Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Создание условий для развития творческого потенциала учащихся на уроках музыки» | Белкина Ольга Николаевна . Работа №308028

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается роль ученика и учителя на уроке. Рассказывается о творческой самореализации обучающихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Затрагивается вопрос концепции полихудожественного воспитания: музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского, принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью; психологическая концепция Л.С.Выготского о целостности и единстве художественной деятельности ребенка; психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова.

«Создание условий для развития творческого потенциала учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

 

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на достижение основной цели общего образования - становление ответственной, творческой, критически мыслящей личности, члена гражданского общества. Развитие индивидуальности каждого ребѐнка, любознательного, активного, заинтересованно познающего мир, способного реализовать свой творческий потенциал - стало приоритетной задачей для любого учителя. Известный педагог и музыкант Г.Г. Нейгауз писал: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой будут расти и процветать таланты». Эти слова созвучны требованиям современного образования. Необходимо создавать условия, которые будут способствовать становлению творческой личности, а следовательно, необходим переход от репродуктивной, «ответной» позиции, пассивного приема и запоминания учебной информации к активному участию в приобретении знаний. Методы музыкальной работы должны максимально стимулировать интерес, самостоятельность и творческую инициативу школьников.

Традиционно под творчеством понимается деятельность человека, заключающаяся в создании новых, имеющих общественное значение материальных и духовных ценностей. Однако эта формулировка относится по существу к результату, а не к характеру деятельности и не учитывает ее полифункциональность. Ценность творчества заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе, поэтому сам урок и занятия кружка становятся творчеством.

       Согласно ФГОС, необходимо изменить роль ученика на уроке: сделать его активным участником процесса обучения. Именно поэтому в основе современной концепции музыкального образования лежит гуманитарно-деятельностный подход, в основе которого ученик воспринимается в деятельностной взаимосвязи с миром, объектами, его наполняющими, другими людьми. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный творческий поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать детей в творческую учебно-познавательную деятельность.

Применяя на уроке и во внеурочных занятиях традиционные методы и приёмы, такие как лекция, беседа, игра, сравнение, анализ и т.п. понимала, что этого не достаточно для развития творческих способностей школьников; необходимы специальные усилия. Поэтому, прежде всего обратилась к трудам таких исследователей как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, Г.В. Ковалева, И.М.Трушкина, А. Мелик-Пашаев, Л.Футлик, С.Л.Долгушин, Л.В.Воробьева, которые вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка много таланта, ума и энергии. Взяв за основу некоторые идеи ученых, начала применять на практике, наполнив их своим содержанием. Некоторые идеи «родились» уже в ходе работы.

          Что представляют собой мои ученики: многие из них не были ни в театре, ни в филармонии и с классической музыкой первый раз встречаются в школе на моих уроках. Неблагоприятная социальная среда, характерная для современного общества, тиражирование массовой культуры, направленной отнюдь не на формирование духовно-нравственных ценностей, доступность информации и отсутствие критического отношения к ней  - все это негативно влияет на формирование музыкального вкуса обучающихся. Мне, как учителю музыки, необходимо создать такие условия, которые способствовали бы решению данной проблемы: тогда у ребят появится желание заниматься классической музыкой, дети захотят её слушать, будут пытаться постигнуть «тайну» творчества и интерпретировать музыкальные произведения, что будет способствовать их духовному и творческому развитию.

     Предмет, который я преподаю, ориентирует меня на педагогические ценности, направленные на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.); а также на ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.)собо хочется выделить значимые для меня ценности: гуманистические ценности, самообразование, творчество, коммуникативность, способность к рефлексии, предметные знания, сотворчество.

     Новизна опыта видится в системном интегративном подходе в раскрытии творческого потенциала учащихся: я преподаю музыку в 1-8 классах,  кроме этого учащиеся школы разных возрастных групп посещают кружки  разных направлений.  Таким образом, уже сами методические условия моей педагогической деятельности диктуют основу концепции преподавания музыки. Интеграция предметов эстетического цикла: музыки, МХК, литературы, - способствует развитию творческой деятельности учащихся.

 

В настоящее время в педагогической практике применяются такие методы как   «эвристические вопросы», метод инверсии, метод эмпатии (личной аналогии), и другие. Эвристические приемы лежат в основе разрабатываемых в последние годы и широко используемых в практике методов проблемного обучения, обучения в диалоге, имитационно-моделирующих игр и других.  Вместе с тем, проблема создания учебной программы по музыке для общеобразовательной школы является достаточно острой и актуальной.

         Программа «Музыка», разработанная   под научным руководством Е.Д.Критской для общеобразовательной школы, изменила подходы к изучению музыки в школе, к теории и практике музыкально-эстетического воспитания.  Она направлена не только на усвоение системы знаний по музыке, но и на развитие творческих способностей на самореализацию личности школьников. Например, в отличие от других школьных предметов, тетради по музыке называются творческими. При всех достоинствах программы, в рамках одного недельного часа урок музыки не может выполнить всех задач музыкального воспитания. Вот почему творческая самореализация личности обучающихся продолжается во внеурочной деятельности.

В 80-е годы ХХ века педагогический аспект проблемы взаимодействия искусств разрабатывался Б.П. Юсовым. Этим же автором впервые был использован термин «полихудожественный подход», сущность которого заключалась в организации такого художественного образования детей, которое позволяло ребенку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса. В сближении музыки, литературы и живописи я вижу дополнительные возможности эстетического воспитания, формирования художественного вкуса школьника.

        Наряду с концепцией полихудожественного воспитания Б.П.Юсова ведущее место в моем преподавании занимают:

 - музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью.

- психологическая концепция Л.С.Выготского о целостности и единстве художественной деятельности ребенка;

- психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова.

Кроме того, труды известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального и театрального образования и воспитания (Сухомлинского В.А., Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Станиславского К.С., Немова Р.С., Асафьева Б.В., Петрушина В.И., Эльконина Б.Д.).

         Музыкальная деятельность имеет еще одну функцию – психотерапевтическую («здоровьесберегающую»). Учащиеся с повышенным уровнем тревожности, психологическими «зажимами», с заниженной самооценкой, нарушениями дикции в результате урочной и особенно внеурочной деятельности показывают положительную динамику по данным показателям.

     Цель педагогического опыта: спроектировать систему деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности, направленную на всестороннее развитие творческого потенциала школьника, формирование его эстетической культуры, духовно-нравственных ценностей.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

- выявить развивающие возможности современных образовательных технологий на уроках музыки;

- разработать систему заданий, направленных на формирование навыков и умений, связанных с анализом  и  интерпретацией музыкального произведения; совершенствование творческой деятельности; развитие мышления, воображения, памяти, целостного восприятия, наблюдательности, умение сравнивать и анализировать, художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при прослушивании музыкальны произведений; воспитание нравственных качеств личности, формирование умения работать в группах, воспитание стремления к самостоятельному слушанию музыки, формирование эстетического отношения к искусству;

- подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные с позиций системно - деятельностного подхода организационные формы урочной и внеурочной работы.

Посредством развития творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности происходит формирование познавательных, личностных, коммуникативных,  регулятивных универсальных учебных действий, в результате чего обучающиеся принимают самостоятельные нестандартные решения, обеспечивающие успешную социализацию, при этом основываясь на сформированных духовно-нравственных ценностях.

В связи с эти сами уроки музыки как уроки искусства, творчества призваны решать следующие задачи:

- продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;

-  эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства как основы для самостоятельной созидательной деятельности школьников;

- осуществление художественного познания мира учащимися через собственную созидательную деятельность.

Помогают мне реализовать данные задачи следующие технологии:

- технология развития процессов восприятия, пронизывающая все виды музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные). Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений: «Нарисуй себя в музыке», «Сравнительная характеристика одного и того же произведения в различном исполнении», «Придумай название прослушанному произведению», «Изобрази графически форму произведения».

        Учителю музыки при использовании данной методики необходимо учитывать, что в этот процесс необходимо включать выявление: жанровых признаков (песенность, танцевальность, маршевость – по Д.Б. Кабалевскому); признаков стиля (народная – композиторская, старинная – современная, русская – зарубежная музыка); опыт слежения за развитием интонации (интонация – тема – музыкальный образ – музыкальная драматургия); формирование словаря эмоциональных переживаний (В.Г. Ражников): работа с дидактическими «карточками эмоций»; опыт восприятия знакомых интонаций в новых ситуациях; осознание смысла интонации в содержании произведения («В каждой интонации спрятан человек» – В.В. Медушевский).

        В процессе развития певческой культуры учащихся, возрождения традиций отечественного хорового пения учителю музыки рекомендуется активнее использовать современные методики развития слуха и голоса, включая многообразные частные авторские методики (Ю. Алиев, В. Емельянов, Г. Струве, Г. Стулова и др.), учитывающие возрастные особенности школьников, возможность применения игровых приемов обучения (артикуляционная гимнастика: «улыбаемся-грустим», «лошадка», «покусывание кончика языка», «тик-так», «поза льва»… дыхательная гимнастика «упражнение насос», «маятник», «кошка»…),  тщательного отбора вокально-хорового репертуара, использование коллективных, ансамблевых и сольных форм хорового исполнительства.

технология арттерапевтического воздействия музыки. Данная технология способствует созданию комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализации основных функций организма – дыхания, артериального давления, сердечных ритмов; стимулированию слуховой  активности при восприятии музыки, оздоровлению голосового аппарата в процессе пения, восстановлению координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитию функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах (свирель), развитию координации  движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др.

- технология развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируется на интеграции музыки с другими видами искусства –  литературой, изобразительном искусством,  кино, театром. Интеграция искусств на уроке музыки дает возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств: приемы «музыкальная живопись», «живописная музыка».  При этом категория «художественный образ» должна рассматриваться как общая платформа для взаимодействия искусства в процессе музыкальных занятий. Следует подчеркнуть, что в процессе интеграции искусств на музыкальных занятиях доминирующая роль должна принадлежать музыке.

- метод проектов как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально-практической деятельности, имеющие  социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и  итогового контроля за усвоением учебного материала. Во внеурочной деятельности реализуются проекты: «Детская опера» («Муха Цокотуха», «Репка»), «Я спою тебе сказку», «Подарок для мамы».

технология диагностики уровня развития музыкальной культуры: выявление личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, качества формирования УУД, степени эмоционального восприятия явлений  музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию; осознанного отношения к изучаемым произведениям через систему усвоения основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка; представлений школьников о духовных ценностях музыкального искусства; становления индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества; «воспроизведения» полученных знаний, практических умений и навыков, приобретенных нравственных установок в процессе учебной работы, внеурочной деятельности, повседневной жизни, организации  досуга, адаптации к социокультурным условиям, в творческой деятельности.

        Среди форм диагностики достижений учащихся я использую дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся по каждому классу, провожу итоговое тестирование школьников (на основе звучащей музыки) по четвертям, анкетирование, творческие тетради, дневники музыкальных впечатлений, анализ выступлений на фестивалях искусств, в концертных программах.

информационно-коммуникативные технологии. Для эффективного преподавания музыки я использую аудиозаписи, фрагменты  фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др. Одним из вариантов использования ИКТ является создание клипов на литературный текст – например, стихотворение «Зимнее утро». Ребята или сами рисовали иллюстрации, или собирали картинки, в компьютерной программе соединяли их, накладывали на них классическую музыку.

           Процесс общения с музыкой является процессом ее поэтапного познания, который может быть выражен формулой: «Восприятие – сопереживание – сотворчество – творчество». Таким образом, модель изучения музыки концентрическая, данная формула повторяется из темы в тему, но каждый раз наблюдается усложнение самого изучаемого музыкального материала.

            Начиная с первых уроков нужно стремиться развивать в каждом ученике собственное восприятие мира. Создание проблемных ситуаций, фантастических предположений, и как результат, их решения – позволяют детям почувствовать радость открытия. И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно. Когда у ребенка возникает чувство «я – сам», то можно уже считать, что процесс осознания себя как «человека творческого» произошел.

Целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это – сопереживание, вовлечение, вживание, присутствие, отождествление, соучастие и т.д. Механизмы переживания требуют эмоционального духовного напряжения, творческих усилий со стороны человека. Именно поэтому сам принцип проведения урока музыки, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан прежде всего на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьников.

Результатом, характеризующим восприятие искусства как творческой деятельности, являются интерпретация произведения, проявление своего отношения к нему, включенность его в контекст жизни и реального опыта личности. Результатом творческой деятельности при восприятии искусства являются оригинальные видения художественных произведений, «эмоциональный диалог с эмоциональным содержанием художественного текста», способность к обобщениям, сравнениям, к ассоциативному, художественному синтезу впечатлений, установление жизненных связей, проекция своего «я» в содержательную сферу явлений искусства.

       Традиционное изучение фольклора по программе предмета даёт мне возможность расширить  границы урока и  включить во внеурочную работу  проведение  фольклорных праздников  для того, чтобы дополнить знания учащихся о народных традициях, обрядовых песнях, о культуре русского народа. И для того, чтобы раскрыть таланты своих учеников в музыкально- творческой деятельности. Примером такого мероприятия служит праздник «Проводы Масленицы», на котором традиционно собирается вся школа. Это мероприятие имеет и воспитательную направленность – прежде всего, уважение к национальным традициям.

        Огромная роль в нашей школе -  взаимодействие  школы с семьей. Я как учитель музыки полноправно участвую в реализации данной программы «Мы одна семья», развивая музыкально-творческие способности  учащихся. В плане совместной деятельности школы, родителей и обучающихся был разработан и реализован проект: «Поющая семья». Репертуар подбирался исходя из потенциальных певческих возможностей и желаний семьи.

 

        Внешняя результативность. В нашей школе каждый ребёнок может показать себя как певец-исполнитель: приобретая первоначальные певческие навыки на уроках музыки, учащиеся свои творческие способности развивают на кружке, а затем реализуют навыки в концертной деятельности. Развитие музыкальной культуры своих учеников   я  определяю как созидание через творчество, и созидание, прежде всего, их внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Для многих моих учеников этот вид музыкальной деятельности является средством самоутверждения, духовно-творческого искания.

Результатом творческой работы служит участие в концертах, фестивалях на  всех школьных мероприятиях. Особая гордость для меня – это постановка детских мюзиклов, что представляет собой проект. Учащиеся должны не только выучить свои партии, но и придумать себе образ, костюм, нарисовать декорации, сделать афишу к спектаклю, так вновь мы наблюдаем интегративный характер в методике преподавания музыки.

         И  я как учитель музыки стремлюсь к творчеству, к движению вперед. Ведь если не испытываешь восхищения перед миром, не работаешь над собой, то этого  движения не  будет! Я прекрасно осознаю то, чтобы воспитать творческих личностей нужно стать для них образцом, т.е. самой олицетворять творчество.

Результатом планомерной работы по развитию творческих способностей является достижение высокого уровня креативности, что позволяет перейти к свободному творчеству, которое имеет место не только на уроках, но и на внеурочных мероприятиях. Зачастую школьники без какого-либо призыва к выполнению заданий сами проявляют творчество.

Творческие задания:

1.Мини-сочинение по прослушанному произведению;

2.Сочинить стихотворение по прослушанному произведению (разные по стилю);

3.КТД, где ребята исполняют роли, поют, танцуют;

4.Создание новых музыкальных инструментов, их настройка и музицирование на них. Например бутылочный инструмент «Перезвон», «пила-пискля», стиральная доска «Вжик»;

5.Создание зрительного образа музыкального произведения (рисунки, кластеры, ребусы и поделки);

6. Выступления с творческими номерами на мероприятиях и конкурсах различного уровня (Музыкальная гостиная, встречи с ветеранами, городские конкурсы и др.);

7. Создание музыкальных презентаций по собственному интересу (о певцах, группах (поп, рок, рэп и т.п.), современных композиторах, музыкальных инструментах и т.д.);

8. Разработка собственных музыкальных кроссвордов, ребусов, загадок;

9.Проведение уроков учащимися.

 

      В рамках внеклассной работы организуется участие объединений дополнительного образования и представителей  школы в различных конкурсах, смотрах, выступлениях.

Данные конкурсы, смотры, соревнования готовятся совместно с учащимися (литературно-музыкальные композиции, выпуски газет, разработки мастер-классов, социальные проекты, видеоролики).

     

       Итак. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.
Использование на практике проблемного обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.

         С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развить вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких занятий очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интересно, воспитывается внимание.

Творческая атмосфера присутствует во всех видах деятельности учащихся на уроке, начиная с музыкального приветствия. Важно отметить, что уроки начинаются разными музыкальными приветствиями, которые могут быть основаны, в зависимости от целей и темы урока на вокальной, инструментальной, ритмической, пластической  импровизации. Ведь приветствие как радуга может быть разноцветным. (Приветствие на разных языках мира, с движением, с использованием инструментов и т.д.

Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним ученикам: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е. вдохновенно, с фантазией, любовью и выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать продуктивнее и с ним обязательно будет интереснее.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×