Создание условий для формирования математических представлений. | Шевченко Нина Валентиновна. Работа №337790
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Для обеспечения высоких результатов в интеллектуальном развитии, в развитии познавательных стремлений и способностей ребенку необходима поддержка самых важных для него взрослых – его родителей.
Работа с родителями по созданию условий для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Отчёт на районном методическом объединении.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Для обеспечения высоких результатов в интеллектуальном развитии, в развитии познавательных стремлений и способностей ребенку необходима поддержка самых важных для него взрослых – его родителей.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, важнейшую роль. Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного математического развития детей. Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители закрепляли дома.
Основными задачами образовательного учреждения по организации работы с родителями является:
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей (формирование навыков построения познавательного общения, желания и умения оказывать поддержку познавательным стремлениям ребенка);
- организация познавательного общения в семье;
- ознакомление родителей с современными дидактическими средствами по развитию интеллектуальных и математических представлений.
Основные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования элементарных представлений детей являются:
Изучение интересов и потребностей родителей (опрос, анкетирование);
Тематические консультации;
Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
Создание игротеки;
Составление памяток и рекомендаций;
Открытые мероприятия;
Совместный досуг;
Информирование родителей (папки-передвижки, ширмы)
В самом начале учебного года на первом родительском собрании
родители знакомятся с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Следует обратить их внимание, что именно, в этой возрастной группе, должен знать каждый ребёнок к концу учебного года.
Родители должны знать, что на занятиях дети будут не только готовиться к счётной деятельности, но и знакомиться с геометрическими фигурами, с понятиями «величина», «измерение», будут учиться ориентироваться во времени и пространстве.
Родители должны осознавать, что необходимо больше времени и внимания уделять развитию мелкой моторики рук. Для этого необходимо поощрять детей выполнять различные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и «молний», шнуровка, нанизывание бус на верёвочку, перебирание различных мелких предметов, раскладывание их в определённом порядке.
Необходимо развивать наблюдательность у ребёнка. Ситуаций, в которых родителям предоставляется возможность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений, много.
Гуляя с ребенком можно обращать внимание на сезонные изменения в природе.
Учить сравнивать предметы по величине, высоте, ширине и т.д. Например, сравнивать дома на улице, ширину самих улиц, размер окон, дверей.
Посчитать количество предметов (сколько собрали, сколько осталось), используя для счета, например, ступеньки на лестнице, тарелки, чашки, игрушки, книги на полке, машины или птиц во время прогулок, фрукты в вазе и т. д.
Учить не только пересчитывать предметы, но и сопоставлять их количество(насколько больше или меньше).
Так же учиться сравнивать объем жидкостей: спросить ребенка, где больше воды: в кастрюле или чайнике, чашке или стакане и т. д.
Рекомендуется родителям использовать настольные игры, которые являются хорошим помощником в овладении счётом: лото, домино с точками, игры с кубиком.
Для закрепления временных понятий рекомендуется обращать внимание детей на действия, которые происходят в определённые отрезки времени.
Определять самостоятельно, когда происходят те или иные события, активно используя слова: вчера, сегодня, завтра.
Каждый день родители могут найти возможности для развития у детей ориентировки во времени и пространстве. Для этого и не нужно много времени, главное в том, понимать значение таких занятий, в этом должны помочь воспитатели, педагоги.
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо указать родителям на важность развития мелкой моторики у детей, дать рекомендации по проведению пальчиковых игр и упражнений, выполнению штриховки, обведения по контуру, печатания цифр и узоров по клеточкам.
Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем будут его «помощниками» в учебной деятельности, сознательном использовании времени, умении чередовать работу, обучение, игру, отдых. Важно, чтобы родители побуждали ребенка к самостоятельной умственной деятельности, учили его логически мыслить. А для этого совсем не обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. Ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у него опыт и знания.
Литература:
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических
способностей дошкольников. — М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Панова Е. П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста // Начальная школа. – 2002. — №6. – С. 56-59
4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: подготовительная группа. 2015.