Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Создание условий для личностно- ориентированного общения с детьми» | Евгения Владимировна Кожинова. Работа №333696. Номер работы: №333696

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Замысел личностно-ориентированного взаимодействия — создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания). Формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность) 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №212»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Создание условий для личностно- ориентированного общения с детьми»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Кожинова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

 

 

 

 

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. При объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Следовательно, можно предположить, что для педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно следующее:

-смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;

-основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;

 содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включая содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным.

Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на системы, взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Определим характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ.

 Замысел личностно-ориентированного взаимодействия — создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания). Формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность) Освоение субъектной позиции проявляется через:  мотив деятельности, обеспечивающий потребность peбeнка включиться в деятельность;  цель, в которой прогнозируется результат деятельности;  содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка;  средства, позволяющие реализовать замысел; результат, в качестве которого выступают речевая форма поделки детей, новый способ решения задачи, игры, осознанное поведение и др. Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха; ситуация, обращенная к личному опыту ребенка ситуации выбора задания, способа выполнения задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.), должны предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность и ставить ребенка перед необходимостью самостоятельно принимать решения о выборе, проявлять волевое усилие для достижения цели, выражать свою индивидуальность. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Создаваемая ситуация выбора — это спроектированная педагогом деятельность, когда детям предоставляется возможность (для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля поведения) отдать свое предпочтение одному из вариантов задания, тому или иному оборудованию, способу действия, партнеру по деятельности. Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных качеств (активности, инициативности, самостоятельности). Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии.

Социально-педагогическая ориентация — осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.

Рефлексивные способности, которые помогут педагог остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!»

Методологическая культура — система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.

Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка дошкольного возраста, на развитие его неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности.

 

Основой для реализации идеи непрерывного образования ребенка на дошкольной и начальной ступени являются такие ценности образования, как гуманное отношение к каждому ребенку, отсутствие принуждения и насилия, открытость растущего человека изменяющемуся миру, самоценность каждого возраста, индивидуализация образования.

Общие цели непрерывного образования:

Воспитание нравственного человека

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка

Физическое и психическое развитие детей

Реализация данных целей возможна лишь при создании психолого-педагогических условий, и в первую очередь можно выделить следующие:

Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми

Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств общения

Формирования ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности

Сбалансированность видов деятельности, форм работы, форм сотрудничества, видов активности.

В структуре образования в период, в котором осуществляется переход от дошкольного к младшему школьному возрасту, решаются специфические задачи:

Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе

пред

школьного образования с учетом потребностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста

Отбор содержания образования детей на ступени

пред

школьного образования, которое обеспечит сохранение

самоценности

этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы

Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться

Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Система дошкольного образования обеспечивает всестороннее развитие ребенка (физическое , психическое, личностное), способствует формированию у него таких качеств личности, как любознательность, произвольность, креативность, самостоятельность, инициативность, коммуникативность. Именно они станут фундаментом для развития личности ребенка на следующей ступени образования – начальной. Для развития личности ребенка, его творческих возможностей и неповторимой индивидуальности отношения должны строиться на гуманных позициях.

Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка.

Ш.А.Амонашвили «Педагогический процесс должен быть наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успеха и утверждением достоинства каждого ребенка. Такой стиль отношений способствует всестороннему, полноценному проявлению задатков детей, целостному формированию его личности. Ребенок становится открытым и восприимчивым к педагогическому воздействию только в том случае, если характер общения с ним близких людей поощряет его проявлять и утверждать себя, помогает ему в этом».

Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком, принцип которой - «не рядом и не над, а вместе», стала альтернативной относительно учебно-дисциплинарной модели общения.

Характерные черты личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком: цель, способы, тактика общения и личностная позиция педагога.

Цель общения: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности; развивать его индивидуальность.

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; взгляд на ребенка как на полноценного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Педагогу, выбирающему личностно ориентированную модель взаимодействия с ребенком, важно учитывать следующие положения:

Наилучший контакт с ребенком устанавливается, когда партнеры занимают равные позиции в психологическом плане, то есть ни один не считает себя более значимым, важным, умным, чем другой.

Дистанция общения должна обеспечивать для его участников контакт, не противоречащий личной свободе; контакт должен быть не только у каждого ребенка с педагогом, но и у всех детей друг с другом.

Взрослый и ребенок должны находиться в общем «пространстве» общения, когда им хочется быть вместе, в одном «пространстве».

Для гуманизации взаимоотношений от взрослого требуется взгляд на происходящее не со стороны, а как бы глазами ребенка, умение поставить себя на его место и учесть его точку зрения. У педагога появляется потребность введения в процесс воспитания такого элемента, как «всматривание», «вчувствование» в настроение и поведение детей, понимания позиции каждого ребенка по отношению к другому.

Старший дошкольный возраст является переходным от игровой деятельности к учебной. В плане подготовки ребенка к учению в школе гораздо более важным, нежели навыки чтения, счета, письма, является имеющийся у детей опыт освоения различных видов деятельности. Поэтому если ребенок с удовольствием играет, рисует, лепит, вырезает, стремится осваивать новые виды деятельности, умеет без лишних напоминаний убирать за собой и помогать родителям, то эти качества будут залогом успешного овладения им учебной деятельностью.

Учебная деятельность (как и любая другая), связана с преодолением трудностей. Поэтому важным аспектом готовности ребенка к обучению является его готовность к преодолению трудностей, то есть, волевая готовность. Ее нужно формировать, создавая ближайшие мотивы поведения ребенка, в том числе и нравственные, а так же в совместной деятельности с ним. Мотивируя ребенка на ту или иную деятельность, нужно знать его потребности и опираться на них при организации деятельности, а также создавать новые мотивы поведения и деятельности («Ты скоро будешь школьником, а школьнику стыдно опаздывать»).

В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами – с учителями школ, другими специалистами. Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня.

Использование модели личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к степени личного совершенства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации:

- проявляет активную позицию, устойчивый интерес в общении, в построении совместной деятельности с детьми, ориентирован на получение успешных совместных результатов;

- умеет устанавливать партнерские отношения с детьми, основанные на взаимном интересе и уважении;

- выстраивает общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом позитивный настрой, применяя при взаимодействии с ними разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные;

- стремится к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта;

- умеет конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников, администрации, готов к постоянному личностному и профессиональному росту;

- умеет аргументировано отстоять свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией;

- открыт к установлению контактов с коллегами (воспитателями, специалистами, учителями) ;

- умеет создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами.

Неадекватные педагогические воздействия взрослых, такие как ограничение исследовательской активности, равнодушие, навязывание готовых ответов и суждений, упреки в случае неудачи сдерживают развитие у дошкольников потребности в активном познании.

Для педагога ДОУ во взаимодействии с ребенком, главное:

- установка на ребенка дошкольного возраста как на личность, индивидуальность;

-умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;

-позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников;

- ориентация, на формирование учебной деятельности детей дошкольного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;

-направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;

- диалогическая позиция в общении;

- направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;

-поощрение творческой активности ребят.

Педагог в личностно- ориентированном процессе взаимодействия выполняют следующие функции:

1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки) .

Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.

2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:

первый аспект — умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;

второй аспект - использование педагогом в процессе обучения психо - диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;

третий аспект — применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка дошкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.

З. Фасилитатор.

Педагог — фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового. Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.

4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.

Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков. Для этого предлагаются следующие формы работы:

*проведение занятий по подгруппам;

*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;

*проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;

*построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;

*работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию;

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

Искренность. Дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». На первый взгляд это утверждение вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен искреннее выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.

Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.

Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.

В своей работе я использую различные формы организации, методы и приемы, способы ознакомления моих ребятишек с окружающим миром.

Именно поэтому стремление педагогов и родителей к саморазвитию и самосовершенствованию становится необходимым условием для гуманизации отношений семьи и детского сада (школы).

Таким образом, организация гуманного, личностно ориентированного взаимодействия взрослых с ребенком старшего дошкольного возраста является одним из условий его личностного развития, формирования предпосылок учебной деятельности.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×