Специфика и важность преподавания математики в медицинском колледже | Мой кабинет. Работа №349969
В статье рассматриваем особенности преподавания математики в медицинском колледже, показываем важность этого предмета для студентов. Особенность изучения математики в учреждениях системы СПО заключается в том, что уровень владения математическими знаниями для студента колледжа является одним из важнейших факторов, влияющим на его дальнейшую жизнь. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования основных профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста.
Специфика и важность преподавания математики в медицинском колледже
Каракашева Татьяна Владимировна,
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Подготовка высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих своей профессией, компетентных, ответственных, способных к профессиональному росту – это одна из главных задач среднего профессионального образования (СПО) в условиях реализации ФГОС в современных реалиях.
Особенность изучения математики в учреждениях системы СПО заключается в том, что уровень владения математическими знаниями для студента колледжа является одним из важнейших факторов, влияющим на его дальнейшую жизнь.
Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования основных профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста.
Обучение математике включает профильный компонент, учитывающий специфику подготовки специалистов данной профессии . Его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса математики потребностям обучающихся, сформировать положительную мотивацию к изучению данного предмета и за счет этого сделать профессиональную подготовку более эффективной.
В этом состоит особенность работы преподавателя математики в системе СПО.
Математику издавна называли «Царица наук». Она владеет универсальными знаками и символами, которые понятны любым ученым из разных областей. Практически всё в мире природы и в мире людей можно описать математически.
Математика создала логику, на которую в той или иной степени опираются все науки. Без математики невозможны точные расчёты в химии, физике, биологии, фармакологии. Её законы одинаковы для всего мира. А в медицинских науках и вовсе — области применения математических знаний бесконечны.
Конечно, студенты медицинского колледжа в большей степени ориентированы на получение профессии, специальности и в гораздо меньшей – на изучение общеобразовательных предметов. Поэтому для формирования и развития мотивации изучения математики должна быть осуществлена интеграция математического содержания с предметами профессионального цикла.
Выделим основные цели преподавания математики в колледже:
1) формирование математической культуры обучающихся;
2) овладение обучающимися основами математических знаний;
3) создание базы для дальнейшего изучения специальных дисциплин.
Математика формирует и помогает развить следующие интеллектуальные способности студентов:
Умение логически мыслить и рассуждать
, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы
Умение находить закономерности
,
устанавливать причинно-следственные связи
Умение обобщать.
Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем
Способность к анализу
сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора
Способность быстро
анализировать
и принимать решения
Основная цель обучения математике на начальных курсах колледжа – умение применять математические законы и формулы при последующем изучении специальных дисциплин.
В нашем колледже выпускают фельдшеров, медицинских сестер, фармацевтов. Важно донести до студентов необходимость изучать математику наряду с другими, более интересными, по их мнению, предметами из профессиональных модулей.
Математика позволяет формировать профессиональные знания будущей медицинской сестры, в какой области медицины она бы не работала:
показатели динамики развития ребенка в разные возрастные периоды;
метрическую систему единиц: меры веса, меры объема и меры длины;
медико-демографические показатели (показатели рождаемости и смертности населения, естественный прирост населения);
показатели функционирования систем и органов человеческого организма;
правила заполнения нормативной медицинской документации.
Профессиональная компетентность будущей медицинской сестры соединяет в себе совокупность следующих математических умений:
оценивать пропорциональность развития ребенка, используя антропометрические индексы;
составлять и решать пропорции, рассчитывать концентрацию раствора, получать нужную концентрацию раствора;
читать числовую, графическую информацию и грамотно её представлять в понятном для пациента виде;
вести расчеты медико-демографических показателей
;
умение работать с утвержденной медицинской документацией в виде таблиц и схем.
Профессиональная компетентность будущих фармацевтов состоит из математических знаний и умений:
знания, умения и
навыки
при изготовлении различных лекарственных форм,
при
определении дозировки лекарственных препаратов,
знания, умения и
навыки
ведения учета в аптеке,
определени
е
стоимости товаров аптечного ассортимента, ведени
е
приходно-расходных операций
;
фармацевты должны хорошо разбираться в понятиях отношение, пропорции и проценты.
Некоторые компетенции фельдшера в математике:
Умение решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности. Например, по расчёту доз медицинских препаратов и концентрации растворов, используемых в медицинской практике
Знание основных математических методов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности
Понимание основных понятий и методов теории вероятностей и математической статистики
Умение применять основные понятия интегрального и дифференциального исчисления для вычисления мгновенной скорости протекания различных процессов в организме
Умения работать с приближёнными вычислениями, с построением графиков, вычислениями площадей фигур и объёмов тел вращения
Умение составлять и решать пропорции, рассчитывать концентрацию раствора, получать нужную концентрацию раствора
Способность оценивать пропорциональность развития ребёнка, используя антропометрические индексы
Умение вести расчёты медико-демографических показателей, читать числовую, графическую информацию и грамотно её представлять в понятном для пациента виде.
Умение работать с утверждённой медицинской документацией в виде таблиц и схем.
Значимость математических методов в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала очень велика. Наряду с безусловной важностью изучения клинических дисциплин необходимо изучение и прочное усвоение математики.
Возможных форм работы по осуществлению профессиональной направленности много.
К ним можно отнести:
использование имеющихся знаний по специальным дисциплинам для изучения нового материала по математике;
составление и решение задач с производственным содержанием;
иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из материа
ла предметов профессионально
го цикла;
проектная и исследовательская деятельность студентов
;
применение на
занятиях
математики учебно-наглядных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на производственном обучении и уроках профессионального цикла
.
Большую роль для формирования математической составляющей профессиональной компетентности играют практико-ориентированные задачи.
Так как студенты уже выбрали свой профессиональный путь, и точкой опоры для интереса изучения такого сложного предмета как математика, служит именно прочная связь с настоящей будущей специальностью.
В процессе решения студентами практикоориентированных задач происходит обсуждение условия задачи, определяется алгоритм решения, интерпретируется полученный ответ с точки зрения профессиональных терминов. При этом каждый студент может оценить свои возможности, применить полученные математические знания в будущей профессиональной деятельности.
При решении задач с профессиональным содержанием формируется высокая мотивация к изучению дисциплины и ценностное отношение к математике.
Применение прикладных методов для решения задач профессиональной направленности позволяет расширить у студентов кругозор использования информационных технологий.
Показ математических моделей реальных ситуаций в профессиональной деятельности и их решение приводит к пониманию роли математики в будущей профессии.
Профессиональная направленность математической подготовки в медицинских образовательных учреждениях должна обеспечивать повышение уровня математической компетентности студентов-медиков. Она должна способствовать осознанию ценности математики для будущей профессиональной деятельности, развитию профессионально значимых качеств и приёмов умственной деятельности.
Список использованной литературы:
Комарова Ж.В. Математические задачи для формирования профессиональной компетентности медицинского работника : учеб. пособие для студентов и преподавателей математики медицинского ссуза / Ж. В. Комарова. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. – 62 с.
Омельченко В.П., Демидова А.А. Математика: компьютерные технологии в медицине: учеб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 588 с.
Пичугина П. Г. Методика профессионально ориентированного обучения математике студентов медицинских вузов [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / П. Г. Пичугина. – Нижний Новгород, 2004. – 21 с.
Петрова Е.М. Понятие «математическая компетентность будущего специалиста технического профиля» в контексте компетентностного подхода // Совр. пробл. науки и образования. – 2012. – №1.
Ходырева Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников: дис.
канд. пед. наук. – Волгоград, 2004. – 179 с.