Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Специфика и важность преподавания математики в медицинском колледже | Мой кабинет. Работа №349969

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваем особенности преподавания математики в медицинском колледже, показываем важность этого предмета для студентов. Особенность изучения математики в учреждениях системы СПО заключается в том, что уровень владения математическими знаниями для студента колледжа является одним из важнейших факторов, влияющим на его дальнейшую жизнь. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования основных профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста.

Специфика и важность преподавания математики в медицинском колледже

 

Каракашева Татьяна Владимировна,

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

 

Подготовка высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих своей профессией, компетентных, ответственных, способных к профессиональному росту – это одна из главных задач среднего профессионального образования (СПО) в условиях реализации ФГОС в современных реалиях.

Особенность изучения математики в учреждениях системы СПО заключается в том, что уровень владения математическими знаниями для студента колледжа является одним из важнейших факторов, влияющим на его дальнейшую жизнь.

Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования основных профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста.

Обучение математике включает профильный компонент, учитывающий специфику подготовки специалистов данной профессии . Его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса математики потребностям обучающихся, сформировать положительную мотивацию к изучению данного предмета и за счет этого сделать профессиональную подготовку более эффективной.

В этом состоит особенность работы преподавателя математики в системе СПО. 

Математику издавна называли «Царица наук». Она владеет универсальными знаками и символами, которые понятны любым ученым из разных областей. Практически всё в мире природы и в мире людей можно описать математически.

Математика создала логику, на которую в той или иной степени опираются все науки. Без математики невозможны точные расчёты в химии, физике, биологии, фармакологии. Её законы одинаковы для всего мира. А в медицинских науках и вовсе — области применения математических знаний бесконечны.

Конечно, студенты медицинского колледжа в большей степени ориентированы на получение профессии, специальности и в гораздо меньшей – на изучение общеобразовательных предметов. Поэтому для формирования и развития мотивации изучения математики должна быть осуществлена интеграция математического содержания с предметами профессионального цикла.

Выделим основные цели преподавания математики в колледже:

1) формирование математической культуры обучающихся;

2) овладение обучающимися основами математических знаний;

3) создание базы для дальнейшего изучения специальных дисциплин.

Математика формирует и помогает развить следующие интеллектуальные способности студентов:

Умение логически мыслить и рассуждать

, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы

Умение находить закономерности

,

устанавливать причинно-следственные связи

Умение обобщать.

 Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем

Способность к анализу

 сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора

Способность быстро

анализировать

 и принимать решения

 

Основная цель обучения математике на начальных курсах колледжа – умение применять математические законы и формулы при последующем изучении специальных дисциплин.

В нашем колледже выпускают фельдшеров, медицинских сестер, фармацевтов. Важно донести до студентов необходимость изучать математику наряду с другими, более интересными, по их мнению, предметами из профессиональных модулей.

 

Математика позволяет формировать профессиональные знания будущей медицинской сестры, в какой области медицины она бы не работала:

показатели динамики развития ребенка в разные возрастные периоды;

метрическую систему единиц: меры веса, меры объема и меры длины;

медико-демографические показатели (показатели рождаемости и смертности населения, естественный прирост населения);

показатели функционирования систем и органов человеческого организма;

правила заполнения нормативной медицинской документации.

 

Профессиональная компетентность будущей медицинской сестры соединяет в себе совокупность следующих математических умений:

оценивать пропорциональность развития ребенка, используя антропометрические индексы;

составлять и решать пропорции, рассчитывать концентрацию раствора, получать нужную концентрацию раствора;

читать числовую, графическую информацию и грамотно её представлять в понятном для пациента виде;

вести расчеты медико-демографических показателей

;

умение работать с утвержденной медицинской документацией в виде таблиц и схем.

 

Профессиональная компетентность будущих фармацевтов состоит из математических знаний и умений:

знания, умения и

навыки

при изготовлении различных лекарственных форм,

при

определении дозировки лекарственных препаратов,

знания, умения и

навыки

ведения учета в аптеке,

определени

е

стоимости товаров аптечного ассортимента, ведени

е

приходно-расходных операций

;

фармацевты должны хорошо разбираться в понятиях отношение, пропорции и проценты.

Некоторые компетенции фельдшера в математике:

Умение решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности. Например, по расчёту доз медицинских препаратов и концентрации растворов, используемых в медицинской практике

Знание основных математических методов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности

Понимание основных понятий и методов теории вероятностей и математической статистики

Умение применять основные понятия интегрального и дифференциального исчисления для вычисления мгновенной скорости протекания различных процессов в организме

Умения работать с приближёнными вычислениями, с построением графиков, вычислениями площадей фигур и объёмов тел вращения

Умение составлять и решать пропорции, рассчитывать концентрацию раствора, получать нужную концентрацию раствора

Способность оценивать пропорциональность развития ребёнка, используя антропометрические индексы

Умение вести расчёты медико-демографических показателей, читать числовую, графическую информацию и грамотно её представлять в понятном для пациента виде.

Умение работать с утверждённой медицинской документацией в виде таблиц и схем.

 

Значимость математических методов в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала очень велика. Наряду с безусловной важностью изучения клинических дисциплин необходимо изучение и прочное усвоение математики.

 

Возможных  форм работы по осуществлению профессиональной направленности много. 

К ним можно отнести:

использование имеющихся знаний по специальным дисциплинам для изучения нового материала по математике;

составление и решение задач с производственным содержанием;

иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из материа

ла предметов профессионально

го цикла;

проектная и исследовательская деятельность студентов

;

применение на

занятиях

математики учебно-наглядных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на производственном обучении и уроках профессионального цикла

.

 

Большую роль для формирования математической составляющей профессиональной компетентности играют практико-ориентированные задачи.

Так как студенты уже выбрали свой профессиональный путь, и точкой опоры для интереса изучения такого сложного предмета как математика, служит именно прочная связь с настоящей будущей специальностью.

В процессе решения студентами практикоориентированных задач происходит обсуждение условия задачи, определяется алгоритм решения, интерпретируется полученный ответ с точки зрения профессиональных терминов. При этом каждый студент может оценить свои возможности, применить полученные математические знания в будущей профессиональной деятельности.

При решении задач с профессиональным содержанием формируется высокая мотивация к изучению дисциплины и ценностное отношение к математике.

Применение прикладных методов для решения задач профессиональной направленности позволяет расширить у студентов кругозор использования информационных технологий.

Показ математических моделей реальных ситуаций в профессиональной деятельности и их решение приводит к пониманию роли математики в будущей профессии.

Профессиональная направленность математической подготовки в медицинских образовательных учреждениях должна обеспечивать повышение уровня математической компетентности студентов-медиков. Она должна способствовать осознанию ценности математики для будущей профессиональной деятельности, развитию профессионально значимых качеств и приёмов умственной деятельности.

 

Список использованной литературы:

Комарова Ж.В. Математические задачи для формирования профессиональной компетентности медицинского работника : учеб. пособие для студентов и преподавателей математики медицинского ссуза / Ж. В. Комарова. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. – 62 с.

Омельченко В.П., Демидова А.А. Математика: компьютерные технологии в медицине: учеб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 588 с.

Пичугина П. Г. Методика профессионально ориентированного обучения математике студентов медицинских вузов [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / П. Г.     Пичугина. – Нижний Новгород, 2004. – 21 с.

Петрова Е.М. Понятие «математическая компетентность будущего специалиста технического профиля» в контексте компетентностного подхода // Совр. пробл. науки и образования. – 2012. – №1.

Ходырева Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников: дис.

канд. пед. наук. – Волгоград, 2004. – 179 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×