Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста | Башева Валентина Васильевна. Работа №347449
Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к созданию условий для самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста в детском саду. Выделяется значимость игры как ведущего вида деятельности в раннем возрасте, а также роль воспитателя в создании игровой среды, которая способствует развитию самостоятельности, инициативности и творческих навыков у детей. Особое внимание уделяется организации пространства и использованию игровых материалов, способствующих самовыражению и активному взаимодействию детей друг с другом.
Ключевые слова: самостоятельная игровая деятельность, ранний возраст, игровая среда, развитие самостоятельности, инициативность, детский сад.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Башева Валентина Васильевна, воспитатель
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 75 «Голубок» комбинированного вида
городского округа Горловка»
Донецкой Народной Республики
Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к созданию условий для самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста в детском саду. Выделяется значимость игры как ведущего вида деятельности в раннем возрасте, а также роль воспитателя в создании игровой среды, которая способствует развитию самостоятельности, инициативности и творческих навыков у детей. Особое внимание уделяется организации пространства и использованию игровых материалов, способствующих самовыражению и активному взаимодействию детей друг с другом.
Ключевые слова: самостоятельная игровая деятельность, ранний возраст, игровая среда, развитие самостоятельности, инициативность, детский сад.
Дети раннего возраста через игру познают мир, учатся взаимодействовать с окружающими, развивают свои когнитивные, эмоциональные и социальные навыки. Самостоятельная игровая деятельность позволяет ребенку проявить инициативу, творчески выразить себя и выработать навыки принятия решений. Поэтому важной задачей воспитателя в дошкольном учреждении является создание условий, способствующих развитию самостоятельной игровой деятельности.
Первое, на что стоит обратить внимание, — это организация пространства. Пространство в группе должно быть продуманным, разделенным на игровые зоны, каждая из которых выполняет определенную функцию. Такие зоны могут включать уголок для сюжетно-ролевых игр, строительный уголок, уголок для творчества и другие зоны, которые будут способствовать различным видам активности. Очень важно, чтобы ребенок мог свободно выбирать, чем ему заниматься, и мог самостоятельно находить нужные материалы. Это развивает у детей способность к планированию действий, формирует навыки самостоятельности и ответственности за свой выбор.
Игровые материалы и оборудование также должны быть тщательно подобраны. Открытые игрушки, такие как строительные блоки, куклы, машинки, а также природные материалы, как песок, вода, листья, способствуют развитию воображения и креативности. Не менее важно предложить детям разнообразные материалы для творчества: бумагу, краски, карандаши, пластилин и другие материалы, которые помогут детям создавать свои собственные игры и предметы. Важно, чтобы игровые материалы были доступны для ребенка, что позволит ему самостоятельно организовывать свою деятельность.
Самостоятельная игровая деятельность требует минимального вмешательства со стороны взрослых. Однако это не значит, что роль воспитателя незначительна. Напротив, воспитатель создает условия для игры, подбирает материалы, наблюдает за процессом и, при необходимости, оказывает поддержку. Важно не навязывать ребенку сценарий игры, а предоставлять ему свободу для самостоятельного выбора. В таком случае ребенок учится выражать свои идеи, взаимодействовать с другими детьми, находить решения в различных игровых ситуациях.
Одним из важных аспектов в развитии самостоятельной игры является поощрение взаимодействия детей друг с другом. Совместные игры способствуют развитию социальных навыков, таких как умение договариваться, делиться игрушками, решать конфликты. Воспитатель должен создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя комфортно и безопасно, чтобы свободно вступать в игровое взаимодействие. Это особенно важно для детей раннего возраста, которые только начинают учиться взаимодействовать с окружающими и развивать свои коммуникативные навыки.
Важно помнить, что самостоятельная игровая деятельность способствует не только развитию социально-коммуникативных навыков, но и когнитивному развитию. Через игру дети учатся осознавать причинно-следственные связи, классифицировать предметы, исследовать их свойства и развивать творческое мышление. Поэтому воспитателю необходимо поощрять интерес ребенка к исследованию окружающего мира и предоставлять ему для этого различные возможности в игровой форме.
Создание условий для самостоятельной игровой деятельности также предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку. Каждый ребенок развивается в своем темпе, и воспитатель должен учитывать интересы, склонности и уровень развития каждого воспитанника. Например, одни дети могут предпочитать спокойные игры с конструкторами или пазлами, а другие — подвижные игры на свежем воздухе. Предоставляя ребенку выбор, воспитатель стимулирует его активное участие в игровой деятельности, что является важным для всестороннего развития.
Воспитатель также должен сотрудничать с родителями, чтобы поддерживать интерес ребенка к игре и в домашних условиях. Родители могут быть информированы о том, как организовать игровое пространство дома, какие материалы и игры могут стимулировать самостоятельную активность ребенка. Важно, чтобы родители понимали значимость игры для развития ребенка и активно поддерживали его в этом процессе.
Таким образом, создание условий для самостоятельной игровой деятельности у детей раннего возраста является ключевым фактором их гармоничного развития. Воспитатель, создавая продуманную игровую среду, предоставляя детям свободу выбора и поддерживая их инициативу, помогает формировать у них навыки самостоятельности, творческого мышления и социальной адаптации. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя свободным и уверенным в процессе игры, что позволит ему успешно развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.
Список литературы
Новикова, Е. И. Современный справочник воспитателя детского сада [Текст] / Е. И. Новикова. –
М. :
Научная книга, 2017. – 448 с.
Синяпкина
, Е. И. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО / Е. И.
Синяпкина
, О. Н. Звягина. —
Текст :
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2584/ (дата обращения: 16.10.2024).
Ханова
Т.Г.
Педагогические условия развития детской игры
// Нижегородское образование. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-detskoy-igry (дата обращения: 16.10.2024).