Создание условий для профилактики эмоционального выгорания педагогов | Михайлова Марина Владимировна. Работа №346825
По данным ООН профессия «Педагог дошкольного учреждения» входит в десятку самых стрессогенных профессий мира. Синдром выгорания наносит ущерб здоровью педагога, ведет к появлению чувства беспомощности и бессмысленности существования, низкой оценке своей профессиональной компетентности, ведет к проблемам в сфере межличностных коммуникаций.
Создание условий для профилактики эмоционального выгорания педагогов
Михайлова Марина Владимировна
Воспитатель МБОУ СОШ № 9 г.о. Лобня
г. о . Лобня 2024 г.
Введение
Актуальность проблемы .
Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Обеспокоенность работодателей и управленцев выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия в виде «упущенной выгоды» очень дорого обходятся организации. Эффективное управление предполагает заботу о психическом и физическом состоянии подчиненных. Менеджер должен руководить так, чтобы обеспечить подчиненному положительное подкрепление, т. е. он должен получать от подчиненного реакцию удовольствия. Поэтому руководителю важно вовремя заметить симптомы эмоционального выгорания и помочь сотрудникам найти выход из стрессовой ситуации.
По данным ООН профессия «Педагог дошкольного учреждения» входит в десятку самых стрессогенных профессий мира. Синдром выгорания наносит ущерб здоровью педагога, ведет к появлению чувства беспомощности и бессмысленности существования, низкой оценке своей профессиональной компетентности, ведет к проблемам в сфере межличностных коммуникаций.
В исследованиях зарубежных и отечественных авторов по психологии и менеджменту определены основные факторы, способствующие профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания. Немаловажная роль отводится адаптивному копинг-поведению, как одному из этих факторов. На становление адаптивных моделей копинг-поведения влияет как сам индивид (личностный уровень), так и факторы окружающей среды (социальный уровень).
У руководителей образовательных учреждений нет возможности в полной мере применять экономические методы управления персоналом. Возникает явная необходимость глубокого изучения современных социально-психологических методов, т. к. они имеют ряд значимых преимуществ, в том числе и для профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогических сотрудников и становления адаптивного копинг-поведения.
Глава 1. Теоретический анализ социально-психологических методов управления персоналом и управление копинг- поведением, как одного из способов профилактики эмоционального выгорания педагогов
1.1 Социально-психологические основы управления персоналом
В современных условиях конкуренции, когда все учреждения дошкольного образования обладают одинаковым набором материально-экономических ресурсов, невозможно отрицать тот факт, что реальная разница в достижении высокого уровня воспитания и обучения детей достигается за счет человеческих ресурсов. По сути, персонал организации является основным фактором, определяющим её успех в долгосрочной перспективе.
В настоящее время наметилась тенденция оттока квалифицированного педагогического персонала в другие сферы деятельности. У руководителей образовательных учреждений нет возможности в полной мере применять экономические методы управления персоналом. Возникает явная необходимость глубокого изучения современных социально-психологических методов управления персоналом организации, т. к. они имеют ряд значимых преимуществ. Социально-психологические методы имеют следующие плюсы: не требуют материальных затрат, включаются социально-психологические механизмы мотивации.
Знание этих методов просто необходимо руководителям современной организации, в том числе и образовательного учреждения.
Впервые в менеджменте основное внимание сосредоточилось на работнике, а не на его задании в 1930-е годы. В основу "школы человеческих отношений" (поведенческой школы) (1930-е - 1940-е) гг. положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Вначале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из "классических" менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике.
Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на "уход" за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда, вероятнее всего, "ремонт" людей не потребуется.
Родоначальником "школы человеческих отношений" принято считать Элтона Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом, воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда. В результате движение "человеческих отношений" стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент в движении "человеческих отношений" делался на заботе о людях. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Т.е. речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Из других ученых этого направления можно выделить Мери Паркет Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства.
С начала 1950-х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или «бихевиористскую», главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Наиболее крупные представители этого направления — Ренис Лайкерт, Дуглас Мак Грегор, Абрахам Маслоу — изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т. д.
Р. Лайкерт в своей концепции организации базировался на положениях школы человеческих отношений. Он рассматривал управление организацией как взаимосвязанный и ситуационный процесс, при котором лидер должен приспосабливаться к ситуации и особенностям поведения людей, которыми управляет. Способность к пониманию специфики поведения подчиненных считал важнейшим качеством менеджера.
А. Маслоу, разработавший теорию потребностей, известную как «пирамиду потребностей». В соответствии с этой теорией у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации.
А. Т. Хроменко, ссылаясь на американский менеджмент, считает, что в деятельности руководителя главное – люди. Отмечается, что в деятельности хорошего управленца всегда присутствуют два начала – организационно-техническое и социально-поведенческое, и опыт доказывает, что второе чрезвычайно важно (даже важнее, чем первое).
В своей книге американский теоретик в области менеджмента Питер Друкер отмечает: «Современное предприятие или учреждение – это прежде всего человеческая, социальная организация. И менеджмент как наука и как практика имеет дело с человеческими и социальными ценностями».
В системе управления персоналом современные авторы рекомендуют полнее учитывать психологические характеристики и особенности работников с целью совершенствования социально-психологического взаимодействия на персонал.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:
Социологические методы управления позволяют руководителю коллектива объ
ективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологичес
кий климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру.
К ним относятся: методы повышения социально-служ
ебной активности (обмен опытом,
почин, критика, самокритика, агитация, пропаганда, соревнование);
методы социальной преемственности (
торжественные собрания, вечера,
чествование ветеранов, совещания передовых
работников по профессии и др.); к
методам социального регулирования и нормирования относятся методы, которые призваны закреплять и развивать отношения, соответств
ующие системе управления (
уста
новление моральных и иных норм); м
етоды морального стимулирования используются для поощрения коллективов органов, групп, отдельных работников, добившихся высоких показателей в работе
.
Психологические методы на
правлены на конкретную
личность рабочего или служащего
,
обращены к внут
реннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предпри
ятия
.
К психологическим методам управления относятся: методы комплектования малых групп и коллективов; методы
гуманизации
труда; методы психологического побуждения (мотивации);
методы профессионального отбора и обучения.
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.
1.2 Понятие и сущность синдрома эмоционального выгорания, условия для его профилактики.
Всемирная организация здравоохранения определяет «синдром выгорания» как физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям, употреблению алкоголя или других психоактивных веществ и суицидальному поведению.
Под профессиональным выгоранием понимается процесс развития хронического профессионального стресса умеренной интенсивности, вызывающий деформацию личности профессионала.
В отечественных научных публикациях используется несколько вариантов перевода английского термина «burnout», введенного в научный оборот в 1974 г. американским психиатром Х. Фрейденбергером: «эмоциональное выгорание»; «эмоциональное перегорание»; «эмоциональное сгорание»; «эмоциональное истощение»; «психическое выгорание»; «синдром профессиональной деформации»; «синдром эмоциональной (профессиональной) деформации»; «профессиональное выгорание».
Терминологическое многообразие объясняется различными теоретическими воззрениями на проблему «выгорания», в связи с чем, представляется необходимым представить основные теоретические концепции феномена эмоционального (профессионального) выгорания.
Наиболее широкое распространение получила трехфакторная модель профессионального выгорания, сформулированная психологом из г.Пало-Альто (Калифорния, США) Кристиной Маслач. Она и ее коллеги рассматривают эмоциональное выгорание в совокупности выраженности эмоционального истощения, деперсонализации, редукции профессиональных обязанностей.
В контексте этого подхода эмоциональное истощение характеризуется психическим утомлением, усталостью, эмоциональной опустошенностью, симптомами депрессии. Вначале наблюдается эмоциональное перенасыщение, сопровождающееся эмоциональными срывами, агрессивными реакциями, вспышками гнева, впоследствии оно сменяется снижением эмоциональных ресурсов, утратой эмоционального интереса к окружающей действительности.
В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание по фазам напряжения, резистенции и истощения, созвучными с фазами общего адаптационного синдрома (стресса). Под профессиональным выгоранием (у В.В.Бойко он называется «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ)) понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на определенные психотравмирующие воздействия.
Факторы, провоцирующие формирование СЭВ, подразделяются на внешние и внутренние .
К внешним факторам относятся: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность; дестабилизирующаяся организация деятельности; повышенная ответственность за исполнение функций и операций; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения;
К внутренним факторам относятся: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезорганизация личности.
В настоящее время выделяют пять основных групп симптомов синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) :
физические симптомы (усталость и физическое утомление на протяжении всего рабочего дня; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; снижение самочувствия; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; психосоматические проявления (головокружение, тошнота, повышенная потливость, дрожь в теле, затрудненное дыхание, одышка, повышение артериального давления, дерматозы и др.);
эмоциональные симптомы («эмоциональная тупость»; черствость в профессиональных и личных отношениях, семейной жизни; безразличие, усталость, пессимизм, ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, подозрительность, недоверчивость; усиление иррационального беспокойства; депрессия, чувство неудачи, вины, самообвинения; повышенная раздражительность, проявляемая в семье и на работе; потеря идеалов и надежд; преобладание чувства одиночества, апатия, падение интереса к жизни);
интеллектуальные симптомы (ригидное мышление; уменьшение концентрации внимания; снижение интереса к внедрению в практику результатов инновационной деятельности, к альтернативным подходам в решении проблем; малое участие или отказ от развивающих тренингов, экспериментов, повышения квалификации; продолжительность и интенсивность работы могут увеличиваться, а результаты уменьшаются);
поведенческие симптомы (усиливается сопротивление выходу на работу; учащаются опоздания на работу или поздний приход и поздний уход с работы; во время работы быстро развиваются усталость и желание отдохнуть; отмечается малая физическая активность; откладываются встречи; отмечается негуманность и циничность по отношению к субъектам и объектам деятельности; уединение и избегание коллег; безразличие к еде или, наоборот, булимия; оправдание курения, приема алкоголя или психоактивных веществ; выражены озабоченность собственными потребностями и личным выживанием, рассеянность, невнимательность, подверженность несчастным случаям);
социальные симптомы (низкая социальная активность; ограничение социальных контактов; скудные отношения на работе и дома; утрачиваются способности удовлетворять свои потребности в развлечениях, хобби и восстановлении здоровья; возникают непонимание других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег, скука, апатия).
Интегрирование в единое целое всех подструктур выгорания и специфическая комбинация их проявлений и составляют сущность СЭВ, являясь своеобразным системным качеством данного феномена. Его влияние на физическое и психическое здоровье изучают медицинская психология и неврология, на профессиональные отношения субъекта – психология труда, на межличностные отношения – социальная психология и т.д.
Результаты многих исследований показывают, что в развитии СЭВ большое значение имеют личностные, ситуативные и профессиональные факторы. В таблице 1 представлены обобщенные факторы риска формирования СЭВ.
Таблица 1 – Факторы риска формирования СЭВ
Личностные факторы
Ситуативные требования
Профессиональные требования
Переживание несправедливости
Социальное сравнение и оценки других
Когнитивно сложные коммуникации
Хроническое переживание одиночества
Несправедливость, неравенство взаимоотношений
Эмоционально насыщенное деловое общение
Переживание социальной незащищенности
Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными
Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности
Переживание социально-экономической нестабильности
«Трудные» ученики, пациенты, партнеры
Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям
Переживание социальной и межличностной изоляции
Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура
Поиск новых решений
Неконструктивные модели стресс преодолевающего поведения
Внутрифирменные и межличностные конфликты
Высокая ответственность за дело и за «других»
Высокая мотивация власти, высокая аффиляция
Ролевые конфликты, ролевая неопределенность
Самоконтроль и волевые решения
Трудоголизм, поведение типа «А»
Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки
Неинтересная или нелюбимая работа
Слабая «Я-концепция», низкая самооценка
Перегрузки
Бюрократизм и «бумажная» работа
Низкая эмпатия и социальный интеллект
Недогрузки
Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска
Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач
-
-
Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания
-
-
Н.Е. Водопьянова отмечает, что существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму.
Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).
Руководителю в своей управленческой работе важно обращать внимание на три основных фактора: на улучшение условий труда (организационный уровень), на характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), на личностные реакции и уровень своего здоровья (индивидуальный уровень).
Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому сотруднику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:
определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);
использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
овладение умениями и навыками
саморегуляции
(релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного
коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться к конфликтам на работе;
не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Ряд зарубежных и отечественных авторов (Р. Лазарус, Л. Мерфи, С.Фолкман, Л. Собчик и др.) отмечают, что большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья педагога имеют модели преодолевающего поведения, так называемое «копинг-поведение».
1.3 Понятие копинга. Копинг-поведение как одно из условий профилактики эмоционального выгорания педагогов.
Термин «coping» впервые был использован в 1962 г. Л. Мерфи [ в контексте стремления индивида решить определенную проблему, которое, с одной стороны, является врожденной манерой поведения (рефлекс, инстинкт), а с другой – приобретенной, дифференцированной формой поведения (владение собой, сдержанность, склонность к чему-либо). Фактически он уже на начальном этапе изучения копинга обратил внимание на его связь с индивидуально-типологическими особенностями личности и предыдущим опытом преодоления стрессовых ситуаций, а также выделили две составляющие копинг-механизма – когнитивную и поведенческую .
Основные положения концепции копиг-процессов были разработаны Р. Лазарусом в книге «Психологический стресс и копинг-процессы» . С выходом в свет этой книги в 1966 году началась постепенная смена модели стресса, разработанной Г. Селье, в сторону рассмотрения копинга в качестве центрального звена стресса, а именно – как стабилизирующего фактора, который может помочь личности поддержать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса.
Таким образом, «копинг», или «преодоление стресса», рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям .
По мнению Р. Лазаруса, совладание со стрессом – это динамический процесс, посредством которого индивид, в одних случаях, главным образом, использует одну форму совладания, скажем, защитные стратегии, а в других – прибегает к стратегиям решения проблемы путем изменения отношения «личность – окружающая среда» .
В рамках его модели психологическая адаптация обеспечивается посредством личностно-средового взаимодействия, в процессе которого проявляются индивидуальные тенденции, актуализирующиеся в стрессовых ситуациях на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях организации личности (копинг-поведение).
По мнению, Р. Лазаруса и С. Фолкмана, взаимодействие среды и личности регулируется двумя ключевыми процессами: когнитивной оценкой и копингом. Понятие когнитивной оценки является центральным для подхода Лазаруса к преодолению стресса. Многое, по мнению авторов, зависит от когнитивной интерпретации стрессора. Они выделяют следующие стадии когнитивной оценки: первичную и вторичную. Вначале стресс воспринимается и оценивается в таких субъективных параметрах, как масштаб угрозы или повреждения, которые приписываются событию, или оценка масштабов его влияния. За восприятием и оценкой стрессора следуют нагрузочные эмоции (злость, страх, подавленность, надежда большей или меньшей интенсивности). Далее включаются более сложные процессы регуляции поведения: цели, ценности и нравственные установки. В результате личность сознательно выбирает и инициирует действия по преодолению стрессового события .
Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Р. Лазарус полагает, что характер оценки является важным фактором, детерминирующим тип совладания со стрессором и процесс совладания .
В случае неуспешного копинга стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания.
Структуру копинг-процесса можно представить следующим образом: стрессовое воздействие – когнитивная оценка (восприятие события) – возникновение эмоции (нарушение гомеостаза) – выработка стратегии преодоления (копинг) – оценка результата действий (успешное / неуспешное совладание) .
Таким образом, стресс начинается сразу после восприятия и когнитивной оценки стрессового события. В зависимости от того, как оно будет расценено индивидом (положительно/отрицательно, угроза/потеря) практически одновременно возникают соответствующие эмоции. Индивид оценивает свои возможности по преодолению стресса (можно изменить/повлиять на события или нельзя) и в соответствии со своими представлениями, знаниями и предпочтениями осуществляет собственно копинг (действия, направленные на избегание/устранение источника стресса или приспособления к ситуации). После этого вновь происходит оценка ситуации и результата выбранного поведения.
Успешное совладание рассматривается как успешная адаптация. Если поведение не принесло удовлетворяющего результата, то индивид предпринимает новые попытки .
В своей теории Р. Лазарус исходит в большей степени из субъективного восприятия и переживания стресса и уделяет особенное внимание когнитивным процессам и когнитивной оценке. При этом он не рассматривает стрессоры и способы совладания с ними с точки зрения объективных ситуаций и, в частности, объективно неконтролируемых ситуаций, на которые невозможно влиять по объективным причинам.
Напротив, М. Перре и М. Ричердс считают, что в зависимости от объективных возможностей по изменению ситуации строится и поведение человека. Если на стрессор объективно возможно влиять, то попытка индивида повлиять на него будет адекватной копинговой реакцией. Если по объективным причинам индивид не может повлиять и изменить ситуацию, то адекватным функциональным способом совладания будет являться избегание. Если человек объективно не может ни избежать ситуации, ни повлиять на нее, то функционально адекватной копинговой реакций будет когнитивная переоценка ситуации, придание ей другого смысла .
Адекватный копинг предполагает адекватное восприятие особенностей ситуации. Неадекватная оценка ситуации приводит к неадекватным эмоциям, которые в свою очередь нарушают адаптивные реакции организма. Таким образом, успешная адаптация возможна только тогда, когда субъект в состоянии объективно ив полном объеме воспринимать стрессор .
М. Перре в своих исследованиях отмечал, что более эффективно преодолевают стресс, обнаруживая при этом более высокие показатели душевного здоровья, те люди, которые чаще руководствуются правилами поведения, соответствующими объективными признаками и особенностями ситуации – контролируемость, изменяемость, негативная значимость события . Оказалось также, что лица, склонные к депрессии, например, не способны активно влиять даже на поддающиеся влиянию, управляемые стрессоры. Депрессивные больные недооценивают контролируемость и преобразуемость стрессоров, и потому более пассивны в совладающем поведении .
Одним из факторов, определяющих полезность различных стратегий, является то, в состоянии ли человек контролировать ситуацию или нет.
Наиболее широкую известность в психологической литературе приобрела феноменологическая классификация копинговых ответов, предложенная Р. Лазарусом и С. Фолкманом. Первоначально они подразделяли все многообразие копинг-стратегий, которые использует индивидуум, на две категории: действия (усилия), направленные на себя, и действия (усилия), направленные на окружающую среду.
Группа стратегий, направленных на себя, состоит в большей степени из когнитивных и интрапсихических способов совладания :
поиск информации: сосредоточение внимания, визуализирование (представление и воображение), запоминании и т.д.
подавление информации: отвлечение внимания, постепенное «исчезание» информации, поиск отвлекающих мыслей или занятий;
переоценка: изменение или замена оценок, сравнение с другими, нахождение нового представления (значения) относительно происходящих событий;
смягчение: смягчающие способы поведения, нацеленные на сглаживание эмоций, через когнитивные усилия (например, самоуспокаивание) или инструментальные (поведенческие) действия (эмоциональная разрядка при помощи курения, употребления наркотика, психотропных веществ, а также еды или алкоголя);
самообвинение: «внутрикарательное» когнитивное поведение, т.е. внутренняя активность, направленная на самообвинение, самокритику или жалость к себе;
обвинение других или экстрапунитивные реакции: агрессивное обвинение других людей или обстоятельств, проявление гнева.
Вторая группа стратегий представляет собой инструментальные попытки совладания, направленные на окружающую среду :
стратегии совладания в условиях, создающих угрозу психологическому благополучию личности и неоднозначных ситуациях: активное, инструментальное воздействие на стрессор: попытки влиять или противостоять влиянию другого человека; в неоднозначных ситуациях – активное расследование (изучение) источника стресса (подвергая сомнению или обращаясь за разъяснениями и т.д.); уклончивое поведение: уход или удаление от источника стресса; пассивное поведение: колебание, ожидание или отставка (отказ от действий);
стратегии совладания в ситуациях потери (например, потери отношений) или неудачи: действия, направленные на предотвращение надвигающейся потери или отказа (неудачи); действия, направленные на переориентацию со значимых объектов, поиск источников эквивалентной замены (заместителя); пассивное поведение: ожидание, колебание или отставка.
Позднее Р. Лазарус и С. Фолкман классифицируют стратегии совладания уже в соответствии с выделенными ими двумя основными функциями копинга :
копинг, «сфокусированный на проблеме», направлен на устранение стрессовой связи между личностью и средой;
копинг, «сфокусированный на эмоциях», направлен на управление эмоциональным стрессом.
Необходимость учета обеих функций авторы обосновывают наличием эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов переживания стресса, которые образуют разнообразные комбинации .
При этом С. Фолкман выделяет активное и пассивное копинг-поведение : активное копинг-поведение – это поведение, направленное на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой; пассивное копинг-поведение – это интрапсихические формы преодоления стресса, которые относятся к защитным механизмам, предназначенным для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация.
Иными словами, активная форма копинг-поведения, или активное преодоление, представляет собой целенаправленное устранение или изменение влияния стрессовой ситуации, ослабление стрессовой связи личности с окружающей средой.
Пассивное копинг-поведение определяется как инртапсихические способы преодоления стресса с использованием различных механизмов психологической защиты, которые направлены не на изменение стрессовой ситуации, а на редукцию эмоционального напряжения .
С. Фолкман и Р. Лазарус определили 8 видов ситуативно-специфических копинг-стратегий: планомерное решение проблем; позитивная переоценка; принятие ответственности; поиск социальной поддержки; конфронтация; самоконтроль; дистанцирование; избегание.
С. Фолкман, исследовав совладание со стрессом в разнообразных стрессовых ситуациях, показала, что в целом процессы совладания являются «скорее изменчивыми, чем стабильными» , но некоторые стратегии совладания обнаруживали относительную устойчивость вне зависимости от ситуаций. Например, выяснилось, что стратегия «позитивная переоценка» наиболее тесно связана с личностными факторами, в то время как сфокусированные на проблеме стратегии «конфронтация», «поиск социальной поддержки» и «планомерное решения проблемы» в наибольшей степени зависели от ситуации.
Одним из значимых компонентов формирования адекватного, адаптивного совладания или активного копинг-поведения является стратегия «планомерное разрешение проблем». Данная поведенческая стратегия способствует появлению и дальнейшему рассмотрению широкого круга альтернативных вариантов решения проблемы.
При формировании дезадаптивного поведения одной из ведущих является копинг-стратегия «избегание». Ее использование обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако, копинг-стратегия «избегание» может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста индивида и актуального состояния ресурсной системы личности. Вместе с тем, при изучении взаимосвязей здоровья, критических жизненных событий, социальной поддержки и копинга, было обнаружено, что личности, остающиеся здоровыми при воздействии стресса, чаще использовали стратегию «избегание». При этом семейное окружение действовало как фактор резистентности к стрессу .
В противоположность изложенной выше позиции Д. Амирхан считал, что выбор индивидом тех или иных копинг-стратегий является достаточно стабильной характеристикой на протяжении всей жизни, мало зависящей от типа стрессора. Он обозначил их как базисные стратегии поведения человека и объединил в три группы: решение проблемы (адаптивная); поиск социальной поддержки (адаптивная); избегание проблемы (неадаптивная).
Отечественный психолог Л. Собчик также считает, что тип реагирования в стрессовых ситуациях представляет собой «продолжение ведущей индивидуально-личностной тенденции», базирующейся на типе высшей нервной деятельности, является врожденной, генетически обусловленной характеристикой .
Л. Пирлинг и С. Скулер одними из первых провели ряд исследований, в которых была сделана попытка измерить копинг-поведение здоровых взрослых людей в стрессовых ситуациях. Используя метод интервью, они выделили три основных копинг-стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности: поведенческие ответы, которые воздействуют на ситуацию; ответы, изменяющие значение или оценку ситуации; ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений.
Было замечено, что большинство людей склонны применять различные стратегии, переходя от когнитивных стратегий к эмоционально-сфокусированным, и наоборот. При этом для успешного выхода из стрессовой ситуации необходимо пропорциональное представительство каждого из указанных видов копинга. Таким образом, какая из стратегий «хороша или плоха», зависит от ситуации и может изменяться по ходу развития ситуации.
Ф. Хобфолл предлагая теорию сохранения ресурсов (ConservationofResources, COR — теория), рассматривает при этом два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями (esteem). Так, например, одни в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness).
Конструктор самоэффективности, разработанный Е.Р. Исаевой , также можно рассматривать как важный ресурс, влияющий на копинг поведение. Концепция самоэффективности относится к умению человека осознавать свою способность выстраивать собственное поведение, которое соответствует специфической задаче или ситуации .
Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Ресурсы - это средства к существованию, возможности людей и общества. Ресурсы - это жизненные ценности. Они могут быть осязаемыми и символическими, материальными и моральными. Они часто становятся объектами обмена между людьми: деньги, товары, услуги, информация, имущество, статус, любовь и т.п. Ресурсы - это все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды.
В настоящее время различают два крупных класса ресурсов: личностные и средовые. Иногда их называют психологическими и социальными ресурсами. Личностные ресурсы включают навыки и способности индивида, а средовые - отражают доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной сети. Более детальные классификации не только идентифицируют конкретные ресурсы, но и зачастую указывают наих
В.А. Ташлыков отмечает что люди, обладающие небольшими ресурсами, чаще выбирают стратегию избегания по сравнению с теми, кто не испытывает в них недостатка.
Однако даже если ресурсов достаточно, нередко они остаются неиспользованными. Препятствием для их применения становятся личные деструктивные ценности, общественное мнение (например, боязнь потери уважения), личностные качества (например, застенчивость, гордость). Так, известно, что, имея возможность получить финансовую помощь от государственных структур, некоторые люди отказываются обращаться за такой помощью. Экспериментальные же исследования установили, что причинами, сдерживающими поиск помощи, часто оказываются возможный ущерб самоуважению личности, ее стремление не ухудшать мнение окружающих о самой себе, нежелание показывать свою слабость, а также боязнь потерять свою независимость и др. Однако нередко люди отказываются от просьбы о помощи из-за иллюзии собственной неуязвимости и нереалистичного оптимизма относительно позитивного финала событий.
Г. Селье предложил различать два вида адаптационных ресурсов человеческого организма при стрессе: поверхностная адаптационная энергия и глубокая адаптационная энергия.
Поверхностные ресурсы организма активизируются в стрессовой ситуации по первому требованию, они достаточно легко восстанавливаются, например, после отдыха, полноценного сна и питания, психофизической релаксации и др. Если происходит восстановление психоэнергетических (адаптационных) ресурсов, то организм не переходит в состояние предболезни. Согласно гипотезе Г. Селье, поверхностная адаптационная энергия восполняется за счет глубокой адаптационной энергии, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Активизация глубокой адаптационной энергии начинается тогда, когда человек долго находится в стрессогенной ситуации и израсходованы поверхностные энергетические ресурсы. Истощение глубоких ресурсов необратимо и ведет к старению и гибели организма.
Р.М. Грановская выделила некоторые ресурсы стрессоустойчивости: социальная поддержка и психологическая компетентность.
Социальная поддержка может быть институционной, исходящей от государственных структур; корпоративной, связанной с профессионально-трудовой структурой (административная, профсоюзная поддержка), и межличностной, исходящей от отдельных людей (семьи, друзей, знакомых). Разновидностью социальной поддержки является социально-психологическая поддержка: эмоциональная, информационная, инструментальная или функциональная. Социальная и социально-психологическая поддержка выступает в качестве некоторого буфера между стрессом и его негативными последствиями, смягчает патогенное действие стресса, оказывающего влияние на здоровье.
Социальная поддержка — это внешний ресурс, она представляет собой весьма специфическую переменную, зависящую от готовности личности обратиться за помощью.
Способность обратиться за внешней поддержкой и принять ее — это внутренний ресурс личности, который во многом зависит от социально-психологической активности, направленной на формирование вокруг себя персональной сети поддержки, и готовности обратиться к ней в трудные периоды жизни. Социальная поддержка — важный ресурс сохранения психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Многие авторы отмечают, что положительное социальное окружение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важнейших факторов сохранения стрессоустойчивости личности. В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса.
Следующий ресурс стрессоустойчивости — психологическая компетентность индивида, уровень его психологической грамотности и культуры. Вместе с социальным опытом она определяет конкретные формы адаптивных процессов в стрессовых ситуациях.
К наиболее изученным в настоящее время личностным ресурсам преодоления стресса относятся следующие: 1) активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; 2) сила Я-концепции, самоуважение, самооценка, собственная значимость, самодостаточность; 3) активная жизненная установка: чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях, позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества, физические ресурсы (состояние здоровья и отношение к нему как к ценности).
К информационным и инструментальным ресурсам относятся: 1) способность контролировать ситуацию; 2) использование методов или способов достижения желаемых целей (мастерство, способность, успешность); 3) способность к адаптации, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, информационная и деятельностная активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стресс-ситуации; 4) способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации; 5) материальные ресурсы: высокий уровень материального дохода и материальных условий (позволяющие восстанавливать первичные физиологические потребности), безопасность жизни, стабильность оплаты труда, хорошие гигиенические факторы труда и жизнедеятельности.
Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций — стратегии и модели преодолевающего поведения.
Характер преодолевающего поведения зависит от жизненной позиции, активности личности, от потребностей в самореализации своих потенциалов и способностей.
По степени овладения ситуацией выделяются активные и пассивные стратегии преодоления. К активным стратегиям относятся: активно-когнитивныйкопинг (оценка ситуации), активно-поведенческий копинг (вмешательство в ситуацию, избегание).
Одной из важных проблем исследования преодоления является изучение последствий различных стратегий преодоления для уровня саморегуляции человека, а также их эффективности. Считается, что проблемно-ориентированные стратегии эффективны и имеют положительные взаимосвязи с измерениями психологического здоровья. Опора на эмоционально-ориентированные стратегии, с другой стороны, связывается с плохим психическим здоровьем. В настоящее время подвергается сомнению предположение о том, что использование проблемно-ориентированного преодоления всегда будет более адаптивным, чем эмоционально-ориентированное преодоление.
Согласно информационной модели стрессоустойчивости, к ресурсам преодоления стресса относятся:
Когнитивное преодоление — понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки.
Эмоциональное преодоление — осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний, неполного отреагирования и др.
Поведенческое (деятельностное) преодоление — перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивация поведения или деятельности.
Социально-психологическое преодоление — изменение направленности личности, коррекция жизненных ценностей или их приоритетов, расширение пространства социальных ролей, позиций и межличностных отношений .
Как показывают зарубежные исследования, социальная поддержка и стремление полагаться на нее — важнейший ресурс устойчивости от выгорания. Социальные ресурсы связаны с устойчивостью к выгоранию, поскольку тем, кто обладает большей социальной поддержкой, помогает как осознание того, что они не окажутся одни в трудную минуту, так и фактическая инструментальная помощь, к которой они могут обратиться в стрессовой ситуации. В этом случае сама по себе вера в то, что всегда можно положиться на социальную поддержку, помогает конструктивно перерабатывать жизненные и рабочие стрессы.
Таким образом, проанализировать мнения авторов по проблеме можно сделать следующие выводы:
в системе управления персоналом современные авторы рекомендуют полнее учитывать психологические характеристики и особенности работников с целью совершенствования социально-психологического взаимодействия на персонал;
руководителю в своей управленческой работе по профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания важно обращать внимание на три основных фактора: на улучшение условий труда (организационный уровень), на характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), на личностные реакции и уровень своего здоровья (индивидуальный уровень);
значительная роль в профилактике эмоционального выгорания отводится социальной поддержке, как важному ресурс сохранения психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Одним из видов такой поддержки является корпоративная поддержка, связанная с профессионально-трудовой структурой (административная, профсоюзная);
необходимая и базовая составляющая профилактики синдрома эмоционального выгорания – это личностная подготовка педагога не только с помощью теоретического обучения основам психологических знаний, сколько обучение практическое, ориентированное на формирование стрессоустойчивости профессионала и навыков высокоэффективного профессионального копинг-поведения
К поведенческимкопинг-стратегиям относятся 8 вариантов:
1. Отвлечение - обращение к какой-либо деятельности, уход в работу.
2. Альтруизм - забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план.
3. Активное избегание - стремление избегать «погружения» в процесс выхода из стрессовой ситуации.
4. Компенсация - отвлекающее исполнение каких-либо собственных желаний, например покупки чего-то для себя.
5. Конструктивная активность - удовлетворение какой-то давней потребности, например, совершить путешествие.
6.Уединение - пребывание в покое, размышление о себе.
7. Активное сотрудничество - ответственное участие в процессе преодоления возникших трудностей.
8. Поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.
Виды копинг-поведения распределяются на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.
Адаптивные варианты копинг-поведения (А).
Среди когнитивныхкопинг-стратегий к ним относятся:
«проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» - формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
Среди эмоциональных копинг-стратегий:
«протест», «оптимизм» - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.
Среди поведенческих копинг-стратегий:
«сотрудничество», «обращение», «альтруизм» - под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.
Неадаптивные варианты копинг-поведения (НА).
Среди когнитивныхкопинг-стратегий к ним относятся:
«смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование» - пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.
Среди эмоциональных копинг-стратегий:
«подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» - варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.
Среди поведенческих копинг-стратегий:
«активное избегание», «отступление» - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.
Относительно адаптивные (ОА) варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления.
Среди когнитивныхкопинг-стратегий к ним относятся:
«относительность», «придача смысла», «религиозность» - формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.
Среди эмоциональных копинг-стратегий:
«эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация» - поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.
Среди поведенческих копинг-стратегий:
«компенсация», «отвлечение», «конструктивная активность» - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.
Заключение.
Руководителю в своей управленческой работе важно обращать внимание на три основных фактора: на улучшение условий труда (организационный уровень), на характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), на личностные реакции и уровень здоровья (индивидуальный уровень). Немаловажную роль в профилактике СЭВ играет адаптивное копинг-поведение, которому педагогические работники могут научиться.
Библиографический список
Абабков
,
В.А. Защитные психологические механизмы и
копинги
:
анализ взаимоотношений. –
СПб
.:
Речь
, 2004. – 158 с.
Амирхан
,
Д.
В.
Фактор аналитического измерения
копингов
: пок
азатель
копинг
-стратегий. –
М.:
Медицина
, 1990. – 98 с.
Безносов
,
С.П. Профессиональн
ая деформация личности. –
СПб
.:
Речь
, 2004. – 271 с
.
-
ISBN
5-9268-0258-X.
Березин
,
Ф.Б. Психическая и психофизиологиче
ская адаптация человека. –
Л.:
Наука
, 1988. – 270 с.
Бойко
,
В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в пр
офессиональном общении. –
СПб
.:
Сударыня
, 1999. – 28с.
Васильев
,
Н.Н. Тренинг
преодоления конфликтов. –
СПб
.:
Речь
, 2007. – 174 с.
– ISBN
5-9268-0104-4
Водопьянова
,
Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика
. – 2-е изд. –
М.:Академия
, 2008. – 336 с
.-
ISBN:
978-5-91180-891-4
Волков
,
В.Б. Тренинг социальной активности. – СПб.
: Речь
, 2005. – 184 с.
Веснин
,
В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой
работе.-
М.:Юристъ,2001
.- 125 с.
Глауберман
,
Д. Радость сгорания: как конец света может стать новым начало
м. –
М.:
Добрая
книга, 2004. – 364 с.
Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления:
руководство для высшего управленческого персонала в XXI веке
,
М.:Академия
,1999 г.-354 с.-
ISBN
978-
5-900003-30-6
Грановская
,
Р.М. Психологическая защиты. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2010. – 655 с.
- ISBN
5-9268-0184-2
Гурвич
,
И.Н. Социальная пси
хология здоровья. –
СПб
.:
СПБГУ
, 1999. – 1023 с.
Друкер
Питер.
Практика
менеджмента. – М.: Вильямс
2003
.
-
29
с
.
Егоршин
,
А.П. Управление
персоналом,
-
Н. Новгород
,
199
7.-167с.
Изард
,
К.Э. Психол
огия эмоций. – СПб.: Питер, 2008. – 464
с
.-
ISBN
978-5-314-00067-0 5-314-00067-9
Исаева
,
Е.Р.
Копинг
-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2009. – 136 с.
Козлова
,
О.В. Тренинг «Преодоления синдрома профессионального выгорания». – М.: Медицина, 2003. – 36 с.
Копинг
-поведение (механизмы
совладания
) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б.Д.
Карвасарский
, В.А.
Абабков
, А.В. Васильева, Г
.Л.
Исурина
и др. – СПБ.:
НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. – 28 с.
Кочеткова
,
А.И. Психологические основы современного управления
персоналом.-
М.:ИНФРА-М,1999.
-436 с.
Кричевский
,
Р.А. Если вы-руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной
работе.
-
М.
:Академия
,1998.
- 314 с.
Куваева
, И.О. История изучения «синдрома выгорания» в американской психологии // Проблемы исследования «синдрома выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. /
В.В. Лукьянов
,
С.А.По
дсадный
.-
Курск:Курск
. гос. ун-та, 2007. – 88 с.
Кузьмина
,
Ю.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы: проявление и профилактика: монография. – Казань: КГТУ, 2007. – 154 с.
Лазарус
,
Р. Психологический стресс и
копинг
-процессы. – М.: Медицина, 1966. – 466 с.
Лазарус
,
Р. Стресс, оценка и
копинг
. – М.: Медицина, 1984. – 218 с.
Лободин
, В.Т.,
Лавренова
, Г.В.,
Лободина
, С.В. Как сохранить здоровье
педагогов.
–
М.
:ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 131
с.
,
ISBN
5-825-0042-8
Методика для психологической диагностики способов
совладания
со стрессом и проблемными для личности ситуациями. – СПб.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009. – 40 с.
Мейтланд
, Я
Руководство по управлению пе
рсоналом в малом
бизнесе.-
М.: Академия,
199
9.-107с.
Никишина
,
В.Б. Состояние «выгорания»: детерминация, феноменология, генезис, измерение. – Курск, 2007. – 381 с.
Орлов
,
Д.Н. К вопросу единства терминологии и представлений о синдроме «
burnout
» // Проблемы исследования «синдрома выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической пра
ктике): сб. науч. ст.
/ В.В.
Лукьянов,
С.А.Подсадый
.
– Курск: Изд-во
Куск
. гос. ун-та, 2007. – С. 123-125.
Пере,
М. Стресс,
копинг
и здоровье: ситуативные поведенческий подход: теория, методы и применение. – М.: Медицина, 1992. – 233 с.
Пирлинг
,
Л. Структура
копинга
. – М.: Медицина, 1978. – 42 с.
Романова
,
Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование
. Диагностика. –
Мытищи:Талант
, 1990. – 144 с.
Розанова
,
В.А. Психология управленческой деятельнос
ти: [Текст] -
М.:Экзамен
, 2003. – 192 с.
Селье
,
Г. Стресс без
дистресса
. – М.: Медицина, 1962. – 54 с.
Селье
,
Г. Стресс в жизни. – М.:
Медгиз
, 1956. – 216 с.
Розанова
,
В.А. Психология управленческой деятельности: [Текст] - М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 192 с.
Собчик
,
Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. – М.: Ин-т современной политики, 2000. – 511 с.
Старобинский
,
Э.К. Основы менеджмен
та на коммерческой
фирме.-
М.:
Дело
,2001.-143 с.
Старобинский
,
Э.Е. Как уп
равлять
персоналом.-
М.:Дело,1999.- 115с.
Ташлыков
,
В.А. Личностные механизмы
совладания
(
копинг
-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. – Т
омск:
ТГУ, 1990. – 36 с.
Торн
,
К. Тренинг. Настольная книга
тренера.–
СПб., 2008. – 240 с.
Фолкман
,
С. Персональный контроль, стресс и
копинг
-процессы. – М.: Медицина, 1984. – 54 с.
Фрейд
,
А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Смысл, 1993. – 142 с.
Фрейд
,
З. «Я» и «Оно»: Сборник. – СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. – 288 с.
Щербатых
,
Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
Хрящева, Н.Ю.
Психогимнастика
в
тренинге.
-
СПб.:Речь,
2006. – 256 с.
-
ISBN
5-9268-0065-у
Шпаргалка против стресса.
Основные симптомы стресса:
• Вы чувствуете себя чрезмерно усталым?
• Вы не только с нетерпением ждете выходных, но и с трудом переживаете каждый понедельник?
• Вы раздражительны, не собранны?
• Вы переедаете, злоупотребляете спиртным, неразумно тратите деньги?
• Вы с чувством «вынужденности» делаете что-то, чего на самом деле не хотите делать?
• Вы ждете, что с Вами должно случиться что-то непременно плохое?
• Вы стали часто болеть?
• Ваши контакты с друзьями уменьшились?
Помните, что важнейший шаг на пути урегулирования реакции на стресс- выбор оптимального поведения:
• Отвлекайтесь от стрессовой ситуации, успокойтесь любым доступным Вам способом, переключайте свои мысли на другой объект;
• Затем спокойно и трезво обдумайте сложившуюся ситуацию, помните, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки и несбывшиеся мечты, а наше отношение ко всем этим событиям;
• Активное поведение. Преобразуйте агрессивную энергию стресса, направив ее на другой объект, например, на приведение в порядок своего рабочего места. Помните: губителен не стресс сам по себе, а неумение управлять им;
• Проследите за ходом своих мыслей. Скажите себе: «Все что ни делается, все к лучшему». Расслабление - лучший способ борьбы со стрессом.
Главное не то, что мы видим, а то, как мы на это смотрим!!!
Правила антистрессового поведения:
• Готовьтесь к утру заранее, вечером. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.
• Сделайте, по возможности сегодня то, что вы хотели бы сделать завтра.
• Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.
• Подсчитайте Ваши удачи!
• Сделайте что-нибудь для улучшения Вашего внешнего вида.
• Научитесь медленно и глубоко дышать, снимать мышечное напряжение.
• Делайте выходные дни более разнообразными.
• Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь, не ворчите, не испытывайте недовольство другими.
Улыбнитесь и скажите, что Вы самая счастливая!!!