Специфика преподавания иностранных языков в исправительных учреждениях | Мой кабинет. Работа №354349
Доклад на тему "Специфика преподавания иностранных языков в исправительных учреждениях" раскрывает особенности преподавания иностранных языков в исправительных учреждениях, которые необходимо учитывать при построении учебного процесса. Во-первых, необходимо учитывать крайне низкую мотивацию учащихся. Во-вторых, отсутствие доступа к интернет-коммуникациям. В-третьих, сама атмосфера исправительного учреждения требует привыкания от педагогического работника к этим условиям.
Специфика преподавания иностранного языка
в исправительных учреждениях
А. В. Яковлев ГКОУ «Центр образования Самарской области»
Образовательная функция государства, направленная на обеспечение демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставляя людям равную возможность получения образования, не обходит стороной также осужденных, отбывающих наказание в учреждениях УИС. Данный процесс как одно из возможных средств перевоспитания и исправления осужденных регулируется Конституцией, а также федеральным законодательством РФ в области образования и системы исполнения уголовного наказания.
Образование, являясь средством для получения широких возможностей для дальнейшего трудоустройства, также обеспечиваетсоответствующую психологическую базу для формирования личности. Анализ правоприменительной практики показывает, что для реализации положенийзаконодательства, которые относятся к осуществлению прав и обязанностей осужденных во время отбывания наказания, необходимо совершенствование и корректирование механизмов их использования. Кроме того, следует отметить, что актуальность данной темы состоит в рассмотрении проблем предоставления образовательных услуг осужденными к лишению свободы в условиях изолирования от общества.
С целью осуществления прав осужденных на получение общего образования обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации создаются общеобразовательные организации (часть 1 статьи 80 Федерального закона N 273-ФЗ)
В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом к мерам воспитательного воздействия также относится и получение осужденными общего образования. Так, в статье 112 УИК РФ закреплено обязательное получение общего образования осужденными к лишению свободы, которые не достигли 30-ти летнего возраста. По собственному желанию основное общее или среднее общее образование могут получить осужденные старше 30-ти лет, а также инвалидами I или II группы.
Вышеуказанные общеобразовательные учреждения в основном посещают осужденные от 18 до 30 лет, не имеющие общего образования. Кроме того,количество иностранных граждан, совершающих преступления на территории Российской Федерации с каждым годом не уменьшается. Указанные лица,отбывающие наказание в российских колониях слабо владеют русским языком, что является препятствием в обучении английскому языку.
В связи со спецификой обучения осужденных, в соответствии с вышеуказанными законодательными актамипреподавательский составуказанных общеобразовательных организацийпри УИС оказывает посильную помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.
Практика преподавания в подобной организации показывает, что спрос среди осужденных на изучение английского языка велик и ученики стараются не пропускать занятия без уважительной причины. Однако, имеется ряд специфических особенностей, накладывающих свой отпечаток на педагогический процесс.
Школа стремится изменить мировоззрение учащихся, сталкиваясь с определёнными трудностями. Ученики находятся в двух ролях одновременно: они и обучающиеся, и осужденные.
Вторая – доминирует, поэтому необходимо быть внимательными, осторожными в своих словах и действиях. У поступающих низкий познавательный уровень, слабая мотивация в получении знаний, особенно это касается учеников в возрасте до 30 лет, обязанных получать образование. Само понятие «школа» у отдельных осужденных вызывает отрицательное отношение как следствие их десоциализации. Из положительных воспоминаний о школе возникают такие, как, например, сбегали с уроков, как жгли занавески и т. п. Осложняют обучение не только возрастные, но и психофизические особенности, обусловленные различными вредными привычками (алкоголизм, наркомания). Например, некоторые ученики со слабой памятью не могут запоминать большие объемы информации. Проверочные работы в начале учебного года показывают слабые знания у обучающихся. Поэтому необходимо использование разнообразных средств, методов и форм в работе с такими учениками. При планировании урока нужно стремиться максимально вовлечь всех обучающихся в образовательный процесс, заинтересовать изучаемым материалом, показать актуальность получаемых знаний. Это возможно достичь путем поощрения проявления инициативы у учащихся в рамках изучаемого предмета. Преимущественное использование традиционных форм работы малоэффективно, потому что требует от учеников повышенного внимания, не вовлекая их в учебный процесс, оставляя равнодушными к изучаемой теме. Из-за психологических особенностей обучающиеся школы не склонны к подчинению и сдерживанию агрессии. Учитель не старший наставник, скорее, советчик-консультант, проверяющий знания не столько для оценки, сколько для определения, правильно ли его поняли. В процессе обучения целесообразно применять следующие технологии: интегрированные, потому что они используют межпредметные связи и способствуют формированию жизненных компетенций, и технологию сотрудничества, подразумевающую активное взаимодействие между учеником и учителем и учащихся друг с другом на каждом этапе урока.
Для изменения негативного отношения к обучению на занятиях необходимо: 1) пользоваться доступным языком, незнакомые термины объяснять неоднократно, на примерах; 2) задания подбирать разного объема и уровня сложности, заранее рассчитывая, что с ними, наверняка, справится ученик. Особенно нужна такая «игра в поддавки» в начале обучения, чтобы избежать барьеров «не умею, не хочу»; 3) отрицательных оценок следует избегать; 4) любые высказывания учеников по теме урока должны быть выслушаны и прокомментированы. Если учебное занятие не будет построено на принципах наглядности и практичности, оно не заинтересует обучающихся, что приведет к плохому усвоению темы. В качестве приема объяснения материала можно использовать проблемную ситуацию в сочетании с мультимедийными технологиями, помогающими облегчить восприятие информации. Это могут быть обучающие программы, электронные энциклопедии, видеофрагменты, интерактивные модели для расширения кругозора учащихся, переводящие обучение на качественно новый уровень. В рамках оказания помощи администрации исправительного учреждения в воспитательной работе проводятся внеклассные мероприятия для активизации познавательной деятельности. Здесь тоже есть своя специфика: не все темы можно обсуждать. Например: «Беседа о вреде татуировок». Мероприятия о семье также проводить сложно. Выделим особенности обучения, с которыми приходится сталкиваться учителям, работающим с людьми, оказавшимися по различным причинам изолированными от общества: 5) заключенные быстро узнают психологию учителя, изучают, чувствуют настроение, поэтому ради своей же безопасности не нужно выделять кого-то в классе; 6) педагогам необходимо знакомиться с личными делами заключенных, чтобы знать, за что их ученики отбывают срок и что от них можно ждать. Подводя итог, приходим к выводу, что главная задача обучения в исправительном учреждении – сделать из оступившегося, зачастую, озлобленного на весь мир человека, полноценного члена общества, исключить рецидив, дать уверенность в возможности для жизни на свободе через повышение уровня образования.
Библиографический список
1«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
3. «Уголовно-исполнительныйкодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ.
4. Барыбин, А.В. Педагогические условия изучения иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования взрослых [Текст] / А.В. Барыбин // Новые исследования в психологии. – 1982. – №1.
5. Китайгородская, Г.А. Оптимальная организация учебного процесса при интенсивном обучении иностранным языкам взрослых [Текст] / Г.А. Китайгородская // Психология и методика обучения иностранным языкам. – М., 1978.