Специфика адаптивных спортивных игр для детей с различными нозологиями | Веремейчук Наталья Петровна. Работа №341921
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации адаптивных спортивных игр для детей с различными нозологиями. Подчеркивается важность индивидуального подхода и учета специфики каждого вида нарушения здоровья при разработке игр и физических упражнений. Описаны примеры адаптации спортивных игр с учетом ограничений и возможностей детей, что способствует их физическому и психоэмоциональному развитию. Обсуждается роль адаптивных игр в социальной интеграции и повышении самооценки детей с особыми потребностями.
Ключевые слова: адаптивные спортивные игры, дети с нозологиями, физическая культура, индивидуальный подход, социальная интеграция, психоэмоциональное развитие.
СПЕЦИФИКА АДАПТИВНЫХ СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ НОЗОЛОГИЯМИ
Веремейчук Наталья Петровна, учитель
ГОУ РК СкШИ № 7 г.Воркуты
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации адаптивных спортивных игр для детей с различными нозологиями. Подчеркивается важность индивидуального подхода и учета специфики каждого вида нарушения здоровья при разработке игр и физических упражнений. Описаны примеры адаптации спортивных игр с учетом ограничений и возможностей детей, что способствует их физическому и психоэмоциональному развитию. Обсуждается роль адаптивных игр в социальной интеграции и повышении самооценки детей с особыми потребностями.
Ключевые слова: адаптивные спортивные игры, дети с нозологиями, физическая культура, индивидуальный подход, социальная интеграция, психоэмоциональное развитие.
Адаптивные спортивные игры играют важную роль в физическом и психоэмоциональном развитии детей с различными нозологиями. Эти игры не только способствуют улучшению физической формы и моторики, но и помогают детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) развивать навыки общения, преодолевать барьеры и участвовать в коллективной деятельности. Специфика адаптивных спортивных игр заключается в необходимости учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать правила и оборудование таким образом, чтобы обеспечить участие всех детей, независимо от их физических или когнитивных ограничений.
Например, для детей с нарушениями зрения адаптивные игры могут включать использование мячей с шумовыми элементами, таких как колокольчики или шуршащие наполнители, что позволяет детям ориентироваться на звук. В такой игре, как адаптированный футбол, мяч с колокольчиком помогает детям с нарушениями зрения следить за его движением и активно участвовать в игре. Также поле для игры может быть ограничено мягкими барьерами, чтобы дети могли тактильно ощущать границы поля, что способствует их пространственной ориентации и безопасности.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптивные спортивные игры могут быть адаптированы таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на поврежденные или слабые части тела. Например, в игре "бочча", которая является аналогом боулинга, дети могут использовать специальные приспособления для метания мячей, что позволяет участвовать в игре даже тем, кто имеет ограниченные возможности движений. Важно, чтобы правила игры были гибкими, а оборудование — легким и удобным в использовании, что делает игру доступной и интересной для всех участников.
Дети с интеллектуальными нарушениями могут участвовать в адаптивных спортивных играх, где упрощены правила и уменьшено количество тактических элементов. Например, в адаптированном баскетболе кольца могут быть расположены ниже, а мяч — легче и больше по размеру, чтобы его было легче захватывать и метать. Важным аспектом является также четкость и простота инструкций, которые даются перед игрой, что помогает детям быстрее понять суть задания и успешно выполнять игровые действия. Занятия могут сопровождаться наглядными пособиями или видеоинструкциями, которые делают правила понятными и доступными для всех участников.
Для детей с нарушениями слуха спортивные игры могут быть адаптированы с учетом визуальных сигналов и жестовой коммуникации. Например, судьи и тренеры могут использовать жесты и визуальные знаки для передачи команд и правил игры. В таких играх, как эстафеты или командные игры с мячом, можно использовать цветовые или световые сигналы для обозначения начала или конца раунда. Это позволяет детям с нарушениями слуха легко включаться в процесс игры и активно участвовать в командных действиях.
Особое внимание в адаптивных спортивных играх уделяется созданию поддерживающей и инклюзивной среды, где каждый ребенок чувствует себя частью команды. Важно, чтобы игры были направлены на развитие сотрудничества и взаимопомощи среди детей, что способствует их социальной интеграции и повышению самооценки. Например, в командных играх, таких как эстафеты, можно организовать задания, где дети с разными возможностями помогают друг другу, что способствует укреплению командного духа и развивает у детей чувство принадлежности к коллективу.
Адаптивные спортивные игры также играют значимую роль в психоэмоциональном развитии детей с различными нозологиями. Участие в таких играх помогает детям преодолевать страхи, развивать уверенность в своих силах и формировать позитивное отношение к физической активности. Важно, чтобы педагоги и тренеры уделяли внимание эмоциональной поддержке детей, поощряя их успехи и создавая условия для получения положительного опыта от участия в спортивных мероприятиях. Например, соревнования могут быть организованы таким образом, чтобы каждый ребенок мог получить приз или похвалу за свое участие, что способствует развитию у детей чувства удовлетворения и гордости за свои достижения.
Таким образом, специфика адаптивных спортивных игр для детей с различными нозологиями заключается в необходимости индивидуального подхода и адаптации игр под физические и когнитивные возможности каждого ребенка. Успешная организация таких игр требует гибкости в правилах, использования специализированного оборудования и создания инклюзивной среды, где каждый ребенок может проявить свои способности и получить удовольствие от физической активности. Адаптивные спортивные игры способствуют не только физическому развитию детей, но и их социальной интеграции, повышению самооценки и психо эмоциональному благополучию.
Список литературы
Бахарев
, Ю.А. Адаптивная двигательная рекр
еация. Учебное пособие / Ю.А.
Бахарев
, М.В. Курникова, В.А.
Оринчук
. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2017. -120 с.
Бегидова
, Т.П. Всемирные игры Специальной Олимпиады – 2015 / Т.П.
Бегидова
// Адаптивная физическая культура. – 2015. –
№ 3 (63). – С. 40– 42.