Специфика развития интеллекта у умственно отсталых детей | Самсонова Виктория Андреевна. Работа №291802
Автор: Самсонова Виктория Андреевна
Умственная отсталость – стойкое нарушение развития познавательной и личностной сферы человека вследствие нарушения центральной нервной системы (ЦНС), головного мозга. Врождённое или приобретённое до 3-х лет нарушение развития в результате органических повреждений головного мозга. При этом страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с таким диагнозом составляют в настоящее время 1–3 % всего населения. Умственная отсталость – стойкое состояние, не изменяющееся в течение жизни.
Для умственно отсталых детей и подростков характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем.
Специфика развития интеллекта у умственно отсталых детей
Умственная отсталость – стойкое нарушение развития познавательной и личностной сферы человека вследствие нарушения центральной нервной системы (ЦНС), головного мозга. Врождённое или приобретённое до 3-х лет нарушение развития в результате органических повреждений головного мозга. При этом страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с таким диагнозом составляют в настоящее время 1–3 % всего населения. Умственная отсталость – стойкое состояние, не изменяющееся в течение жизни.
Для умственно отсталых детей и подростков характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем.
Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с легкой умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.
Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени на восприятие материала, что усугубляет трудность выделения главного и установления внутренних связей между частями. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые дети начинают различать цвета и геометрические формы, причем особую трудность представляет для них различение оттенков цвета и сложных фигур (овал, трапеция, неправильный треугольник и пр.)
Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностью их памяти, а также с мышлением, являющимся главным инструментом познания.
У умственно отсталых детей отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.
У детей сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона.
Это связано со слабостью аффекта, с полевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, которые умственно отсталые и не пытаются преодолеть.
Внимание истощаемое, дети быстро устают от усилий по сосредоточению внимания, им требуется относительно много времени на восстановление умственной работоспособности, которая не достигает уровня оптимума.
Объем внимания недостаточен (менее 4-х объектов). Нарушена концентрация и переключаемость внимания.
У детей с выраженным процессом возбудимости нервной системы внимание неустойчивое, «порхающее», его невозможно привлечь надолго.
У детей с преобладанием торможения нервной системы внимание инертное, «вязкое», ребенок не может отвлечься от какого-либо объекта, признака предмета и переключиться на другой.
Объем внимания составляет не более 2–3-х предметов, что значительно затрудняет выполнение сложных видов деятельности. Развитие произвольного внимания у детей с легкой степенью умственной отсталости ограничено – нет механизмов регуляции поведения, внутренней речи, опосредствования деятельности. При высокой истощаемости внимания длительное удержание инструкции, произвольной цели невозможно.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностью их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, хранение, воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, случайные признаки, в то время как с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже, чем у нормальных детей, формируются элементы произвольного запоминания.
Слабость памяти у умственно отсталых – не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Отсутствует самоконтроль при воспроизведении информации. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым.
Мышление детей с умственной отсталостью конкретное, не становится абстрактным. У них все логические операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. При анализе предметов выделяются только общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Дети, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой.
Развитие творческого мышления и воображения у умственно отсталых крайне низкое; воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Дети не могут самостоятельно придумать сюжет для игры или изобразительной деятельности. Они предпочитают действовать, копируя чей-либо образец или следуя заученному шаблону действий.
Одной из качественно важных особенностей для всего психического развития детей является то, что у них не формируется внутренняя речь, а следовательно, недоразвиты те психические процессы, для которых внутренняя речь является важным компонентом: письменная речь, понятийное мышление, саморегуляция внимания, поведения и личностного реагирования.
Умственное воспитание ребенка рассматривается не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности.
Умственное воспитание детей происходит как в ходе общения со взрослыми, в играх со сверстниками, так и в процессе систематического обучения.
Коррекционно-воспитательная работа по умственному воспитанию детей с нарушениями интеллекта направлена на развитие внимания и запоминания, формирование восприятия, мышления и речи, а также воспитание определенных качеств личности.
В отечественной психологии и педагогике показано, что важной составной частью содержания умственного воспитания является развитие мышления.
В младшем школьном возрасте тесно взаимодействуют три основных формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы, которые не сменяют друг друга, но взаимно дополняют и развиваются на всем протяжении его жизни. Эти формы мышления представляют собой единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления в различные моменты, вследствие этого познавательный процесс в целом приобретает специфический характер.