Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Создание специальных условий для обучения слепых детей в коррекционной школе | Фурсина Елена Владимировна. Работа №342370

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются специальные условия, необходимые для обучения слепых детей в коррекционной школе. Описываются методы и средства, направленные на адаптацию образовательной среды, развитие навыков самостоятельности и обеспечение полноценного доступа к учебным материалам. Особое внимание уделяется использованию современных технологий и индивидуализированному подходу к обучению.

Ключевые слова: слепые дети, коррекционная школа, специальные условия, адаптация, технологии, индивидуальный подход.

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Фурсина Елена Владимировна, учитель
ГБОУ ЛНР "Республиканский учебно-реабилитационный центр"
Аннотация. В статье рассматриваются специальные условия, необходимые для обучения слепых детей в коррекционной школе. Описываются методы и средства, направленные на адаптацию образовательной среды, развитие навыков самостоятельности и обеспечение полноценного доступа к учебным материалам. Особое внимание уделяется использованию современных технологий и индивидуализированному подходу к обучению.
Ключевые слова: слепые дети, коррекционная школа, специальные условия, адаптация, технологии, индивидуальный подход.
Обучение детей с нарушениями зрения, особенно полностью слепых, требует создания специальных условий, которые обеспечат их полноценное участие в образовательном процессе. В коррекционных школах основная задача педагогов и специалистов заключается не только в передаче учебных знаний, но и в развитии у детей необходимых жизненных навыков, компенсирующих их ограниченные возможности. Для успешной адаптации слепых детей к учебной среде и обществу необходимы индивидуализированные подходы, использование специальных методов и адаптация образовательных материалов.
Одним из основных аспектов создания специальных условий для обучения слепых детей является обеспечение доступности учебных материалов. Учебные программы должны быть адаптированы с учётом сенсорных особенностей детей. Для этого используются шрифты Брайля, тактильные учебные пособия и аудиоматериалы. Шрифт Брайля позволяет детям освоить чтение и письмо, а использование тактильных карт и схем помогает им лучше ориентироваться в пространственных и математических понятиях. Аудиокниги и диктофоны могут заменить традиционные учебники и тетради, позволяя детям записывать и воспринимать информацию на слух.
Неотъемлемой частью обучения слепых детей является использование современных технологий. Технологический прогресс открыл новые возможности для инклюзивного образования. Специальные устройства, такие как компьютеры с экранными считывателями, брайлевские дисплеи и программы для преобразования текста в речь, позволяют слепым ученикам эффективно работать с учебными материалами, получать доступ к электронным ресурсам и использовать интернет для получения информации. Эти устройства помогают детям не только учиться, но и взаимодействовать с окружающим миром, что особенно важно для их социальной адаптации.
Кроме того, для слепых детей необходимо создавать комфортные и безопасные условия в образовательной среде. Коррекционные школы должны быть оборудованы специальными тактильными дорожками и маркировками, которые помогают детям безопасно передвигаться по зданию. Все предметы и оборудование должны быть размещены таким образом, чтобы дети могли легко ориентироваться и использовать их без риска для безопасности. Важно также, чтобы педагоги обучали детей навыкам пространственной ориентации и использованию вспомогательных устройств, таких как трости.
Важную роль в обучении слепых детей играет развитие у них навыков самостоятельности и социального взаимодействия. На уроках дети не только осваивают предметы, но и учатся основным навыкам самообслуживания, необходимым для повседневной жизни. Эти навыки включают в себя ориентацию в пространстве, использование различных предметов в быту, умение взаимодействовать с окружающими. Программы обучения должны быть направлены на развитие у детей уверенности в своих силах и способностей справляться с повседневными задачами.
Педагоги в коррекционных школах для слепых детей должны обладать специальными знаниями и навыками, чтобы эффективно взаимодействовать с учащимися и помогать им адаптироваться к учебному процессу. Важно, чтобы учителя могли индивидуально подходить к каждому ученику, понимая его потребности и уровень возможностей. Ключевым моментом является создание атмосферы поддержки и сотрудничества, где каждый ребёнок чувствует себя уверенно и может активно участвовать в учебном процессе. Важна также работа с родителями, которые должны быть вовлечены в процесс обучения и помогать своим детям адаптироваться к школьной жизни.
Одним из эффективных методов работы с слепыми детьми является использование тактильных игр и упражнений, которые развивают у детей осязание, координацию движений и мышление. Такие занятия, как создание моделей, работа с конструкторами, игры с различными материалами помогают детям развивать мелкую моторику и тактильное восприятие, что способствует более успешному освоению учебного материала. Включение таких методов в учебную программу позволяет детям лучше адаптироваться к обучению и развивать свои когнитивные способности.
Таким образом, создание специальных условий для обучения слепых детей в коррекционной школе требует комплексного подхода, включающего использование адаптированных учебных материалов, современных технологий и индивидуализированных методик. Образовательная среда должна быть безопасной и доступной для слепых учеников, а педагогический процесс — направлен на развитие их самостоятельности и социальных навыков. Слаженная работа педагогов, родителей и специалистов помогает детям с нарушением зрения получить качественное образование, развить уверенность в своих силах и успешно адаптироваться к жизни в обществе.
Список литературы
Испулова С.Н. Инклюзивное образование как механизм реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья / С.Н. Испулова, З.Я. Байкина // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: сборник материалов V международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию социальной работы в России. – Улан-Удэ, 2016. – С. 43–44.
Хамадеева Р.Х., Большакова Н.Л., Испулова С.Н.Организация обучения ивоспитания вшколе-интернате для слабовидящих ислепых детей // Современные наукоемкие технологии. – 2018. –№ 7– С. 214-218
Хомуха К.А. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения / К.А. Хомуха, Н.В. Черепкова // VI Международная студенческая электронная научная конференция Студенческий научный форум. – Ставрополь, 2014. – С. 5.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×