Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Создание ситуации успеха на уроках русского языка и литературы | Рожченко Татьяна Анатольевна. Работа №348859

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка и литературы. Описаны стратегии, способствующие повышению мотивации, укреплению уверенности учащихся в своих силах и улучшению качества усвоения учебного материала. Приведены конкретные примеры упражнений и форм организации урока, позволяющие учащимся развивать интерес к предмету и достигать учебных целей.

Ключевые слова: успех, мотивация, уверенность, русский язык, литература, педагогические методы, учебная ситуация, самооценка.

Создание ситуации успеха на уроках
русского языка и литературы

 

Рожченко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Малиновский учебно-воспитательный комплекс «Школа-дошкольное образовательное учреждение Володарского муниципального округа» Донецкой Народной Республики

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка и литературы. Описаны стратегии, способствующие повышению мотивации, укреплению уверенности учащихся в своих силах и улучшению качества усвоения учебного материала. Приведены конкретные примеры упражнений и форм организации урока, позволяющие учащимся развивать интерес к предмету и достигать учебных целей.

Ключевые слова: успех, мотивация, уверенность, русский язык, литература, педагогические методы, учебная ситуация, самооценка.

 

Создание ситуации успеха — важный компонент успешного обучения, особенно на уроках русского языка и литературы, где важны не только знания и навыки, но и эмоциональная вовлеченность, интерес к предмету и уверенность в своих силах. Успех на уроках не обязательно означает получение высокой оценки; это может быть понимание трудной темы, грамотное выражение мыслей в письменной работе или умение четко и аргументированно высказать свое мнение по литературному произведению. Достижение успеха мотивирует учащихся, улучшает их самооценку и помогает глубже усваивать учебный материал. В этой статье мы рассмотрим, как можно создать условия для ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших шагов для создания ситуации успеха является понимание уровня и возможностей каждого учащегося. Педагог может проводить стартовые опросы, наблюдения, письменные работы и тестирования для определения начальных знаний и уровней умений детей. Это позволяет планировать уроки, в которых будут реализованы задачи, соответствующие реальным возможностям учащихся, и подбирать уровень сложности так, чтобы каждый ученик мог ощутить свой вклад в общий успех класса. Например, перед началом изучения сложной темы в литературе можно провести вводное обсуждение или предложить детям подготовить домашние задания, касающиеся их личного опыта, связанного с темой произведения. Такой подход повышает интерес и снижает уровень тревожности, так как учащиеся чувствуют, что обладают нужной базой для успешного освоения нового материала.

Большую роль в формировании успешной учебной ситуации играют позитивные установки, которые педагог создает на каждом этапе урока. Важно, чтобы учитель не только давал задания, но и сопровождал их поддерживающими и мотивирующими фразами: «Я верю, что вы справитесь», «Это задание вам по плечу», «Попробуйте, у вас все получится». Подобные слова могут показаться простыми, но их использование снижает страх ошибки, усиливает мотивацию и помогает детям активнее включаться в процесс. Кроме того, важно хвалить учащихся даже за незначительные успехи и попытки: пусть даже ученик не сразу справится с поставленной задачей, он должен понимать, что учитель ценит его старание и поддерживает его усилия. Например, если ученик затрудняется при анализе текста, учитель может похвалить его за наблюдательность или выделение интересных деталей, даже если не все выводы были сделаны верно.

Еще один эффективный прием — создание условий для взаимодействия между учащимися, когда они могут помогать друг другу. Этот метод особенно полезен при работе с литературными текстами, где важен диалог и обсуждение. Учитель может разбить класс на пары или небольшие группы, где учащиеся будут обсуждать произведение, сравнивать свои мысли и анализировать текст. В процессе обсуждения можно дать более сильным ученикам роль помощников, которые будут помогать своим товарищам, объяснять непонятные моменты. Такое сотрудничество создает у детей ощущение коллективного успеха и помогает им более уверенно и глубоко погружаться в литературный анализ. Например, при изучении рассказа Тургенева «Муму» можно предложить каждой группе сформулировать краткое описание характера Герасима и на основе текста подобрать аргументы, доказывающие их точку зрения. В этом процессе даже более застенчивые дети почувствуют себя активными участниками анализа.

На уроках русского языка и литературы важно разнообразить формы заданий, которые позволяют учащимся раскрывать свои сильные стороны и при этом пробовать что-то новое. Один из приемов — это использование творческих заданий, где каждый ученик может почувствовать себя успешным и проявить креативность. Например, после изучения темы «Стили речи» учащимся можно предложить написать небольшую сказку, где они будут использовать все основные стили. Или же, при изучении рассказа Чехова «Каштанка», предложить им написать письмо от лица главного героя к своему новому хозяину. Эти задания позволяют не только развивать навыки письма, но и формировать эмоциональную привязанность к материалу.

Также стоит обратить внимание на использование современных технологий и мультимедийных ресурсов, которые делают процесс обучения более наглядным и увлекательным. Например, для подготовки к изучению поэтического творчества можно предложить учащимся создать цифровую презентацию о жизни поэта или подготовить видео, где каждый ученик прочитает свой любимый стихотворный отрывок. Технические задания позволяют детям лучше усваивать материал, развивать коммуникативные навыки и получать удовольствие от участия в учебном процессе. К примеру, при анализе произведений Лермонтова можно использовать видеоматериалы или аудиофрагменты, иллюстрирующие культуру и обстановку XIX века, что добавит учащимся контекст и позволит лучше понять значение творчества поэта.

Важную роль также играет индивидуальная обратная связь, которую учитель предоставляет каждому ученику. Это могут быть не только оценки, но и конкретные комментарии о том, что получилось, а над чем стоит поработать. Например, при проверке сочинения можно отметить удачные метафоры или логику изложения мысли и предложить идеи для улучшения. Такой подход укрепляет чувство значимости у ребенка, так как учитель уделяет внимание его личным достижениям, помогает скорректировать ошибки и вселяет уверенность в его способности справляться с задачами.

Таким образом, создание ситуации успеха на уроках требует комплексного подхода, включающего и позитивное взаимодействие, и продуманное планирование заданий, и активное использование игровых и творческих методик. Важно помнить, что успех может выражаться в разных формах — от преодоления личных трудностей до коллективного обсуждения интересной темы, и цель учителя — поддерживать и поощрять каждое достижение ученика. Применение вышеописанных приемов и методов позволяет создать на уроках атмосферу, в которой дети чувствуют себя уверенно и активно включаются в процесс обучения, что в итоге способствует повышению их интереса к предмету и устойчивой мотивации к учебе.

 

 

 

 

 

Список литературы

Давыдова Г. М.

С

оздание ситуаций успеха на уроках русского языка и литературы с помощью современных психолого-педагогических

технологий // Инновационная наука.

2022.

№2-2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-situatsiy-uspeha-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-s-pomoschyu-sovremennyh-psihologo-pedagogicheskih-tehnologiy

Иващенко Ю. С., Тарасова А. С., Борисовский Ф. М.

П

роблемы образовательного процесса и пути их решения // Инновационная наука.

2022.

№2-2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obrazovatelnogo-protsessa-i-puti-ih-resheniya

Малика

Шахидиновна

Серикбаева

М

етоды обучения русскому языку и литературе // Scientific

progress

.

2021.

№7. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-russkomu-yazyku-i-literature

Оспанова

Гульнар

Касеновна

И

спользование стратегий речевой деятельности для создания ситуации успеха на уроке // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования.

2023. №1 (17).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-strategiy-rechevoy-deyatelnosti-dlya-sozdaniya-situatsii-uspeha-na-uroke

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×