Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Специфика работы в разновозрастной группе | Дюрдеева Татьяна Леонидовна. Работа №304926

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье "Специфика работы в разновозрастной группе" раскрывается работа педагога со своими особенностями и определенными трудностями. Основная методлитература по дошкольному воспитанию рассчитана на одновозрастные группы, а педагогам из сельской местности приходится сталкиваться с различным трудностями, так как разновозрастные группы в малокомплектных детских садах формируются по иному принципу. Но не смотря ни на что педагоги должны обеспечить детей современным качеством образования согласно ФГОС ДО.

Специфика работы в разновозрастной группе.

Разновозрастная группа нуждается в особом

педагогическом руководстве.

Н.В.Бутенко

Хочу рассказать из личного опыта своей работы воспитателем в разновозрастной группе о специфике данной работы. Я работаю воспитателем в группе от 1,5 до 7 лет. Перед мной стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Преимуществом обучения и воспитания в разновозрастной группе считаю:

Индивидуальный подход. В разновозрастной группе меньше детей, чем в обычных (если в группе дети двух возрастов — не больше 15, трех возрастов — не больше 10), воспитателю проще работать с каждым ребенком.

Обучение у старших. Воспитательная работа в разновозрастной группе частично опирается на подражание: младшие следуют примеру старших, это помогает им быстрее освоить навыки, запомнить информацию. Вместе с тем старшие чувствуют ответственность, стремятся активно демонстрировать знания, помогать младшим — это прививает организованность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность и умение контролировать свои слова и поступки.

Всестороннее развитие и социализация. Дети делятся друг с другом впечатлениями и мнениями — это дает ценный опыт общения тем, у кого нет младших/старших братьев и сестер.

Командная работа. Младшим трудно соревноваться со старшими, поэтому в основе воспитательной и образовательной работы с детьми в разновозрастной группе обычно лежат командные игры. Каждый ребенок осознает свой вклад в общее дело, учится ответственности.

Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей. Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития. Организация режимных моментов: прогулка, мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения.

Таким образом, преимуществом разновозрастного общения является:

- Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.

- Младшие видят более понятный пример для действий.

- Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.

Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

Как обеспечить проведение режимных процессов?

За основу рекомендуется взять режим старших детей с двумя уточнениями:

Младшим нужно больше времени, чтобы умыться, поесть, подготовиться ко сну или к прогулке, поэтому с ними режимные процессы лучше начинать заранее, за 5-10 минут.

Старшим нужно меньше времени для дневного сна, поэтому их стоит будить на 15 минут раньше.

Постоянный контроль со стороны воспитателя неуместен — дети разных возрастов гораздо активнее общаются без вмешательства взрослых. Нужно быть готовым быстро отреагировать на проблемную ситуацию, но не ограничивать свободу детей в общении.

Форматы занятий

В занятиях участвуют все дети независимо от возраста. Но важно, чтобы каждый ребенок мог выполнять задания в собственном темпе — а значит, задачи должны различаться по объему и сложности. Есть три основных варианта проведения занятий в рамках воспитательной и образовательной работы в разновозрастной группе:

Сначала задание выполняют старшие, затем подключаются дети средней возрастной категории, а потом младшие. Малыши могут наблюдать, как справляются с заданием старшие, и повторять за ними.

Занятие начинается с игры, которая подходит всем, а затем воспитатель добавляет более сложные задания. Это хороший вариант для развития творческих способностей.

Воспитатель предлагает детям игровую ситуацию или задачу, дети делятся на группы и коллективно выполняют задание. Это помогает детям проработать конкретные навыки, лучше разобраться в материале.

Рекомендую не ограничиваться одним вариантом, а использовать все три, чтобы сделать занятия разнообразнее и эффективнее!

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×