Специфика взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи | Надточий Наталья Сергеевна. Работа №349521
Аннотация: В статье рассмотрены особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР). Освещены основные формы и методы работы с родителями, направленные на создание поддерживающей коррекционной среды для ребенка в условиях семьи. Подчеркивается значение родительского участия и сотрудничества в коррекционном процессе. Статья предназначена для учителей-логопедов и других специалистов, работающих с детьми с ТНР.
Ключевые слова: учитель-логопед, тяжелые нарушения речи, взаимодействие с родителями, коррекционная работа, дошкольное учреждение.
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Надточий Наталья Сергеевна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска "Детский сад № 74 "Непоседы"
Аннотация: В статье рассмотрены особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР). Освещены основные формы и методы работы с родителями, направленные на создание поддерживающей коррекционной среды для ребенка в условиях семьи. Подчеркивается значение родительского участия и сотрудничества в коррекционном процессе. Статья предназначена для учителей-логопедов и других специалистов, работающих с детьми с ТНР.
Ключевые слова: учитель-логопед, тяжелые нарушения речи, взаимодействие с родителями, коррекционная работа, дошкольное учреждение.
Работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, требует комплексного и структурированного подхода, который включает тесное взаимодействие между учителем-логопедом и родителями воспитанников. Зачастую логопед сталкивается с рядом вызовов, включая необходимость постоянного информирования родителей о ходе коррекционного процесса, обучении их методам поддержки речи ребенка дома и создании доверительной атмосферы для взаимного обмена информацией. Родительское участие в процессе коррекции речи чрезвычайно важно, поскольку оно позволяет обеспечить непрерывность и стабильность занятий, поддерживая формирование речи и коммуникативных навыков у детей в домашних условиях.
Первым шагом в установлении эффективного взаимодействия учителя-логопеда и родителей является формирование доверия и открытого диалога. Родители, чьи дети сталкиваются с речевыми трудностями, часто испытывают тревогу и неопределенность. Важно, чтобы логопед выслушал родителей, понял их ожидания и сомнения, а также объяснил им цели и задачи коррекционного процесса. На этом этапе логопеду необходимо рассказывать о природе речевых нарушений ребенка, пояснять, как эти нарушения могут повлиять на развитие ребенка и почему важно начать коррекционную работу как можно раньше. Важно отметить, что логопед должен использовать доступные и понятные термины, чтобы родители могли лучше понять особенности состояния их ребенка.
Эффективной формой работы с родителями является проведение регулярных консультаций. На этих встречах логопед может информировать родителей о достижениях ребенка, обсуждать возникающие трудности и давать рекомендации по развитию речи ребенка в домашних условиях. Для большей эффективности консультации можно проводить в формате небольших мастер-классов, где родителям демонстрируются упражнения, которые они могут выполнять дома с ребенком. Например, это могут быть артикуляционные и дыхательные упражнения, задания на развитие фонематического слуха и словарного запаса, которые можно включить в повседневные игры.
Помимо регулярных консультаций, важную роль в коррекционной работе играют обучающие семинары и лекции для родителей. Такие мероприятия позволяют родителям расширить свои знания о методах и приемах развития речи, а также обменяться опытом с другими семьями, столкнувшимися с аналогичными проблемами. В процессе лекций логопед может рассказывать о различных аспектах речевого развития, таких как развитие артикуляционного аппарата, формирование слухового восприятия, правилам создания благоприятной речевой среды в семье. Благодаря таким мероприятиям родители получают полезные навыки, которые помогают им активнее и осознанно участвовать в коррекционной работе.
Поддержка семьи в домашних условиях требует регулярного выполнения упражнений и заданий, разработанных логопедом. Однако зачастую родители сталкиваются с трудностью систематического выполнения таких рекомендаций, что требует от логопеда дополнительных усилий по контролю и мотивации родителей. Важным элементом такой работы является поощрение даже небольших успехов ребенка и предоставление родителям четких, структурированных рекомендаций. Например, логопед может предложить вести дневник достижений ребенка, где родители будут фиксировать, что удалось сделать за день, как прошло выполнение тех или иных упражнений. Такой дневник помогает родителям видеть прогресс, а логопеду – своевременно корректировать программу занятий, основываясь на наблюдениях и трудностях, возникающих в домашних условиях.
Одной из наиболее важных задач логопеда в работе с родителями детей с ТНР является помощь в создании благоприятной речевой среды в семье. Это включает в себя рекомендации по общению с ребенком, разъяснение необходимости правильного моделирования речи, недопустимости насмешек и проявлений нетерпимости. Логопед должен научить родителей активному и поддерживающему общению с ребенком, включающему вопросы, побуждающие к развитию связной речи, такие как «Что ты видишь на картинке?» или «Как мы сегодня играли?». Подобные вопросы помогают ребенку тренировать свои речевые навыки, развивают словарный запас и позволяют родителям вовлекать ребенка в диалог.
Помимо этого, важным аспектом является развитие у родителей способности выявлять и предотвращать возможные эмоциональные трудности ребенка, связанные с его речевыми особенностями. Дети с тяжелыми нарушениями речи часто испытывают затруднения в общении со сверстниками, что может приводить к чувству неполноценности и изоляции. Логопед должен объяснять родителям важность положительного эмоционального подкрепления и помощи в адаптации ребенка в обществе. Это может быть поддержка в ситуациях, когда ребенок стесняется говорить, или формирование у него уверенности через успешное выполнение простых речевых заданий в присутствии родителей.
Современные технологии позволяют логопеду разнообразить методы взаимодействия с родителями, используя электронные письма, видеоконсультации и информационные рассылки. Родителям можно высылать видеоматериалы с примерами упражнений, которые они могут выполнять с ребенком, либо информационные письма с рекомендациями по развитию речи. Это особенно важно в случае невозможности регулярных встреч с логопедом, а также позволяет родителям оставаться вовлеченными в процесс коррекции речи ребенка.
Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников, имеющих ТНР, включает систематическую и многоаспектную работу. Эффективное взаимодействие основывается на поддержании доверительных отношений, обучении родителей методам коррекции речи и мотивировании их к регулярным занятиям с ребенком в домашних условиях. В этом процессе важно не только предоставлять информацию, но и укреплять уверенность родителей в собственных силах, что способствует успешной коррекции речевых нарушений ребенка и его гармоничному развитию.
Список литературы
Варанкина
Р. А. Исследование опыта работы учителя-логопеда с семьями родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского образовательного учреждения // Актуальные исследования.
2023. №22 (152). Ч.III.С. 59-61. URL:
https://apni.ru/article/6381-issledovanie-opita-raboti-uchitelya-logopeda
Гришина О
.
С
.
,
Ляличкина
Я
.
И
.
Деятельность учителя-логопеда по оптимизации семейного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
// Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-uchitelya-logopeda-po-optimizatsii-semeynogo-vospitaniya-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 31.10.2024).
Шаукенова
Э. Ш. Взаимодействие учителя–логопеда с родителями как условие успешной социализации дошкольников с речевыми нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 35–38. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/771179.htm
.
Юнда
, Л. А. Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. А.
Юнда
, И. А.
Халанская
, М. В. Прохоренко. —
Текст :
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5832/ (дата обращения: 31.10.2024).