми материалами. На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, то есть полноценное развитие ребенка дошкольного возраста будет успешно формироваться в условиях развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную игровую, двигательную, творческую, продуктивную и речевую деятельность ребенка. Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Организовывая предметно-развивающую среду, учитываю возможность установления оптимального контакта детей с детьми и с взрослыми, необходимость создания условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии с желаниями, настроениями, возможностями детей, возможности построения непересекающихся центров активности, которые позволяют детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Организация предметно–развивающей среды несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Особое внимание уделяю предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе созданы следующие уголки: ‒ Уголок речевой активности ‒ Уголок Книги ‒ Уголок ИЗО ‒ Театральный уголок ‒ Уголок природы ‒ Уголки сюжетно-ролевых игр ‒ Физкультурный уголок ‒ Строительный уголок.
В речевом уголке находятся: 1. Игры для развития речевого дыхания. Правильное дыхание — залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка. В этом уголке мы создали картотеку дыхательных упражнений и игр. Например, такие дидактические игры как: «Катись, карандаш» «Воздушный шарик». «Свистульки». «Мыльные пузыри». «Подуй в дудочку». «Ветерок». Также дети очень любят играть в «Футбол», но гол здесь нужно забить не ногами, а воздушной струёй. Для развития речи используем набор предметных, сюжетных картинок; дидактические игры и пособия: «Профессии». «Кто, где живет?». «Времена года», предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Распорядок дня»; «Кем быть», «Мой дом», «В деревне», «Родная природа» и др. Здесь дети продолжают учиться составлять рассказы по сюжетной картинке. В речевом уголке находятся пособия и дидактические игры для обучения грамоте: домики с твердыми и мягкими звуками; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа. Игры: «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам», «Разложи картинки»; «Один — много», «Многозначные слова», «Антонимы», «Придумай слова со звуком». «Четвёртый — лишний». Магнитная доска, наборы магнитных букв; кубики «Азбука в картинках»; разрезные картинки, домино. Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речи. Рядом с речевым уголком расположена детская библиотека «Уголок книг». Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей. Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на познавательно-речевое развитие детей. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний. Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев (действующих лиц), последовательность событий.
С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра (настольный, пальчиковый, Би-ба- бо кукольный, теневой и др.). Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная, а также диалогическая и монологическая речь.
Строительный уголок мы также используем для речевого и познавательного развития детей. Здесь содержится разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Проводим такие игры, как, «Профессия строитель», Строим город», «Построй гараж для машины». При помощи таких наводящих вопросов, как, что находится перед домом? за домом? кто живёт в доме? кто пришёл в гости к кукле? что находится в доме? развиваем умение детей составлять творческие рассказы, развиваем фантазию. В процессе таких игр дети, учатся понимать значения предлогов и правильно использовать их в речи (в, на, около, перед, под)
В группе есть уголок природы. Он содержит календарь природы, разнообразный материал для экспериментирования, фигурки животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать получают новые знания о предметах и явлениях. В уголке природы продолжается работа по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря, поощряется проявлений интереса к смыслу слов, совершенствуется умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания.
Уголок ИЗО. Воспитанники знакомятся с работами художников и народных мастеров, с произведениями декоративно-прикладного искусства. Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги. Дети выполняют работы, а затем о них рассказывают. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.
Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность. Султанчики, флажки, скакалки предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. Способствуют развитию органов дыхания, что оказывает огромное влияние на развитие речевого аппарата ребенка. В картотеке подвижных игр, есть такие игры, которые сопровождаются песнями, стихами, считалками. Детям очень нравятся такие игры, как, «Два Мороза», «Мы — весёлые ребята», «Краски», «Змея», «Как у бабушки Миланьи», «Водяной». Данные игры пополняет словарный запас, обогащают речь, вырабатывается дикция, развивается память, речь.
Уголок «Сюжетно— ролевых игр» Мы создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр, таких как, «Поликлиника», «Семья», «Магазин», «Почта», «Аптека», «Школа» и др., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером — сверстником, партнером — взрослым. Уголок «Школа» Здесь мы помогаем детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Способствуем формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитываем дружбу, умение жить и работать в коллективе. Развиваем умение строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Проводим беседы о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. В процессе игры дети комментируют собственные действия, что содействует закреплению и развитию грамматического строя речи, обогащению словаря и совершенствованию разговорной речи.
Так же используем ИКТ которое позволяет формировать у детей умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией. Развиваются умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Видео игровые презентации дают возможность изучить новый материал, просмотреть картины, увеличить изображение, детально рассмотреть. Использование ИКТ на ООД по развитию речи позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольникам. Применение звукозаписи, прослушивание передач, связанные с занятиями по развитию речи. Это, прежде всего чтение мастерами художественного слова стихов и рассказов, входящих в круг детского чтения, стихи, рассказы, спектакли, прямо или косвенно раскрывающие и дополняющие программный материал. Просмотр познавательных видеороликов развивают любознательность и интерес к животным и растениям жарких и холодных климатических зон, обогащают словарный запас детей новыми словами и названиями о представителях животного мира и растений. Вывод:
В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Елизавета Ивановна Тихеева.
Таким образом, мы должны грамотно создать речевую развивающую предметно-пространственную среду в детском саду, которая должна, создавать положительную эмоциональную отзывчивость у детей и вызывать желание участвовать в речевом общении с взрослыми и друг с другом.