"Создание условий для двигательной активности старших дошкольников" | Калиниченко Анна Михайловна. Работа №363682
«Движение — это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Движение — главное условие нормального роста и развития организма. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни. Основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.
Нашей задачей является - создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания является двигательная активность детей.
Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка, и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены качественные характеристики выпускника дошкольного учреждения, как физически развитого, «…у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности…». Физиологи подсчитали, что дошкольник должен совершать как минимум 12 тысяч шагов в день, чтобы поддерживать себя в необходимой форме. Таким образом получается, что 50% времени бодрствования ребенок должен активно двигаться. Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Для того чтобы не возникал дефицит движения, мы используем следующие режимные моменты:
утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении;
физкультурные и музыкальные занятия;
прогулки на свежем воздухе;
продвижные игры различной степени активности;
физкультминутки и динамические паузы;
пальчиковые игры;
Сообщение из опыта работы
«Создание условий для двигательной активности
старших дошкольников»
«Движение — это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Движение — главное условие нормального роста и развития организма. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни. Основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.
Нашей задачей является - создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания является двигательная активность детей.
Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка, и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены качественные характеристики выпускника дошкольного учреждения, как физически развитого, «…у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности…». Физиологи подсчитали, что дошкольник должен совершать как минимум 12 тысяч шагов в день, чтобы поддерживать себя в необходимой форме. Таким образом получается, что 50% времени бодрствования ребенок должен активно двигаться. Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Для того чтобы не возникал дефицит движения, мы используем следующие режимные моменты:
утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении;
физкультурные и музыкальные занятия;
прогулки на свежем воздухе;
продвижные
игры различной степени активности;
физкультминутки и динамические паузы;
пальчиковые игры;
самостоятельная двигательная деятельность.
С целью полноценного физического развития и для двигательной активности воспитанников в нашей группе оформлен спортивный уголок, в котором имеется:
- теоретический материал: картотеки (малоподвижных, подвижных игр, утренних гимнастик, физкультминуток, гимнастики после сна);
- наглядный материал: сигнальные карточки для корригирующей гимнастики;
- атрибуты к подвижным играм;
- оборудование для профилактики плоскостопия;
- пособия для проведения утренней гимнастики и занятия по физической культуре.
-пособия для развития ловкости и координации движений
Одним из важнейших компонентов двигательного режима является утренняя гимнастика, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.
Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:
· Традиционный комплекс утренней гимнастики
· Утренняя гимнастика в игровой форме
· С использованием полосы препятствий
· С использованием простейших тренажеров, атрибутов.
Основой по совершенствованию двигательной активности являются занятия по физической культуре, 2 - два занятия проводятся в спортивном зале и 1 – одно на свежем воздухе на прогулке. Мы учим общеразвивающим упражнениям и основным движениям, закрепляем двигательные навыки и знакомим с новым двигательным материалом.
Физкультминутки и динамические паузы как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
Физкультминутки проводим в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия, для развития двигательной активности и исключения переутомления детей. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.
Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.
Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираем подвижные и малоподвижные игры, в которые включены различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания.
Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. Эта форма
работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.
Для самостоятельной двигательной активности детей на прогулке созданы условия: в шкафу имеется необходимое оборудование и атрибуты для подвижный игр.
Гимнастика после дневного сна - неотъемлемая часть режима дня ребенка сон.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Пробуждение должно проходить плавно и постепенно с включением в гимнастику проснувшихся детей.
Гимнастика после сна включает:
- разминку в постели и самомассаж;
- гимнастику игрового характера;
- ходьбу по массажным дорожкам.
Тем самым своевременно осуществляют профилактику плоскостопия детей.
В соответствии с циклограммой ежедневного планирования воспитательно-образовательной работы во вторую половину дня мы проводим динамический час.
Структура динамического часа включает в себя:
Оздоровительную разминку
. Различные виды ходьбы, бег в медленном и среднем темпе, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.
Оздоровительно-развивающую часть
. Тренировка конкретного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры.
Заключительную часть
. Игры на расслабление, на внимание,
подвижные игры и
игры малой подвижности.
Ритмичная гимнастика - это музыкально ритмичные упражнения, разученные на музыкальных занятиях. Музыкальная подвижные и хороводные игры в детском саду — это тоже увлекательное и полезное занятие, которое сочетает в себе элементы физической активности, музыкального воспитания и развития координации движений у детей. На таких занятиях дети не только укрепить здоровье, но и развить чувство ритма.
Подвижная игра – доступная и увлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В играх привычное становится необычным, а новое и сложное – хорошо освоенным. Играя, ребёнок упражняется в различных действиях, с помощью взрослого овладевает новыми и более сложными способами их выполнения.
Подвижная игра как игровая форма двигательной активности обладает определённой спецификой. Игровые действия, обусловленные сюжетом и правилами, способствуют осознанному достижению цели условного замысла. Подвижные игры, как правило, коллективные, поэтому дети учатся согласовывать свои действия с действиями других играющих. Игра и двигательная активность являются необходимым условием полноценного, гармоничного развития ребёнка. Играя и двигаясь, дети становятся физически крепкими, сообразительными, уверенными, самостоятельными.
Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры – соревнования, спартакиады. Родители являются активными заинтересованными участниками в создании условий для образовательной деятельности.
Вместе с родителями видим, как дети активно и уверенно овладевают движениями, с желанием играют в коллективные подвижные игры, проявляют самостоятельность в играх с использованием физкультурного оборудования. А это, благотворно отражается на их общении, развитии моторики и словаря, физическом и психическом здоровье.
Создавая условия для двигательной активности детей мы помогаем им укрепить и сохранить своё здоровье.