Создания благоприятного психологического климата на уроке английского языка ☼☼ | Сармукова Любовь Анатольевна. Работа №292610
Автор: Сармукова Любовь Анатольевна
АннотацияВ данной статье речь пойдет о способах создания и поддержания психологически благоприятного климата, о необходимости проведения уроков английского языка в оригинальной, нетрадиционной форме и о применении элементов развивающего обучения на уроках.
«Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача учителя. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы», - отмечала И.П. Аникеева [2, C. 40]. Содержание урока определяется изучаемым языковым материалом, а выбранный способ его подачи реализуется с помощью методических приемов, которые в значительной мере связаны с аспектом психологическим, межличностными отношениями коллектива, т.е, ученики и учитель, и атмосферой общения, которая, с одной стороны, является следствием этих отношений, а с другой- определяется объективными условиями, в которых проходит урок. Я всегда считала, что ведущим аспектом урока является методический аспект. Но усвоив в достаточной мере технологию преподавания иностранного языка, продолжая совершенствовать приемы обучения, столкнулась не менее важной стороной урока - его психологическим компонентом. Часто именно этот компонент оказывается ведущим.
Направление: «Модели и технологии повышения качества школьного образования»
О некоторых приемах создания благоприятного психологического климата при обучении английскому языку в средней школе
Сармукова Любовь Анатольевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Чебоксары
АннотацияВ данной статье речь пойдет о способах создания и поддержания психологически благоприятного климата, о необходимости проведения уроков английского языка в оригинальной, нетрадиционной форме и о применении элементов развивающего обучения на уроках.
«Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача учителя. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы», - отмечала И.П. Аникеева [2, C. 40].
Содержание урока определяется изучаемым языковым материалом, а выбранный способ его подачи реализуется с помощью методических приемов, которые в значительной мере связаны с аспектом психологическим, межличностными отношениями коллектива, т.е, ученики и учитель, и атмосферой общения, которая, с одной стороны, является следствием этих отношений, а с другой- определяется объективными условиями, в которых проходит урок. Я всегда считала, что ведущим аспектом урока является методический аспект. Но усвоив в достаточной мере технологию преподавания иностранного языка, продолжая совершенствовать приемы обучения, столкнулась не менее важной стороной урока - его психологическим компонентом. Часто именно этот компонент оказывается ведущим. И эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Знаменитый писатель К.И. Чуковский считал состояние радости необходимым для развития ребенка. «Гигантская работа ребенка по овладению духовным наследием взрослых осуществляется только тогда, если он непоколебимо доволен собой и окружающим миром». Иными словами, «только наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности».[26,С.13].
Больше и больше я убеждаюсь, что без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов. Если даже урок методически правильно подготовлен, результата не будет, если не учтены взаимоотношения между учащимися и учителем, а также объективные условия, в которых проходит урок. Поэтому при планировании урока мы должны рассматривать разные варианты проведения урока и создания благоприятного фона для речевого общения. Гуманное проявление современного урока можно наблюдать в самом его начале: учитель обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут стремиться обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.
Перед входом в класс нужно настроить себя на уроки и сказать: «Я буду вести урок увлеченно, энергично и лучше, чем прошлый». Но специфика урока английского языка не позволяет нам увлечь учащихся своим рассказом так, как на уроке литературы. Да и мы не можем позволить себе превратить ученика в объект обучения. Ибо мы знаем, что иностранному языку нельзя научить, а можно только научиться. Поэтому, организуя деятельность учащихся, на каждом этапе урока учитель выбирает ту форму работы, которая положительно влияет на психологическое состояние ученика. Хотя в старших классах случается так, что некоторые ученики теряют мотивацию к изучению иностранного языка. Причины могут быть разные:
-уроки однообразные, неинтересные;
-учитель часто исправляет ошибки;
-возрастные особенности;
При подготовке к урокам нужно подбирать упражнения, которые представляют собой целенаправленный и мотивированный характер речевой деятельности, которые соответствуют возрасту и интересам учащихся, их уровню развития.
Например:1. Составление задачи на выбор информации.
Записывается требование: "Выбери признаки, характерные для..."
С помощью литературы отбираются признаки явления (7-8) признаков.
Выбранные признаки комплектуются беспорядочно.
Пример: Выбери признаки, характерные для времени Present Progressive:
Наличие одной части сказуемого.
Наличие двух частей сказуемого.
Наличие вспомогательного глагола
to
have
.
Наличие вспомогательного глагола
to
be
.
Вспомогательный глагол употреблен во времени
Present
Simple
.
Вспомогательный глагол употреблен во времени
Past
Simple
.
Употребление страдательного причастия.
Наличие -
ing
у основного глагола.
2.Составление задачи на исправление ошибок.
Записывается требование: "Исправить ошибки в тексте..."
Из какого-либо источника выписывается связный текст.
Выбранный текст записывается в тетрадь, при этом информация
меняется.
Пример: Tomorrow I not go to school, because it is Sunday. Father and Mother went to the theatre. And I am at home. My friend Olga came to me. We play computer games.
3.Составление задачи на сравнение и составление выводов из сравнения.
Записывается требование: "Сравните..."
Выписывается один из следующих пунктов:
А) образование;
Б) употребление.
Записывается название двух или более явлений.
Добавляется требование: «Сделайте вывод из сравнения».
Пример: Сравните образование Present Progressive и Present Simple. Сделайте выводы.
Также использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Специфика игры заключается в том, что «…учебные задачи выступают перед учащимися не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит перед собой учебной задачи, но в результате он чему-то научится». (М.Н.Скаткин)
Приведу в качестве примера игры, которые я провожу при изучении лексики. Это лексическое лото, кроссворды, чайнворды, "Снежный ком", "Найди слово". Я также провожу игру "Аукцион", задача которой сводится к тому, чтобы последним назвать слово, выражение, фразу по определенной теме.
Тесно связаны с лексическими играми и имеют большое значение игры фонетические, особенно на начальном этапе обучения английскому языку. Их целью является, как известно, развитие фонематического слуха, формирование навыков установления адекватных звукобуквенных соответствий, формирование навыков произношения связного высказывания. Наиболее часто я употребляю следующие фонетические игры: игры-загадки ("Какой звук задуман?"), игры-имитации ("Скороговорки"), игры-соревнования ("Необычный телефон"), игры с предметами ("Назови слово"), игры на внимательность ("Правда-ложь").
Лексика сама по себе является важной частью языка, но в речи она употребляется в различных грамматических конструкциях: словосочетаниях, предложениях, текстах. Для того, чтобы тренировать учащихся в употреблении грамматического материала, я использую на своих уроках игры грамматические. Помимо всех тех игр, которые были названы мной выше, в группе грамматических игр я использую также игру "Исправь ошибку", "Угадай", "Двадцать вопросов" и многие другие.
Я считаю, что урок удался, если ученик не только усвоил определенный языковой материал, но и в конце урока воскликнул: «Уже звонок! Так быстро!». Помните, что в центре обучения иностранному языку находится ребенок, который является главным субъектом учебного процесса. Организуя общение и взаимодействие детей, создавайте благоприятную атмосферу в классе и чувство комфортности у каждого ученика.
Список используемой литературы:
1.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989
2.Афанасенкова Л.М. Применение элементов развивающего обучения для формирования и развития речевых способностей учащихся. Кайеркан, 2004
3. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm
4. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.
5. Ермолаева И.В. Английский язык. Карточки заданий. Саратов, 2006 г.
6. Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело. Санкт-Петербург, 2009 г
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования III поколения [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/