Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 9 класс | Колдузова Надежда Евгеньевна. Работа №363060
Данная программа была разработана для обучающегося, имеющего тяжелые множественные нарушения развития( нарушены слух, зрение, мышление, есть РАС). Программа учитывает особенности дефекта и содержит все обучающие программы и календарно- тематическое плонирование, согласно учебному плану обучающегося. Эта программа является заключительным этапом в обучении по специальным индивидуальным программам развития.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Тверская школа-интернат № 2»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей-предметников для глухих и слабослышащих обучающихся
Протокол № 1 от .08.2021 г.
Руководитель МО _______/А.И. Гродь
СОГЛАСОВАНО
с зам. директора по УВР
________/Т.С. Майорова/
« ____ » августа 2021 г
УТВЕРЖДЕНО приказом о. и.директора
ГКОУ «Тверская школа-интернат № 2»
___________/Чистяковой С. О./
№ ___ от « » ______ 2021 г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
для 9 класса
Рабочую программу составила:
Колдузова Надежда Евгеньевна
С программой ознакомлена и согласна __________________(Натрадзе К. В.)
2021— 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 1.4.) и нацелена на образование ребенка с ТМНР, с учетом его образовательных потребностей.
Цель программы: создание специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Задачи, реализуемые программой: включение ребенка в учебную деятельность; активизация познавательной деятельности; развитие коммуникативных умений.
1. Общие сведения об учащемся:
Возраст ребёнка: 18 лет
Класс: 9
Коллегиальное заключение ПМПК от 09.11.2017 г. согласно протоколу обследования ребенка: недоразвитие психических процессов у ребенка с дефицитарностью слухового анализатора. Двусторонняя нейросенсорная глухота. Состояние после кохлеарной имплантации. Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Рекомендовано: обучение по специальной индивидуальной программе развития, разработанной с ориентировкой на Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», с учетом психофизических особенностей кохлеарноимплантированного ребенка, его состояния здоровья и поведения.
Согласно медицинскому заключению ВК №214 от 29. 04. 2021 г., нуждается в индивидуальном обучении на дому по специальной индивидуальной программе развития, рекомендованной ПМПК на 2021/22 учебный год.
Форма обучения: очная, на дому.
Специальные условия:
- охранительный режим, дозированные нагрузки;
- наблюдение и лечение у профильных врачей;
- занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом) по развитию слухового восприятия неречевых и речевых звучаний, пониманию обращенной речи, развитию основных видов речевой деятельности;
2. Нормативные документы:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (вариант 2).
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2020, рег. № 61573».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 1.4).
- Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. канд. псих.наук, проф. И.М. Бгажноковой (2010 г).
3. Локальные акты ГКОУ «Тверская школа-интернат №2».
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме ГКОУ «Тверская школа-интернат №2».
- Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1.4).
- Положение о специальной индивидуальной программе развития.
- Положение о разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Характеристика развития обучающегося.
Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое. На уроках учащийся быстро утомляется, может уснуть во время учебного процесса. Продолжительность урока обычно меньше 40 мин, т. к. ребенок быстро устает, становится невнимательным.
Во время занятий ведет себя по-разному: может быть спокойным, пассивным, а иногда может находиться в возбужденном состоянии: не сидит на месте, кричит, уходит во время урока. Приготовленные и принесенные наглядные пособия, карточки, задания у педагогов отбирает и не дает ими пользоваться. Учебниками не пользуется- закрывает, кричит и забирает у преподавателя.
Агрессивно реагирует на неудачи в учебной деятельности: кричит, если допускает ошибки, не позволяет учителю корректировать их.
Внимание рассеяно, не может сосредоточиться на задании, может отказаться продолжать занятие.
Работоспособность низкая, наблюдаются ее резкие колебания на протяжении урока, дня, недели.
Обучающийся редко пользуется жестами, чаще использует голос и слова для привлечения внимания. Запас слов достаточно большой, но самостоятельно фразы и предложения он не составляет.
Самостоятельно использует слова приветствия при встрече; по жестовой инструкции выполняет такие простые действия, как «дай», «возьми», «убери»; списывает словосочетания и предложения. Также самостоятельно может выразить согласие, несогласие, просьбу о помощи словом, сопровождая соответствующим жестом; соотнести письменное слово с предметом; набирать знакомые слова на компьютере; читать короткие адаптированные тексты; различить членов семьи и педагога; различить предметы по форме и размеру; различать слова по темам: «Семья», «Школа», «Времена года», «Животные», «Растения».
С помощью взрослого может составить ответы на вопросы, используя готовые грамматические конструкции; различить слова, обозначающие действия предмета и слова, обозначающие взаимосвязь слов (глаголы и предлоги); написать свое имя, фамилию, домашний адрес.
Обучающийсяотвечает на вопросы, выражает свое желание, обращается с просьбой о помощи словом, однако предложения в речи не составляет и не использует.
С помощью взрослого называет действия предметов, признаки предмета (по форме и по величине). Также, с подсказкой учителя, ребенок называет имена родных и преподавателей.
При работе с текстом не выполняет схематических рисунков самостоятельно, но рисунками преподавателя пользуется и по образцу может их дорисовать.
Из-за особенностей поведения не всегда разрешает сделать зарисовки и не позволяет использовать компьютер в обучении.
Обучающийся различает предметы по длине (длинный – короткий); соотносит количество предметов с числом; записывает решение задачи арифметическим примером; решает примеры в пределах десяти, определяет число, день недели, месяц по календарю.
С помощью взрослого решает примеры с переходом через десяток в пределах 20; выполняет сложение и вычитание в пределах 100, без перехода через десяток; сравнивает предметы по длине (длиннее – короче). Также, с помощью взрослого, ребенок различает геометрические формы (шар, куб, брусок); соотносит геометрические тела с геометрическими фигурами и формы предметов с геометрическими телами.
С трудом сравнивает предметы по ширине и длине (шире/ уже на…, короче/длиннее на…), не различает праздничных и выходных дней. Также есть трудности в определении времени по часам, временных промежутков (вчера, сейчас, сегодня, завтра).
Ребенок сам называет и различает времена года, месяцы, дни недели и числа, может сообщить о погоде текущего дня, выставляя соответствующие картинки (дождь, снег, ветер); соотнести месяцы со временем года; различить диких и домашних птиц, речных рыб, насекомых; различить формы земной поверхности.
С помощью взрослого может сообщить о погоде текущего дня, рассказать о значении домашних животных и птиц в жизни человека.
Трудности наблюдаются в соотнесении дней недели с деятельностью человека и пониманием изменений, происходящих в жизни людей в разное время года.
Обучающийся самостоятельно различает длительность, темп и степень интенсивности голосовых звучаний; опознает слухозрительно слова по темам: «Времена года», «Школа», «Животные», воспроизводит слитно, на одном выдохе, слова отраженно и сопряжено; воспроизводит звуки речи в словах. Но вне занятий полученными навыками не пользуется.
Задания на развитие произвольного внимания ребенок выполняет самостоятельно. Обучающийся при выполнении действия понимает и усваивает его смысл. Также самостоятельно соотносит цвет, указанный на карточке, с реальным предметом и совмещает предметы с другими похожими.
Хорошо развито наглядно-образное мышление и способность самостоятельно находить решения в задачах. Сформированы навыки способов присоединения одной части к другой, складывание объемных фигур из всех частей по образцам, с указанием составных элементов, складывание объемных фигур по представлению.
Усвоил навыки, позволяющие самостоятельно выполнять действия по подражанию: может чередовать предметы различных размеров и форм, цветов; собирать сложные разрезные картинки из частей с точной последовательностью; подбирать парные картинки с персонажами.
С заданиями на запоминание и с воспроизведением материала на логическом уровне возникают сложности, информация не удерживается, из-за того, что словесно-логическое мышление и логическая память развиты на низком уровне.
Навыки удержания внимания на конкретной задаче и переключения внимания на нужные предметы сформированы на низком уровне и выполняются со значительной помощью взрослого.
Задания на ориентацию в пространстве даются с трудом, выполняются также со значительной помощью взрослого.
Индивидуальный учебный план.
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Всего часов
1.Язык и речевая практика.
1.1. Речь и альтернативная коммуникация (Жестовый язык.Русский язык.).
3 час.
102 час.
2. Математика.
2.1. Математические представления.
2 час.
68 час
3.Естествознание.
3.1. Окружающий социальный мир.
3.2. Домоводство
0,5 час.
0,5 час
17 час.
4.Технология
4.1.Профильный труд
1 час
17 час.
Всего:
7 час.
Коррекционные занятия.
Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи
1 час.
34 час.
Всего:
1 час
Всего:
8 час
Приоритетными учебными предметами являются: «Речь и альтернативная коммуникация (Жестовый язык.Русский язык)», «Математические представления», «Окружающий социальный мир», «Домоводство», «Профильный труд»).
Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи.
5. В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:
- Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании, и их взаимодействие.
Обучающийся испытывает потребность в организации комплексной коррекционной помощи. С ним проводят уроки: педагог; коррекционные занятия: сурдопедагог.
- Учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.
Обучающийся воспитывается в полной семье (воспитанием мальчика занимаются мать и отец), но для его адаптации и социализации в обществе необходимо расширение образовательного пространства, интеграция в школьное сообщество.
Ученики 9 класса участвуют во всех внеурочных мероприятиях, проводимых в школе. Несмотря на то, что ребенок обучается на дому по специальной индивидуальной программе развития, составленной конкретно для него, можно сказать, что он интегрирован в школьное сообщество, т.к. внеклассные и внеурочные мероприятия, проводимые в школе и за пределами школы, он имеет возможность посещать.
- Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
Предметные области: Язык и речевая практика, Математика, Естествознание, Технология, Коррекционно-развивающие занятия.
6. Условияреализацииспециальнойиндивидуальнойпрограммыразвитияобучающихся с тяжелыми и множественныминарушениямиразвития.
1. Создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка.
2. Технологии, используемые в обучении ребенка:
- индивидуализация обучения;
- игровые технологии: предметные, дидактические игры-упражнения;
- информационно-компьютерные технологии: демонстрационные, обучающие программы, информационно-справочные системы, подготовка печатных раздаточных материалов, мультимедийное сопровождение (презентации, учебные видеоролики);
- «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.
3. Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2 – 3 раза.
Структура занятия:
Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
Основной этап. Создание проблемной ситуации.
Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.
Повторение изученного, подача нового материала.
Двигательная гимнастика.
Итог занятия.
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.
В ходе проведения занятий регулярно проводится логопедический массаж: общей, мелкой и лицевой мускулатуры, сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.
Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.).
- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма).
- задания на развитие тактильно-осязательного восприятия, задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут, с перерывом 10 минут. Обучение проходит в одну смену.
Форма обучения: очная.
Режим обучения: на дому.
Задачи, которые ставит перед собой педагог в ходе проведения занятий:
- Развитие и воспитание ребенка: соблюдение четкого режима дня.
Требовать от ученика соблюдение социально-принятых норм поведения на занятиях и уроках (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; убрать одежду, учебные вещи и др.; здороваться при встречах, смотреть в глаза, прощаться жестом; во время еды – пытаться правильно удерживать ложку, кушать аккуратно; во время занятий – слушать взрослого).
- Социальное развитие: закрепление представления о себе.
Учить показывать свои вещи. Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться словами).
- Развитие понимания обращенной речи: учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи тетрадь, ручку…».
Учить выполнять задания по речи, включающие 1 действие (Возьми тетрадь, возьми ручку……).
Особенности психофизического развития ученика определяют нарушения в освоении базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1.4) и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени;
- от начала до конца;
- с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Для выявления возможной результативности обучения учитывается ряд факторов:
- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные ресурсы) и речевые средства: сопровождающая речь взрослого при выполнении действий.
- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога.
- при оценке результативности достижений учитывается уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).
На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.
Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования обучающегося в силу его психофизических способностей.
Предметная область:Язык и речевая практика.
Предмет: Речь и альтернативная коммуникация.
Цель обучения основам коммуникации: формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия; развития речи как средства общения.
Задачей обучения основам коммуникацииявляетсяразвитиекоммуникативногоопыта обучающегосявтеснойсвязисеголичнымопытом,формированиеинтереса к различнымформамречи, желание пользоватьсяею.
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие разделы: русский язык, развитие речи, чтение.
Примерное содержание предмета
Русский язык
Развитие речи.Понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира. Расширение словаря за счет лексики, обслуживающей обиходно-бытовую сферу. Формирование навыка построения распространенного высказывания. Понимание и использование простых (побудительных, вопросительных, повествовательных, отрицательных) конструкций в связи с практической деятельностью ребенка. Умение отвечать на вопросы и задавать их в связи с реальной практической ситуацией, с использованием знакомого тематического словаря. Умение участвовать в общении, отвечая на простые вопросы в зависимости от коммуникативной ситуации. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами (использование коммуникатора), жестами, мимикой.
Русский язык. Составление фраз и предложений. Письмо слов и предложений, связанных с личным опытом ребенка. Развитие навыка ответов на вопросы с использованием готовых грамматических конструкций. Обучение самостоятельному использованию лексико-грамматических единиц в контексте реальной речевой ситуации.
Чтение. Устно-дактильное чтение знакомых фраз с последующей демонстрацией соответствующих предметов, действий. Овладение навыками осознанного чтения: умение соотносить письменное слово с действием, предметом, свойством, явлением. Умение читать и понимать короткие адаптированные тексты из нескольких предложений, отвечать на вопросы по содержанию, называть главных героев, выделять действия в тексте, делать схематические рисунки.
Жестовый язык.
Продолжать формирование связимеждупредметом,действием ижестомв бытовой, игровой и учебной деятельности.
Учить указывать на предметы, обозначаемые педагогами, с помощью жестов. Продолжать учить пониманию и употреблению в непосредственном общении – в пределах определенной ситуации – жестов, связанных с приветствием, прощанием, с режимными моментами, занятиями и пр.
Учить выражать жестами: согласие, несогласие, обращение за помощью, ответы на вопросы: кто? что? где? чей? что делает? когда? какой?
Умение понимать и воспроизводить жестами различные коммуникативные высказывания (сообщения, вопросы) в ситуациях общения.
Возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода).
Оценка результативности освоения СИПР
I полугод.
II полугод.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указывание на предметы из изучаемых тем, обозначаемые жестом.
Выполнение действий по жестовой инструкции.
Ответы на вопросы: кто? что? какой? где? чей? что делает?
Понимание и воспроизведение коммуникативных высказываний: хочу/не хочу, дай мне, можно взять, что ты хочешь?
Использование коммуникатора.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Приветствие при встрече.
- предложением
Выражение своих желаний:
- предложением.
Обращение с просьбой о помощи:
-предложением.
Выражение согласия (несогласия):
-предложением.
Ответы на вопросы:
-предложением.
Понимание и использование простых предложений:
- побудительных;
- вопросительных;
- повествовательных;
- отрицательных.
Умение задавать вопрос, используя простые предложения.
Прощание с собеседником
-предложением.
Импрессивная речь
Умение различать собственные и нарицательные имена.
Умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.
Узнавание и различение имён:
- членов семьи;
- педагогов.
Понимание обобщающих понятий по темам:
-школа;
- семья;
- дом;
- магазин;
- поликлиника;
- парикмахерская;
- аптека;
-одежда и обувь.
-город.
Понимание слов, обозначающих действие предмета.
Понимание слов, обозначающих признак предмета.
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых предложений.
Экспрессивная речь.
Называние имен
-родных,
-преподавателей.
Использование в речи предложений по темам:
- школа;
- семья;
- дом;
- магазин;
- поликлиника;
- парикмахерская;
- аптека;
-одежда и обувь.
-город.
Умение писать свое имя, фамилию и адрес.
Чтение и письмо
Глобальное чтение
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих:
-имена людей;
-названия предметов;
-действия;
-признаки предметов.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации
Начальные навыки чтения и письма
Умение соотносить письменное слово с:
- действиями,
- предметами,
- свойствами,
- явлениями.
Составление и запись простых предложений:
- по вопросам;
- самостоятельно
Умение различать местоимения
Понимание содержания текста:
-ответы на вопросы к тексту;
-выделение действий в тексте;
- называние главных героев.
Умение делать схематические рисунки по тексту.
Предметная область:Математика
Предмет: Математические представления.
Цель обучения: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Содержание предмета.
Временные представления. Составление последовательности событий.Определениевременногопромежутка («сейчас»,«вчера»,«сегодня»,«завтра»).Определениевременипочасам(целогочаса). Соотнесениевременис началом и концом деятельности.
Количественныепредставления. Умножение и деление до 6 .Решениепримеров в пределах сотни. Представлениеоденежном знаке. Размен денег.
Представленияовеличине.
Различение и сравнение предметов по длине. Различение и сравнение предметов по ширине.Различение и сравнение предметовповысоте.
Представлениеоформе.Соотнесениегеометрическоготеласгеометрическойфигурой(куб–квадрат, шар–круг,треугольнаяпризма–треугольник,брусок– прямоугольник). Соотнесение формы предметов с геометрическими телами.
Пространственныепредставления.Определениеместорасположения предметоввпространстве(«сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространствевзаданномнаправлении(«вверх»,«вниз»,«вперёд»,«назад», «вправо»,«влево»).Ориентациянаплоскости(«верх»,«низ»,«середина», «праваясторона»,«леваясторона»).
Возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода).
Оценка результативности освоения СИПР
I полугод.
II полугод.
Временные представления
Знание порядка следования частей суток
Различение выходных и рабочих дней
Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра
Соотнесение деятельности с временным промежутком:
-сначала;
-потом;
-раньше;
-позже
Определение времени по часам: целого часа
Представления о величине
Сравнение предметов по величине (шире/уже на…)
Сравнение длины предметов (короче /длиннее на…)
Построение отрезков (длиннее на.., короче на.., одинаковые по длине)
Представления о форме
Соотнесение геометрических тел с геометрической фигурой:
- куб–квадрат;
- шар–круг;
- треугольнаяпризма–треугольник; - брусок – прямоугольник
Соотнесение формы предметов с геометрическими телами
Количественные представления
Сложение предметных множеств в пределах 100
Вычитание предметных множеств в пределах 100
Умение решать примеры на умножение (до 6 )
Умение решать примеры на деление (до 6)
Различение денежных знаков:
-монета;
-купюра
Узнавание достоинства монеты
Узнавание достоинства купюры
Размен денег
Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости
Пространственные представления
Ориентация в пространственном расположении частей тела человека на изображении:
- верх (вверху);
- низ (внизу);
- перед (спереди);
- зад (сзади);
- правая (левая) рука, нога, сторона тела
Ориентация на плоскости:
-вверху (верх);
-внизу (низ);
-в середине (центре);
-справа;
-слева;
-верхний (нижний, правый, левый) край листа
Перемещение в пространствевзаданномнаправлении(«вверх»,«вниз»,«вперёд»,«назад», «вправо»,«влево»)
Предметная область:Естествознание.
Предмет: Окружающий социальный мир.
Цельобучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Школа».
Школа.
Ориентация в классе, его зонах, в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение общепринятых норм поведения с взрослыми и сверстниками.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. Ориентация в помещениях. Представление о типах домов: одноэтажные/многоэтажные, каменные/деревянные. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон.Представление об электроприборах: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, микроволновая печь, электрический чайник, фен. Представление об электронных устройствах: телефон, компьютер, планшет. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни.
Возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода).
Оценка результативности освоения СИПР
I полугод.
II полугод.
Школа
Умение входить и выходить из учебного помещения со звонком.
Умение ориентироваться в пространстве класса
Умение адекватно использовать правила школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
Умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Использование учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела, ручки и т. д.
Знаниешкольных принадлежностей.
Квартира. Дом.
Знание частей дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол.
Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон.
Представление об электроприборах:.
Использование электроприборов в повседневной жизни.
Представление о электронных устройствах.
Использование в повседневной жизни.
Предметная область: Человек и общество.
Предмет: Домоводство.
Цельобучения:повышениесамостоятельностидетейввыполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи: формирование уменийобращатьсясинвентаремиэлектроприборами;уборкепомещенияи территории, уходу завещами;Программаподомоводствувключаетследующиеразделы:«Уход завещами»,«Уборкапомещенийитерритории»,
Примерноесодержаниепредмета
Уходзавещами
Складываниебельяиодежды.Вывешиваниеодеждына«плечики».Уход за обувью(чистка обуви о грязи, мытье, правила просушивания).
Уборкапомещения.
Подметаниепола:сметаниемусоранаполувопределенноеместо. Заметаниемусоранасовок.Выполнениепоследовательностидействийпри подметаниипола(сметаниемусоравопределенноеместо,заметаниемусора на совок,высыпание мусора в урну).
Уборкапылесосом:различениеосновныхчастейпылесоса.Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательностидействийприуборкепылесосом(подготовкапылесосак работе,установкарегуляторамощности,включение(вставлениевилкив розетку;нажатиекнопки),чисткаповерхности,выключение(поворотрычага; нажатиекнопки;выниманиевилкиизрозетки),отсоединениесъемных деталей пылесоса)
Возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)).
Оценка результативности освоения СИПР
I полугод.
II полугод.
Уход за вещами.
Складывание вещей:
-постельного (кухонного) белья;
- предметов одежды.
Вывешивание одежды на «плечики».
Умение выполнить простейший ремонт одежды (пришивание пуговиц).
Уход за обувью
Выбор чистящего средства.
Соблюдение последовательности действий при чистке обуви.
Уборка помещения
Сметание мусора в определенное место.
Заметание мусора на совок.
Различение основных частей пылесоса.
Подготовка пылесоса к работе.
Чистка поверхности пылесосом.
Соблюдение последовательности действий при мытье пола.
Соблюдение последовательности действий при уборке комнаты.
Предметная область:Технология
Предмет: Профильный труд
Цель обучения – подготовка к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий.
Программа представлена следующими разделами: «Макраме», «Швейное дело».
Содержание предмета
Макраме
Подготовка рабочего места.Выбор ниток для изделия. Завязывание нити узлами. Различение узлов (называние). Составление плана работы. Выполнение узлов. Плетение по образцу. Оформление готового изделия. Уборка рабочего места.
Швейное дело
Ручное шитье: различение инструментов и материалов для ручного шитья. Подготовка рабочего места. Составление плана работы. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы (с двумя отверстиями, с четырьмя отверстиями, на ножке). Уборка рабочего места.
Возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода).
Оценка результативности освоения СИПР
I полугод.
II полугод.
Подготовка рабочего места
Уборка рабочего места
Умение составить план предстоящей работы
Оформление готового изделия
Макраме
Умение назвать нити
Умение закрепить нити на основе
Умение выполнять петельный узел
Умение выполнять узел фриволите
Умение выполнить двойной плоский узел
Умение выполнять репсовый узел
Умение работать по образцу
Швейное дело
Различение ниток: называние
Отрезание нити определенной длины
Умение вдеть нить в иголку
Завязывание узелка
Умение пришивать пуговицу с двумя отверстиями
Умение пришивать пуговицу с четырьмя отверстиями
Умение пришивать пуговицу на ножке
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
1.Формирование слухового восприятия и обучение устной речи.
I. Развитие слухового восприятия и обучение произношению.
Цель обучения: ориентация в звуках окружающего мира, развитие восприятия устной речи, формирование произносительной стороны устной речи.
Задачи обучения:
- формирование устойчивых умений вычленять и различать разнообразные звуковые сигналы (неречевые и речевые), адекватно реагировать на них.
- формирование внятного произнесения речевого материала.
- формирование умений пользоваться при передаче речевой информации соответствующими неречевыми средствами.
Программа представлена следующими разделами:
- «Выработка условной двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы»;
- «Обучение различению и опознаванию на слух неречевых звучаний»; - «Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, её произносительной стороны».
Содержание предмета
- выработка условной двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы.
Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии слухо-зрительно и на слух (с использованием кохлеарногоимпланта) речевых стимулов (голос различной громкости, высоты и тембра), ритмов, отличающихся длительностью (долго – коротко).
Формирование различения и опознавания (слухозрительно и на слух), знакомых, необходимых в общении слов, фраз, с учетом возможностей обучающегося. Темы для развития слухозрительного и слухового восприятия:школа; семья; дом; город (магазин, поликлиника, парикмахерская, аптека, детская площадка, парк).
Формирование и развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова (сопряженно с учителем, отраженно и самостоятельно).
Формирование голоса нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра.
Возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).
Оценка результативности освоения СИПР
I полугод.
II полугод.
Условная двигательная реакция при воспроизведении на слух
Речевых стимулов
- знакомые слова;
- знакомые фразы
Побуждение обучающегося к устной коммуникации
Привлечение внимания собеседника:
- фразой
Различение и опознавание слов по темам:
«Дом»
- слухозрительно;
- на слух
«Школа»
- слухозрительно;
- на слух
«Семья»
- слухозрительно;
- на слух
«Город»;
- слухозрительно
- на слух
Формирование речевого дыхания
Воспроизведение слитно, на одном выдохе:
-слов;
-фраз
Формирование голоса нормальной:
- высоты;
- силы;
- тембра.
Умение воспроизводить звуки речи в:
- словах;
- фразах
Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития является организация ухода и присмотра. (Ученик обучается на дому).
Присмотрнеобходим для обеспечения безопасности обучающихся,сохранностиматериальных ценностей.
Потребность в присмотре и уходе осуществляется в рамках режима дня ребенка в условиях обучения силами педагогов школы.
Режим дня обучающегося
Время
Режимные моменты
Лица, участвующие в образовании, и их взаимодействие.
Вторник
1.13.00-13.40
2.13.50-14.30
3. 14.40-15.10
1.Математика
2.Речь и альтернативная коммуникация
3.Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи
Колдузова Н.Е.
Среда
1.13.00-13.40
2.13.50-14.30
3. 14.40-15.10
1. Речь и альтернативная коммуникация
2.Окружающий социальный мир/ Домоводство
3.Профильный труд
Колдузова Н.Е.
Четверг
1.13.00-13.40
2.13.50-14.30
1Математика
2. Речь и альтернативная коммуникация
Колдузова Н.Е.
В разработке и реализации СИПР участвуют специалисты:
- классный руководитель – Колдузова Н.Е.
- сурдопедагог – Колдузова Н.Е
ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ
Программа сотрудничества с семьёй обучающегося отражает направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов и родителей обучающегося в интересах ребёнка и его семьи.
Программа обеспечивает сотрудничество сторон, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
- повышение осведомленности родителейоб особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- обеспечение единства требований к обучающемусяв группе и на учебных занятиях;
- обеспечение участия всех участников образования в разработке и реализации СИПР;
- организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
Мероприятия:
- психологическая поддержка семьи, тренинги;
- обмен информацией, коррекция учебных и воспитательных программ с учётом изменившихся ситуаций;
- договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой;
- посещение уроков/занятий в школе.
Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой:
- ведение дневника наблюдений (краткие записи);
- информирование электронными средствами;
- консультирование;
- личные встречи, беседы;
- проведение открытых уроков/занятий;
- привлечение родителей к планированию мероприятий;
- организация участия родителей вовнеурочных мероприятиях школы.
Формы работы
Цель
Примерное содержание
Возможная частота проведения, длительность
Ответственный
Индивидуальные консультации специалистов (психолог, сурдопедагог, педагоги).
Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностей ребёнка, участие родителей в разработке СИПР.
Итоги диагностики.
Разработка СИПР.
Подведение итогов обучения.
Обмен информацией о ходе реализации СИПР.
В начале учебного года.
В начале учебного года
Раз в полгода
В течение учебного года.
Зам. директора по УВР, специалисты сопровождения.
Посещение родителями открытых уроков – занятий.
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе.
По запросу родителей, учителя или специалиста.
Зам директора по УВР, классный руководитель.
Домашнее визитирование.
Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе.
По необходимости.
Социальный педагог, классный руководитель.
Педагогические консилиумы с участием родителей.
Совместные решения проблемных ситуаций.
Различные правовые вопросы, вопросы, связанные со взаимодействием семьи и специалистов.
По необходимости.
Зам. директора по УВР, специалисты службы сопровождения, классный руководитель.
Родительские собрания (общешкольные, классные).
Повышение осведомлённости родителей о структуре наполняемости образовательного процесса для своего ребёнка.
Информирование родителей о формах работы, принятых в школе, о проходящих в школе и классе мероприятиях, отчёт о деятельности школы в течение учебного года.
1 раз в четверть.
Зам. директора по УВР, классный руководитель.
Участие родителей во внеурочных мероприятиях.
Повышение активности родителей, преодоление социальной изоляции, формирование партнёрских отношений родителей и педагогов школы.
Общешкольные праздники, посещение общественных мест, экскурсии и т.п.
Согласно общешкольному плану работы.
Зам. директора по УВР, классный руководитель
Особые образовательные потребностиобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
Материально-техническое оснащение включает:
«Речь и альтернативная коммуникация»:
графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий, фотографии, пиктограммы, символы, таблички с напечатанными словами и фразами, наборы букв; предметные и сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; информационно-программное обеспечение: компьютерные программы; компьютерные программы для обучения жестовой речи, доступные обучающие компьютерные программы; тексты для чтения, книжки-самоделки, видеоматериалы.
«Математика»:
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природный); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до10); пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, макеты циферблата часов; калькулятор; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
«Домоводство»дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы)предметовпосуды,кухонноймебели,продуктовпитания, уборочногоинвентаря,бытовойтехники;альбомысдемонстрационным материалом,составленнымвсоответствиисизучаемымитемамиучебной программы;изображенияалгоритмоврецептурыиприготовленияблюд, стирки белья, глажения белья и др. Оборудование:кухоннаямебель,кухоннаяпосуда(кастрюли, сковороды,чайники,тарелки,ложки,ножи,вилки,кружкиидр.), таймер, предметыдляукрашенияинтерьера(ваза,подсвечник,скатертьидр.) стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильнаядоска,бытоваятехника(чайникэлектрический,блендер, комбайн,утюг,фен,пылесос,электрическаяплита,электрическаядуховка, миксер,микроволноваяпечь,электровафельница),ковролиновая,грифельная имагнитнаядоски,уборочныйинвентарь(тяпки,лопаты,грабли),тачки, лейки идр.
«Окружающий социальный мир»: натуральныеобъекты,муляжи,макеты,предметныеи сюжетныекартинки,пиктограммысизображениемобъектов(вшколе,во дворе,вгороде),действий,правилповеденияит.д.Крометого, используютсяаудиоивидеоматериалы,презентации,мультипликационные фильмы,иллюстрирующиесоциальнуюжизньлюдей,правилаповеденияв общественныхместахит.д.;рабочиететрадисразличнымиобъектами окружающегосоциальногомирадляраскрашивания,вырезания,наклеивания идругойматериал;обучающиекомпьютерныепрограммы,способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимымоборудованиемдляиллюстрациисоциальныхявлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Оборудованное (по возможности с подъемником) транспортноесредствопозволитдетям(вчастности,непередвигающимся самостоятельнодетям)выезжатьвгороддляучастиявзанятияхвместах общегодоступагорожаниворганизациях,предоставляющихуслуги населению.
Профильный труд: дидактическийматериал:комплектыдемонстрационныхираздаточного материалов,таблицыпоразделамитемам;фото,картинки,пиктограммысизображениямидействий, операций,алгоритмовработысиспользованиеминструментов и оборудования; презентации. Расходныематериалыдлятруда:клей,бумага,карандаши(простые, цветные),мелки(пастель,восковыеидр.),фломастеры,маркеры,краски (акварель,гуашь),линейкииразличныемерки, бумагаразныхразмеров,плотности,формата,фактуры;ножницы, пряжа, нитки.
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесённых в СИПР.
Содержание и отслеживание результатов обучения.
При оценке результативности освоения обучающегося СИПР используются следующие критерии. Применяется метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице:
Показатели самостоятельности учащегося (ПС)
Условные обозначения
Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен)
!
Действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого
Пп
- с частичной помощью взрослого
П
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально)
И
- подражая или по образцу
О
- самостоятельно
С
- узнает объект
У
- не всегда узнает объект
Нву
- не узнает объект
Н
Календарно-тематическое планирование
«Речь и альтернативная коммуникация»
№ урока
Название темы (урока)
Количество
часов
Дата
1 четверть
1
Тема: «Лето. Каникулы». Словарь по теме.
1
2.
Тема: « Лето. Каникулы». Составление предложений по картинкам.
1
3
Чтение текста «Летние каникулы». Словарная работа.
1
4.
Тема: «Осень. Школа.» Словарь по теме.
1
5.
Чтение текста «Моя школа». Словарная работа.
1
6.
Дополнение предложений из текста «Моя школа».
1
7.
Тема: «Дом». Словарь по теме.
1
8.
Составление предложений по картинкам.
1
9.
Чтение текста «Домик в деревне». Словарная работа.
1
10.
Ответы на вопросы по тексту «Домик в деревне».
1
11.
Имена педагогов, родителей: как кого зовут?
1
12.
Чтение текста «Моя семья». Словарная работа.
1
13.
Составление рассказа о семье по вопросам. Запись предложений.
1
14.
Правописание заглавной буквы в фамилиях, именах и отчествах людей.
1
15.
Чтение текста «Моя семья». Зарисовки.
1
16.
Упражнения в написании своего имени, фамилии.
1
17.
Письмо своего имени, фамилии, адреса.
1
18.
Чтение теста «Как я провожу день?». Словарная работа.
1
19.
Ответы на вопросы: что ты хочешь? Использование коммуникатора.
1
20.
Название предметов, отвечающих на вопросы: что?
1
21.
Ответы на вопросы по тексту «Как я провожу день?». Запись простых предложений.
1
22.
Чтение текса: «Мой двор».
1
23.
Ответы на вопросы по тексту. Запись простых предложений.
1
24.
Название предметов, отвечающих на вопрос: кто?
1
2 четверть.
25.
Классификация слов, отвечающих на вопросы: кто? что? Нахождение слов в тексте и их запись.
1
26.
Составление и запись предложений по схеме: Кто? Что делает(ют)? Что?
1
27.
Чтение текста «В гостях у бабушки».
1
28.
Ответы на вопросы по тексту, зарисовки.
1
29.
Изменение имен существительных по числам.
1
30.
Чтение текста «Магазин продуктов». Словарная работа.
1
31.
Ответы на вопросы по тексту. Составление и запись простых предложений.
1
32.
Составление и запись предложений с готовыми словосочетаниями по карточкам.
1
33.
Действие и слово. Слова, обозначающие действия предмета.
1
34.
Текст: «В хлебном магазине», нахождение слов, обозначающих действия предмета.
1
35.
Составление и запись предложений: кто? что? + что делает?
1
36.
Распределение слов по вопросам: Что делал? Что делали?
1
37.
Чтение текста «Магазин одежды». Словарная работа.
1
38.
Составление и запись простых предложений по опорным вопросам на тему: «Зима», «Зимняя одежда».
1
39.
Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Название признаков предметов.
1
40.
Слова, отвечающие на вопросы: чей? Название признаков (наш - ваш).
1
41.
Чтение текста «Новогодние хлопоты». Словарная работа.
1
42.
Какого цвета? Составление и запись простейших фраз, словосочетаний.
1
43.
Составление и запись предложений: кто? что? + какой? + что делает (ют)?
1
44.
Подготовка к Новому году. Уборка квартиры. Слова и фразы по теме.
1
45.
Составление и запись предложений: кто? что? + что делает (ют)?+когда?
1
46.
Составление и запись предложений: кто? что? + что делает (ют)?+где?
1
47.
Чтение стихотворения «Новый год».
1
48.
Выразительное чтение стихотворения.
1
3 четверть
49.
О зимних каникулах. Накопление словаря.
1
50.
Составление и запись простых предложений по опорным словам, вопросам на тему: «О зимних каникулах».
1
51.
Составление и запись предложений: кто? что? + что делает (ют)?+чем?
1
52.
Составление и запись предложений: кто? что? + что делает (ют)?+кому?
1
53.
Чтение текста «Зима в городе». Правила безопасности. Гололед.
1
54.
Ответы на вопросы по тексту «Зима в городе».
1
55.
Предлоги. Выполнение действий по инструкции.
1
56.
Предлоги. Выполнение действий по инструкции.
1
57.
Чтение текста: «Воскресенье зимой». Правила поведения на льду.
1
58.
Нахождение предлогов в тексте. Зарисовки.
1
59.
Составление и запись предложений: что? + какой? + что делает?
1
60.
Составление и запись предложений: кто? что?+ что делает (ют)?
1
61.
Чтение текста «Парикмахерская». Накопление словаря.
1
62.
Ответы на вопросы. Запись простых предложений.
1
63.
Предлоги. Употребление предлогов в тексте.
1
64.
Составление и запись предложений: кто? что?+ что делает (ют)? Чем?
1
65.
Составление и запись предложений: кто? что?+ что делает (ют)? Кому?
1
66.
Чтение текста «Аптека». Словарная работа.
1
67.
Ответы на вопросы по тексту «Аптека».
1
68.
Составление предложений со словами из текста «Аптека».
1
69.
Составление и запись предложений: кто? что?+ что делает (ют)? Каким? Чем?
1
70.
Составление предложений по опорным словам.
1
71.
Текст «Домашние дела». Накопление словаря.
1
72.
Ответы на вопросы по картинке.
1
73.
Дополнение предложений по картинке «Домашние дела».
1
74.
«Маленькая хозяйка». Чтение текста.
1
75.
Составление рассказа о себе и о своей маме.
1
76.
Составление диалога на тему: «Что я делаю дома?».
1
77.
Предложения по цели высказывания.
1
78.
Составление предложений, различных по цели высказывания (побудительные, вопросительные, повествовательные).
1
4 четверть
79.
Словарь по теме: «Скоро весна». Составление фраз по вопросам.
1
80.
Составление предложений по вопросам, опорным словам и зарисовкам.
1
81.
Чтение текста «Весна в парке». Словарная работа.
1
82.
Работа с деформированными предложениями по тексту.
1
83.
Употребление предлогов в тексте.
1
84
Составление и запись словосочетаний с предлогами по схемам.
1
85.
Местоимение. Он, она, оно, они.
1
86.
Чтение диалога в лицах.
1
87.
Местоимения. Замена слов, обозначающих предметы, местоимениями.
1
88.
Местоимения. Замена слов, обозначающих предметы, местоимениями.
1
89.
Чтение текста «Детская площадка». Словарная работа.
1
90.
Ответы на вопросы по тексту. Запись предложений с местоимениями.
1
91.
Употребление местоимений в речи. Работа с коммуникатором.
1
92.
Упражнения в замене слов, обозначающих предметы, местоимениями.
1
93.
«Лето в городе». Чтение текста. Безопасность на дорогах.
1
94.
Составление подписей к картинкам.
1
95.
«Что умеешь делать ты?» Составление и запись предложений: кто? + что делает?
1
96.
«Что умеешь делать ты?». Замена слов, обозначающих предметы, местоимениями.
1
97.
Чтение текста: «Лето у бабушки». Ответы на вопросы.
1
98.
Составление словосочетаний: что делает? + он, она, оно, они.
1
99.
Составление словосочетаний: что делает? + он, она, оно, они + какой?
1
100.
Употребление местоимений: наш, ваш. Составление словосочетаний.
1
101.
Чтение текста: «Летние каникулы». Правила поведения на воде.
1
102.
Составление предложений по карточкам: чей? + что? + что делает?
1
Календарно-тематическое планирование
«Математические представления»
№ урока
Название темы (урока)
Количество часов
Дата
1 четверть
1.
Пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево.
1
2.
Пространственные представления: вверху, внизу, слева, справа.
1
3.
Временные понятия (раньше, позже, сначала, потом).
1
4.
Сравнение чисел.
1
5.
Сравнение чисел.
1
6.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
1
7.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
1
8.
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100.
1
9.
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100.
1
10.
Сравнение отрезков (длиннее на…, короче на…).
1
11.
Определениевременногопромежутка («сейчас»,«вчера»,«сегодня»,«завтра»).
1
12.
Определение времени (целого часа).
1
13.
Определение начала и окончания урока.
1
14.
Сравнение предметов по ширине(уже на…, шире на…).
1
15.
Сравнение предметов по ширине(уже на…, шире на…).
1
16.
Решение задач на сравнение предметов по ширине.
1
2 четверть
17.
Повторение названий геометрических тел: «шар»,«куб», «призма», «брусок».
1
18.
Повторение названийгеометрическихтел: «шар»,«куб», «призма», «брусок».
1
19.
Соотнесениегеометрическоготеласгеометрическойфигурой.
1
20.
Соотнесение предмета с геометрической фигурой.
1
21.
Ориентациянаплоскости(«верх»,«низ»,«середина», «праваясторона»,«леваясторона»).
1
22.
Умножение и деление
1
23.
Таблица умножения на 2
1
24.
Решение примеров на умножение.
1
25.
Деление на равные части.
1
26.
Решение примеров на деление.
1
27.
Таблица деления на 2
1
28.
Таблица умножения числа 3
1
29.
Определениевременипочасам(целогочаса).
1
30.
Таблица умножения числа 3
1
31.
Счет предметов по 2,3 предмета
1
32.
Решение примеров на умножение и деление.
1
3 четверть
33.
Повторение денежных знаков: монета, купюра.
1
34.
Решение задач на стоимость.
1
35.
Таблица деления на 3
1
36.
Упражнения на закрепление навыка деления предметов по 2,3
1
37.
Решение примеров на деление.
1
38.
Решение задач на стоимость
1
39.
Решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах100.
1
40.
Денежные знаки. Размен денег.
1
41.
Денежные знаки. Размен денег.
1
42.
Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.
1
43.
Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.
1
44.
Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.
1
45.
Таблица умножения числа 4
1
46.
Счет предметов по 4
1
47.
Решение примеров на умножение.
1
48.
Таблица деления на 4
1
49.
Решение примеров на деление
1
50.
Решение задач и примеров
1
51.
Определениеместорасположения предметоввпространстве («сверху», «снизу», «спереди», «сзади»).
1
52.
Решение задач и примеров.
1
4 четверть
53.
Определениевременногопромежутка («сейчас»,«вчера»,«сегодня»,«завтра») по календарю.
1
54.
Определениевременногопромежутка («сейчас»,«вчера»,«сегодня»,«завтра») по серии карточек.
1
55.
Определение времени по часам.
1
56.
Таблица умножения числа 5 и 6
1
57.
Таблица умножения числа 5 и 6
1
58.
Таблица деления на 5 и 6
1
59.
Таблица деления на 5 и 6
1
60.
Решение задач и примеров
1
61.
Решение задач и примеров
1
62.
Числа, полученные при счете и при измерении.
1
63.
Числа, полученные при счете и при измерении
1
64.
Пространственныепредставления (верх,низ,перед,зад,право).
1
65.
Выполнение заданий на ориентацию в пространстве на листе.
1
66.
Выполнение заданий на ориентацию в пространстве. План помещения.
1
67.
Взаиморасположение геометрических фигур на плоскости.
1
68.
Соотнесение геометрических фигур и предметов.
1
Календарно-тематическое планирование
«Окружающий социальный мир»
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
К-во часов
Примечания
1.
Тема:«Квартира – дом – жилище».
1
2.
Понимание значения слов: комната, кухня, прихожая, ванная, туалет, балкон.
1
3.
Что из чего сделано: окно (рама – дерево, пластик) и стекло. Шкаф – из дерева…
1
4.
Слова, обозначающие предметы обстановки в доме: стена, пол, потолок, окно, шкаф…
1
5.
Что из чего сделано.
1
6.
Электроприборы дома
1
7.
Наши помощники на кухне
1
8.
«Что у нас во дворе»
1
9.
«Что у нас во дворе».
1
10.
« Моя школа»
1
11.
«Школа. Школьные принадлежности. Учебные предметы.»
1
12.
Дом – школа. Дорога от дома до школы.
1
13.
Правила поведения в транспорте и по дороге до школы.
1
14.
Правила поведения в школе.
1
15.
Правила поведения в столовой.
1
16.
Правила поведения на прогулке на школьном дворе.
1
17.
«Вежливые слова».
1
Календарно-тематическое планирование
«Домоводство»
№
Тема занятий
Кол-во зан-й
Прим-е
1
Уход за одеждой и вещами. Повторение названий предметов одежды.
1
2
Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц).
1
3
Мелкий ремонт одежды (штопка).
1
4
Уход за одеждой. Повторение названий предметов одежды. Приемы складывания одежды.
1
5
Уход за обувью: чистка от грязи. Последовательность действий.
1
6
Уход за обувью: сушка. Последовательность действий.
1
7
Уход за обувью: чистка кремом для обуви. Последовательность действий.
1
8
Хранение одежды и обуви.
1
9
Хранение одежды и обуви.
1
10
Сбор необходимых предметов одежды для школы.
1
11
Повторение названий предметов для уборки помещений.
1
12
Правила безопасности во время уборки.
1
13
Уборка мусора с помощью веника и совка. Последовательность действий.
1
14
Чистка поверхностей с помощью пылесоса с соблюдением техники безопасности.
1
15
Влажная уборка. Использование влажных тряпок и салфеток.
1
16
Мытьё пола с соблюдением последовательности действий.
1
17
Наведение порядка в классе
1
Календарно-тематическое планирование
«Профильный труд»
№
урока
Название темы (урока)
Количество
Часов
Дата
1 четверть
1.
Знакомство с макраме. Материалы и оборудование.
1
2.
Знакомство с основными узлами.
1
3.
Подготовка нитей к плетению.
1
4.
Составление плана работы над изделием.
1
5.
Изготовление подвески петельным узлом.
1
6.
Изготовление подвески узлом фриволите
1
7.
Изготовление подвески.
1
8.
Оформление работы.
1
2 четверть
9.
Изготовление салфетки двойными плоскими узлами.
1
10.
Изготовление салфетки двойными плоскими узлами.
1
11.
Оформление изделия
1
12.
Изготовление настенного панно репсовыми узлами.
1
13.
Изготовление настенного панно репсовыми узлами.
1
14.
Плетение снежинки
1
15.
Плетение снежинки
1
16.
Оформление работы.
1
3 четверть
17.
Различение инструментов и материалов для шитья.
1
18.
Основные навыки при шитье: отрезать нить, вдеть в иголку, завязать узел.
1
19.
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями
1
20.
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями
1
21.
Оформление работы.
1
22.
Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями
1
23.
Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями
1
24.
Изготовление открытки
1
25.
Изготовление открытки
1
26.
Оформление работы.
1
4 четверть
27.
Пришивание пуговиц на ножке
1
28.
Пришивание пуговиц на ножке
1
29.
Пришивание пуговиц на ножке
1
30.
Оформление работы.
1
31.
Шитьё закладки.
1
32.
Шитьё закладки.
1
33.
Подготовка работ к выставке.
1
34.
Выставка работ.
1
Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
№
зан-я
Тема по РСВ
Тема по ФПСР
Кол-во
часов
Дата
1
Обследование слуха:
Обследование произносительной стороны речи.
1
2
Обследование слуха.
Обследование речевого дыхания
1
3
Обследование слуха
Обследование голоса (высоты, силы, тембра).
1
4
I.Условная двигательная реакция на речевые стимулы по теме: «Школа».
I.Развитие речевого дыхания.
1
5
II Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Школа».
II.Работа над тембром, силой голоса.
1
6
III.Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Школа».
III.Воспроизведение звуков речи в словах, фразах.
1
7
I.Условная двигательная реакция на речевые стимулы.
I.Развитие речевого дыхания.
1
8
II Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Семья».
II.Работа над высотой голоса.
1
9
III.Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Семья».
III.Воспроизведение звуков речи в словах, фразах.
1
10
I.Условная двигательная реакция на речевые стимулы
I.Развитие речевого дыхания.
1
11
II Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Дом».
II.Работа над силой голоса.
1
12
III.Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Дом».
III.Воспроизведение звуков речи в словах, фразах.
1
13
I.Условная двигательная реакция на речевые стимулы
I.Развитие речевого дыхания.
1
14
II Привлечение внимания собеседника фразой.
II.Работа над тембром.
1
15
III.Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Город».
III.Воспроизведение звуков речи: в словах, фразах.
1
16
I.Условная двигательная реакция на речевые стимулы
I.Развитие речевого дыхания.
1
17
II.Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Магазин продуктов».
II. Работа над высотой голоса.
1
18
III.Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Магазин продуктов».
III.Воспроизведение звуков речи в словах, фразах.
1
19
I.Условная двигательная реакция на речевые стимулы
I. Развитие речевого дыхания.
1
20
II.Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Магазин одежды и обуви».
II.Работа над силой голоса.
1
21
III.Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Магазин одежды и обуви».
III.Воспроизведение звуков речи в словах, фразах.
1
22
I.Условная двигательная реакция на речевые стимулы
I.Развитие речевого дыхания.
1
23
II.Различение и опознавание знакомых слов: «Поликлиника».
II.Работа над тембром голоса.
1
24
III. Различение слов по теме: «Поликлиника».
III.Воспроизведение звуков речи в словах, фразах.
1
25
I.Условная двигательная реакция на речевые стимулы
I.Развитие речевого дыхания.
1
26
II.Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Аптека».
II.Работа над высотой голоса.
1
27
III.Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Аптека».
III.Воспроизведение звуков речи в словах, фразах.
1
28
I.Условная двигательная реакция на речевые стимулы
I.Развитие речевого дыхания.
1
29
II. Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Детская площадка».
II.Работа над силой голоса.
1
30
III.Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Детская площадка».
III.Воспроизведение звуков речи в словах, фразах.
1
31
I.Условная двигательная реакция на речевые стимулы
I. Развитие речевого дыхания.
1
32
II. Различение и опознавание знакомых слов по теме: «Парк»
II.Работа над тембром.
1
33
Обследование слуха
Обследование произносительной стороны речи.
1
34
Обследование слуха
Обследование речевого дыхания
1