Специфика занятий по хореографии с детьми младшего школьного возраста | Гудкова Ольга Петровна. Работа №273139
Автор: Гудкова Ольга Петровна
Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве.
Понятие детское творчество означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое» и не связанное с возрастными ограничениями.
Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, правда не всегда, отчетливо, прокладываетсяцелевой установкой. В творчестве – поиск и осознание нового обычно осмысленны, как цель, а игра же изначально таковой не предлагает.
Одно из существенных признаков детского творчества- его СИНКРЕТИЧНАЯ природа, это когда « отдельные виды искусства еще не расчленены и не синтезированны»( Л.С.Высоцкий).
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать сней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса, ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность.
В многочисленных кружках и коллективах занимаются сотни тысяч детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное колличество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят.
Качественные, вкусовые оценки, определение возможностей, направления, творческого подчерка и ряд других выводов позволяет сделать анализ репертуара того или иного коллектива.
Формирование репертуара дело не просто ответственное, оно определяет всю деятельность коллектива. Едва ли не самый главный аспект в вопросе репертуара – его воспитательная роль, и для тех, кто занят в нем непосредственно, и для тех, кто увидит его со сцены.
Для эффективной работы с детским коллективом требуются определенные профессиональные качества педагога. Наличие профессионально – значимых качеств позволяет педагогу эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, направленные на его совершенствование.
Специфика занятий по хореографии с детьми младшего школьного возраста.
Педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Гуково Ростовской обл. Ольга Петровна Гудкова
Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве.
Понятие детское творчество означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое» и не связанное с возрастными ограничениями.
Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, правда не всегда, отчетливо, прокладываетсяцелевой установкой. В творчестве – поиск и осознание нового обычно осмысленны, как цель, а игра же изначально таковой не предлагает.
Одно из существенных признаков детского творчества- его СИНКРЕТИЧНАЯ природа, это когда « отдельные виды искусства еще не расчленены и не синтезированны»( Л.С.Высоцкий).
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать сней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса, ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность.
В многочисленных кружках и коллективах занимаются сотни тысяч детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное колличество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят.
Качественные, вкусовые оценки, определение возможностей, направления, творческого подчерка и ряд других выводов позволяет сделать анализ репертуара того или иного коллектива.
Формирование репертуара дело не просто ответственное, оно определяет всю деятельность коллектива. Едва ли не самый главный аспект в вопросе репертуара – его воспитательная роль, и для тех, кто занят в нем непосредственно, и для тех, кто увидит его со сцены.
Для эффективной работы с детским коллективом требуются определенные профессиональные качества педагога. Наличие профессионально – значимых качеств позволяет педагогу эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, направленные на его совершенствование.
Современные преобразования требуют от педагога готовности работать в новых условиях, способности адаптироваться к педагогическими иновациям и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества. Иными словами возрастает потребность в педагогах высшей квалификации, владеющих высокой культурой, способных организовать учебно– воспитательный процесс на уровне современных требований.
Хореографический коллектив – одна из распространенных форм обучения и воспитания, специфика работы которого достаточно сложна. Педагог – хореограф должен совместить задачи эстетического обучения и нравственного воспитания детей с балетмейстерской работой и с всевозрастающими, часто неумеренными, требованиями к выступлению детей на концертах и конкурсах. Работа в хореографическом коллективе имеет свою специфику, с которой не может не столкнуться каждый руководитель творческого коллектива. Это ограниченное время занятий ( два раза в неделю), различные способности учащихся, постоянное пополнение и частичный отсев основного состава.
Для детей младшего возраста, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статического положения для них крайне утомительно. В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них не велик. ОНИ НУЖДАЮТСЯ В ЕГО ПОПОЛНЕНИИ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СЛАБОСТЬ МУСКУЛАТУРЫ И ГИБКОСТЬ КОСТЕЙ ИЗ- ЗА БОЛЬШОЙ ПРОСЛОЙКИ ХРЯЩЕВОЙ ТКАНИ МОГУТ ПРИВЕСТИ КОБРАЗОВАНИЮ ПЛОХОЙ ОСАНКИ И ИСКРИВЛЕНИЮ ПОЗВОНОЧНИКА. Двигательный аппарат ребенка еще недостаточно окреп, что вызывает необходимость очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений. ( особенно вредны чрезмерные нагрузки на позвоночник).
Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании. Они легко запоминают конкретный материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие.
Игра представляет естественную деятельность детей этого возраста. Их эмоции ярки и проявляются открыто и непосредственно. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы.
Учитывая все эти особенности детей, следует своеобразно выстраивать занятия с детьми младшего возраста.
Одна из задач: содействовать физическому развитию детей и совершенствовать основные двигательные навыки. Именно в этом возрасте важно выработать удетей устойчивую привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно двигаться.
Не менее важной задачей является развитие общей организованности детей, воспитание навыков общественного поведения, содействие организации дружного детского коллектива.
При учете этих учебно – воспитательных задач, наиболее подходящим для детей младшего возраста содержанием занятий по хореографии является изучение детских, легких народных, массово – бальных танцев, небольшая учебная подготовка, занятия ритмическими упражнениями и гимнастикой. Необходимо чередовать виды работы, помня о потребностях этого возраста, в частой смене движения и о трудности для них статических положений.
Дети младшего возраста отличаются большой пластичностью и податливостью. Они легко перенимают то, что им показывают. Но движения трудные для детей и выполняемые с большим напряжением, заучиваются механически и никогда не бывают естественными. Их освоение осуществляется поверхностно и непрочно, и дети получают не пользу, а вред от занятий. Профессор Е. Аркин отметил6 « Нет ничего легче, чем дрессировать ребенка, и в этомзаключается великий соблазн и величайшая опасность для нормального развития детской индивидуальности».
При выборе танцевального репертуара следует учитывать интересы и склонности детей данного возраста. Танец не должен выглядеть фальшиво.
Танцевальный язык для детского произведения, несомненно , зависит от возможностей и способностей учащихся. Поэтому с точки зрения колличества движений и их технической трудности они ограничены. Однако это не исключает необходимости создания качественного богатства движений, сочетающих в себе естественный импульс движений с условно танцевальным языком.
При постановке танца не нужно идти по линии наименьшего сопротивления и выбирать просто доступные детям движения. Нужно учитывать стиль, характер сочинения какие комбинации могут включать в себя те или иные элементы классического танца, что может быть использовано из народных, современных танцев, оправдают ли себя в создаваемом образе ( а каждый танец должен являться образам с своей завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой и финалом) наиболее доступные танцевальные движения ( шаги, бег, па польки, па шоссе,па вальса и т.п.) соединенные с изобразительной пластикой комбинации разнообразных линий и поворотов корпуса.
Специфика танцевального языка состоит в том, что подобно лейтмотиву( основная, красная линия произведения) может повторяться, варьироваться, видоизменяться. Поэтому следует создать не просто движения, а их динамическую картину( по аналогии с картиной звуков в музыке). Т.е. каждое движение существует ни само по себе, движение ради движения, а в контексте общего танцевального образа. В связи с этим, задачей балетмейстера является обогащение знаний в области своего искусства и музыки, с одной стороны, и возрастной психологии учащихся, с другой стороны.
Создавая ситуацию игры, в работе с детьми младшего возраста, на репетициях и при исполнении танцев, не минуем залог детского сотворчества. В условиях игры они знакомятся с языком сценического танца. Сама условность танцевального языка воспринимается детьми как игра, имеющая правила. Детям дается возможность самим назватькачества танцевального образа по линии изобразительности, выразительности и формы. Содержание образа в сочетании его с условной формой вызывает комплексное ощущение действительности ( цепь рефлексов) и постепенно становится такой же естественной, как сочетание слов и музыки в песне.
Отсюда делаются дальнейшие шаги, углубляющие и расширяющие представление детей о танцевальном образе и тех компонентах, из которых он складывается. Актерской и музыкальной выразительности, логики танцевального движения – его органичности, в сочетании с эстетическими правилами движений классического, народного и бального танца.
В работе сдетьми младшего возраста первые танцевальные постановки должны носить учебный характер и являться одним из способов закрепления навыков и знаний в интересной для детей форме. В течение года следует подготовить одну, две постановки для показа.
Для детей младшего возраста, занимающихся в хореографическом коллективе, одной из первых трудностей является правильная ориентировка в пространстве.
Поэтому, как при обучении рисованию детей учат правильно держать карандаш и бумагу, учат правильно проводить линии, составлять орнамент, так и в танцевальных занятиях нужно объяснить детям и научить их как правильно держаться, правильно двигаться по определенной площадке в определенном рисунке (круг, прямая линия), запоминать изменение рисунка, переходить из одного движения в другое. Задачи эти решаются в первых танцевальных постановках детей младшего возраста.
Основной особенностью в работе хореографа – педагога, можно считать учет психологических особенностей детей младшего возраста для воспитания полноценной творческой личности путем созданияусловий для развития и реализации творческого потенциала учащихся, используя разнообразные формы работы с ними, которые могут дать высокие результаты только в комплексном применении.
Список литературы:
Выготский Л. С. « Анализ эстетической реакции» (5-е изд. – М. Лабиринт, 2004)
Громов Ю.И. «Работа педагога – балетмейстера в детском хореографическом коллективе»( хореографическая педагогика: учебное пособие СПбГУП 2006)
Ивлева Л.Д. ( методика обучения хореографии в младшей возрастной группе» ЧГАКИ 2005 )
Специфика, цели и задачи занятий по хореографии с детьми младшего возраста.
Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве.
Одно из существенных признаков детского творчества- его СИНКРЕТИЧНАЯ природа, это когда « отдельные виды искусства еще не расчленены и не синтезированны».
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать сней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса, ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность.
Для детей младшего возраста, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статического положения для них крайне утомительно. В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них не велик.ОНИ НУЖДАЮТСЯ В ЕГО ПОПОЛНЕНИИ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СЛАБОСТЬ МУСКУЛАТУРЫ И ГИБКОСТЬ КОСТЕЙ ИЗ- ЗА БОЛЬШОЙ ПРОСЛОЙКИ ХРЯЩЕВОЙ ТКАНИ МОГУТ ПРИВЕСТИ КОБРАЗОВАНИЮ ПЛОХОЙ ОСАНКИ И ИСКРИВЛЕНИЮ ПОЗВОНОЧНИКА. Двигательный аппарат ребенка еще недостаточно окреп, что вызывает необходимость очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений (особенно вредны чрезмерные нагрузки на позвоночник).
Одна из задач: содействовать физическому развитию детей и совершенствовать основные двигательные навыки. Именно в этом возрасте важно выработать у детей устойчивую привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно двигаться.
Для детей младшего возраста, занимающихся в хореографическом коллективе, одной из первых трудностей является правильная ориентировка в пространстве.
Поэтому, как при обучении рисованию детей учат правильно держать карандаш и бумагу, учат правильно проводить линии, составлять орнамент, так и в танцевальных занятиях нужно объяснить детям и научить их как правильно держаться, правильно двигаться по определенной площадке в определенном рисунке (круг, прямая линия, диагональ, полукруг, змейка и т.п.), запоминать изменение рисунка, переходить из одного движения в другое. Задачи эти решаются в первых танцевальных постановках детей младшего возраста.
Не менее важной задачей является развитие общей организованности детей, воспитание навыков общественного поведения, содействие организации дружного детского коллектива.