Создание здоровьесберегающей образовательной среды для обучения детей с ОВЗ | Кравцова Ирина Анатольевна. Работа №214338
Автор: Кравцова Ирина Анатольевна
В статье говорится, что в условиях происходящих в стране реформ и модернизации образования вопросы охраны здоровья детей являются наиболее важными и современными. Рассказывается о создании в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды, использовании здоровьесберегающих технологий при дистанционном образовании ребенка-инвалида и домашнем обучении ребенка с ОВЗ(вариант 2), которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни
Создание здоровьесберегающей образовательной среды для обучения детей с ОВЗ
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни и благополучия человека, основой для самореализации и самовыражения личности; одним из условий успешного социального и экономического развития страны .
Современное состояние общества предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В условиях происходящих в стране реформ и модернизации образования вопросы охраны здоровья детей являются наиболее важными и современными .
В статье 51 Федерального закона «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетному направлению социальной политики в области образования.
В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Поэтому целью современного образования является развитие не только мыслящей, деятельной, творческой, но главное - здоровой личности.
Формирование здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды, использования здоровьесберегающих технологий, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Почти в каждой школе есть дети с ОВЗ и дети-инвалиды , которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут посещать школу, для которых обучение организовано на дому. Наша школа не является исключением.
С 2012 года МОУ «СОШ с.Воскресенское»является муниципальным центром дистанционного образования детей-инвалидов Воскресенского
района. В 2017-2018 учебном году в центре успешно обучался 1 ребенок-инвалид, обучающийся 9 класса с основным заболеванием опорно-двигательного аппарата.
Эффективность дистанционного обучения зависит от ряда факторов, один из которых – это сохранение и укрепление здоровья детей.
Это- важная проблема, решение которой требует большого профессионализма, высокой подготовленности педагогических работников. Пройдя соответствующую ИКТ-подготовку на базе Саратовского областного института развития образования 8 опытных педагогов, прежде всего, изучили психофизиологические особенности учащегося, характер его заболевания, индивидуальные особенности.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация дистанционного урока.
Хорошо «дидактически» проработанный урок предусматривает:
1) оптимальный объём учебной информации; использование различных методов обучения
2) дозированное распределение заданий по степени сложности;
3) чередование различных видов учебной деятельности
Обязательным элементом здоровьесбережения является соблюдение длительности непрерывной работы за компьютером , непрерывном применении технических средств обучения на уроках, прописанных в СанПине..
На дистанционныхуроках используются видеоматериалы, средства ИКТ, флеш-ролики с заданиями, презентации. Создавая свой электронный образовательный ресурс, учителю необходимо помнить, что человек устает от одного цвета и не забывать об использовании свойств цвета для положительного воздействия на человека.
. Проблемы здоровьесбережения на уроках усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье учащихся.
Поэтому учителя дистанционного образования активно используют технологии, методы, приемы ,которые предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности обучающегося в течение урока, учителя следят за посадкой ученика, напоминают о расстоянии его глаз до монитора, об уровне постановки монитора.
Физкультминутки являются обязательной составляющей частью дистанционного урока с детьми-инвалидами. В целях профилактики нарушений зрения очень полезны Физкультминутки для глаз.
Не менее важен благоприятный психологический климат на дистанционном уроке, который достигается с помощью создания ситуаций успеха для обучающегося, похвалы, поддержки , доброжелательности, на основе искреннего уважения и доверия ;, избегая в собственном поведении учителя отрицательных эмоций, так как они являются здоровьеразрушающими.
С целью предупреждения утомления и усталости обучающегося педагоги применяют дидактические игры, юмор, поговорки, афоризмы, музыкальные минутки, используют эмоциональную передачу содержания учебного материала; включают в содержание урока информацию, связанную со здоровым образом жизни.
Утомляемость учащихся зависит и от внешних факторов: температуры и свежести воздуха, степени освещенности, отсутствия отвлекающих звуковых раздражителей.
Понятно, что за гигиеническими условиями домашней обстановки несут ответственность родители. И вот тут важна роль классного руководителя и психолога, которые проводят определенную работу с родителями ученика по данному направлению.
Анализируя имеющийся опыт, мы можем констатировать, что внедрение дистанционных форм обучения с элементами здоровьесберегающих технологий помогает сделать процесс обучения интересным и занимательным, , формирует и развивает навыки самостоятельной работы
Кроме того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с нарушениями в развитии и реализации возможности общаться в программе «Skype», видео - и аудиочатах, находить новых друзей, а значит, формирует качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть равными в социуме здоровых людей.
Наш ученик достаточно мобилен, имеет положительную мотивацию к процессу познания, достигает значительных успехов в учебе. Учителя-предметники привлекают ребенка-инвалида к участию в различных дистанционных олимпиадах и конкурсах, проектах. Имеются всевозможные сертификаты его участия, призовое место в олимпиаде по истории, , диплом 1 степени дистанционного Пушкинского фестиваля искусств «Под сенью дружных муз» за участие в конкурсе презентаций.
На протяжении 7 лет мальчик учился только на «4» и «5».В этом учебном году он успешно выдержал экзамены по русскому языку и математике, на которых ему были созданы условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития: отдельный кабинет, увеличено время. По результатам ОГЭ имеет положительные отметки и ему вручен аттестат об основном общем образовании.
С 01.09.2016 года вступили в силу ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС для образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) . Согласно этому в МОУ «СОШ с.Воскресенское» осуществлен переход на эти новые стандарты и в этом 2017-18 учебном году 1 обучающийся с ОВЗ, ученик 1 класса получал образование в рамках индивидуального обучения на дому по адаптированной образовательной программе (вариант 2). А на основе АООП разработана СИПР (специальная индивидуальная программа развития , учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью , целью которой является «
Создание единой коррекционно- развивающей среды, направленной на успешную социализацию и здоровьесбережение учащегося»
В начале учебного года для ученика составлено персональное расписание, согласованное с родителями; индивидуальный учебный план, во внеурочную деятельность включены логопедические занятия, работа психолога, разработаны индивидуально-ориентированные рабочие программы по предметам и коррекционным занятиям обучения на дому. В структуру урока для ребенка с ОВЗ учителями нач.классов включены элементы здоровьесберегающих технологий:
-оптимальный темп ведения урока;
-подача материала доступным рациональным способом;
-наглядность; элементы театрализации.
-смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, пишу и т. д.);
-метод повторения;
-игровые моменты;
-воспитательные моменты на уроке (беседы);
-санитарно – гигиенические условия.
-физкультминутки, пальчиковая гимнастика ; игра на музыкальных инструментах.зрительная гимнастика, дыхательная ; смена поз: лежа, сидя, с передвижением
-положительный эмоциональный настрой на уроке. -Создание вокруг ребенка атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни
По показаниям ПМПК в 2018-19 уч.году в индивидуальный учебный план внесен предмет Адаптивная физическая культура , его целью является общеукрепляющее действие на организм человека, своевременная коррекция, повышение защитных сил организма.
Опыт работы нашей школы с данной категорией детей небольшой. Педагоги,задействованные в обучении первоклассника, психолог, логопед прошли курсы повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ, занимаются самообразованием, являются слушателями семинаров и вебинаров для пополнения опыта.
Главное, что мы выделили для себя – необходимо так организовать образовательное пространство на всех уровнях, при котором качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.