Специфика внеклассного чтения в начальных классах ☼
Автор: Елена Сергеевна Меньшенина
Приходит ребенок в школу, любящий сказки, стихи, рассказы, но постепенно у него идет снижение интереса к книге.
Большую роль в повышении читательского интереса играет внеклассное чтение. Именно оно призвано продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формированию у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности.
Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.
Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.
С одной стороны, это свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.
Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок - творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом.
Книги — корабли мысли, странствующие
по волнам времени и бережно несущие
свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Фрэнсис Бэкон
Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще сложнее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать таким образом, чтобы росла техника чтения, у многих детей пропадает желание сидеть за книгой.
Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой.
Профессор Давыдова А.В. считает, что плохой навык чтения часто служит причиной неуспеваемости учащихся по другим предметам. Недостатки в чтении не только затрудняют понимание читаемого, но и вызывают в детях нелюбовь к чтению, в результате чего задерживается умственное развитие ребенка.
Горецкий В.Г. пишет: «Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил. Мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов».
Формирование интереса по содержанию зависит от отобранного материала средств, с участием которых педагог ведет ребенка в многообразие книг. Интеллектуальными и полезными считаются такие средства, как: насущность; связь с жизненными обстоятельствами; практическое применение знаний; формы игр; работа в группе и в парах; уроки в нетрадиционной форме, с критическим мышлением; создание ситуаций успеха; доверие к обучающему и др. Преподаватель должен знать приёмы стимулирования интереса к чтению и заинтересовать учеников читать самостоятельно: опираясь на чтение по желанию; учитывать интересы и склонности; поддерживать соперничество; признавать успех; выражать одобрение; демонстрировать достижения; признавать достоинства; сочувствовать, критиковать. Приходит ребенок в школу, любящий сказки, стихи, рассказы, но постепенно у него идет снижение интереса к книге.
Большую роль в повышении читательского интереса играет внеклассное чтение. Именно оно призвано продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формированию у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности.
Можно выделить принципы отбора произведений для внеклассного чтения, работа с которыми обеспечит формирование личностных, предметных и метапредметных умений, которые соответствуют требованиям стандарта:
1. Произведения должны оживлять у детей забытые воспоминания, связанные с положительными эмоциональными состояниями, которые возникали у них при общении с близкими людьми (матерью, отцом, бабушкой и др.), природой, относящиеся к событиям общественной жизни. Поэтому весьма важным, является обращение к народному творчеству - малым формам фольклора, сказкам, которые могут быть хорошо знакомы детям.
Классики педагогики, известные фольклористы утверждали, что вряд ли можно найти для детского слушания материал более близкий, соответствующий детским интересам и потребностям, занимательный, чем тот, который связан с бытом детей, их повседневной жизнью, а также вырос и развился из исканий народной мудрости и семейной педагогики. Переход от слушания фольклорных произведений к их самостоятельному чтению обеспечивает постепенное расширение видового разнообразия произведений, подведение младших школьников к восприятию легенд, сказаний, осознанию «бродячих сюжетов» в сказках (легендах) разных народов.
2. Произведения должны иметь для слушателя и читателя личностный смысл, содержание должно предоставлять читателю возможность перенести в свою жизнь положительные примеры поведения, отношений между литературными героями и т.п.; стать в определенном смысле «уроком жизни» («так нужно и можно поступать», «так я поступать не буду»), средством формирования умений адаптироваться к сложившимся условиям, общаться, понимать другого человека и т.п. С учетом этого принципа в круг детского чтения должны войти лучшие произведения современной детской литературы, рассказывающие о жизни детей, труде старших, страницах истории родной страны.
3. Форма произведений должна предоставлять младшему школьнику возможность выразительного чтения, при котором он может использовать различные его средства: темп, ритм, интонация и др.
4. Дети должны работать с произведениями разных жанров, что позволяет формировать у них литературоведческие представления и понятия.
5. Произведения должны отличаться доступными для восприятия младших школьников образами и средствами их отображения, предоставлять детям возможность «открытого» анализа художественного текста и объективного понимания его идеи
Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.
Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.
С одной стороны, это свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.
Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок - творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом.
Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач:
1. На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.
2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.
3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух. Используется также и тихое чтение, и инсценировку, и чтение по ролям.
4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения - не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но и в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставиться в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»
5. Словарная работа, как и работа над средствами языка на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.
6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях. Таким образом, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения - используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.
Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей.
Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.
Методика уроков внеклассного чтения должна реализовывать следующие принципы: подготовленность учащихся к урокам (на это отводится от двух недель до месяца);
предельная самостоятельность школьников на самих уроках (достигается за счет длительной подготовки);
праздничность уроков (нетрадиционные формы работы: различного вида игровые задания, подготовленные заранее выступления детей и др.).
Заключительным этапом работы по внеклассному чтению являются различные мероприятия, которые подводят итог чтению одной или нескольких книг одного автора, книг
по определенной теме или какого-либо литературного жанра. К таким мероприятиям могут относиться: праздники книги; викторины; вечера сказок; игра-конкурс «Своя игра», «Крестики-нолики», «Умники и умницы»; литературно-музыкальные гостиные; защита проекта; театрализация понравившегося произведения; бал сказочных героев; конкурс рисунков к литературным произведениям; конкурс чтецов и др.
Методы и приемы используемые на внеклассном чтении:
Перечитывание художественных произведений; близкое к тексту или дословное воспроизведение отрывков из прочитанного произведения; словесное рисование; изображение ситуаций, о которых шла речь, путем непосредственных действий (драмматизации) и беседы- дискуссии, беседы-рассуждения, разучивание стихотворений; коллективное рассматривание и воссоздание деталей описания в опоре на иллюстрации по правилам; выборочное индивидуальное чтение текста вслух в процессе беседы по прочитанному – это обязательный элемент работы с деской книгой, прием позволяющий ребенку подтвердить доказательность высказываемых им соображений при обсуждении, и т. д.
На занятиях можно использовать продуктивные методы: рисунок – применяется на разных этапах чтения или во время повторного чтения, чтобы получить информацию о том, насколько ученик понял художественный образ, насколько его восприятие образа ближе к автору. Дидактические игры – используются на разных этапах занятия. Они помогают учащимся пережить ситуацию, которой не было в их жизни, представить образ героя произведения.
Но, конечно, самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам, причем работу творческую. Актеры, те, кто играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А самое главное заключено в том, что творчество – это «выражение себя» и даже «усиление себя». Нельзя забывать, что именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.
Обязательным является и применение дифференцированного и индивидуального подхода, который обусловлен различным уровнем речевого и психофизического развития учащихся, и в первую очередь, степенью сформированности коммуникативных умений. Это осуществляется путем подбора индивидуальных заданий, что дает возможность менять их содержание, выбирать адекватные приемы работы с каждым учеником
Для детей выбрать подходящую интересную для них книгу непросто, для этого можно поэкспериментировать, начиная читать книгу, понаблюдать за реакцией своих учеников. Уж очень хочется увлечь, заинтересовать ребят. Особенно дети любят сказки. Часто, при посещении библиотеки, ребята не всегда могут сказать, чего они хотят. Стесняясь этого, они или совсем не спрашивают книгу или берут первое, что попадётся. На протяжении последних лет заметно появился интерес к посещению библиотеки, почти все дети умеют обращаться к библиотекарю за помощью, освоив правила поведения, стараются вовремя сдать прочитанную книги. Ребята к книге стали относиться бережнее, это значит книгу ценят, уважают. Отвечая на вопросы по содержанию текста, они четко осознают кто добрый, а кто из героев злой,что хорошо, а что плохо. Дети, знакомясь с книгой, узнают как нужно поступать в тех или иных ситуациях, учатся любить и прощать, узнают о последствиях своих поступков. Для детей и подростков чтение как процесс имеет еще одно значение – способствует формированию личности. Сопереживая героям произведения, они развиваются эмоционально, учатся любить, сочувствовать, прощать.
Только при взаимодействии учителя, библиотекаря и родителя мы можем добиться достижения всех поставленных целей и задач, и использовать все имеющиеся возможности для расширения и углубления у учащихся читательских интересов.
Уроки внеклассного чтения являются составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствуют решению важных задач в образовании и воспитании школьников, а также является одним их важных средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках чтения и развития речи.
Чтобы чтение не стало испытанием и наказанием для детей, во главе угла уроков по внеклассному чтению стоит чтение-удовольствие и чтение наслаждение.