Название статьи:
Спортивные игры для детей дошкольного возраста | Пугачева Татьяна Николаевна. Работа №266585
Дата публикации:
23.02.2021
Автор:
Пугачева Татьяна Николаевна
Описание:
Автор: Пугачева Татьяна Николаевна
консультация для родителей воспитанников 3-7 лет
Спортивные игры для детей дошкольного возраста
В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношескогоспорта.
В детском саду необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементамиспорта,спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности. Особенный интерес вызывают у нихспортивные игры(баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т. д., а такжеспортивные упражнения(плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т. д.
Спортивные игры и упражненияспособствуют совершенствованию деятельности основных физиологических системорганизма - нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятияспортивными играми и упражнениямиспособствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятныеусловиядля воспитания дружеских отношений в коллективе.
Освоение элементовспортивныхигр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятийспортом.
Заниматьсяспортомв прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей вспортивныхсоревнованиях с целью достижения высокихспортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия вспортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Обучая детей элементамспортивных игр и упражнений, мы решаем следующиезадачи:
- формирование начальных представлений о некоторых видахспорта;
- формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементамиспорта,спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;
- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т. п.);
- обучение правильной технике выполнения элементовспортивных игр;
- воспитание положительных морально-волевых качеств вспортивных играх;
- формирование привычки к здоровому образу жизни.
Необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала поспортивным играм и упражнениямимеют свою специфику. Ихорганизациятребует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, специфики работы дошкольных учреждений.
Вспортивнойи педагогической литературе описано содержание, методика обученияспортивным упражнениям и элементам спортивных игр, однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулкуспортивноеоборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании.
Чем отличаютсяспортивные игры от спортивных упражнений.
Спорт. Игры-— самостоятельные видыспорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельныхспортсменов, и проводящиеся по определенным правилам.
2-ая младшая группа
Спортивные упражнения:
1. Кататься на трехколесном велосипеде по прямой, с поворотами, по кругу.
2. Ходить на лыжах ступающим шагом.
3. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.
4. Катать на санках кукол, друг друга, катание с невысоких горок.
Средняя группа
Спортивные упражнения:
1. Кататься на трехколесном и двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Выполнять повороты направо, налево.
2. Ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты направо, налево переступанием. Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой. Проходить на лыжах до 500м. Участвовать в играх на лыжахКарусель в лесу,Чем дальше, тем лучше,Воротца.
3. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.
4. Скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее, подниматься с санками на гору.
Старшая группа
Спортивные упражнения:
1. Катать друг друга на санках, кататься с горки по двое. Выполнять повороты на спуске.
2. Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения.
3. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1 – 2 км. Участвовать виграх:Кто первый повернется?,Слалом,Подними,Догонялки.
4. Самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево, направо. Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.
Элементыспортивных игр:
Баскетбол: Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.
Бадминтон: Отбивать волан ракеткой, направлять его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.
Футбол: Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов, закатывать в лунки, ворота. Передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.
Хоккей: Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.
Волейбол: Обучать элементамШколы мяча. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками снизу, от груди. Перебрасывать мяч через шнур, сетку вдаль из-за головы. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди через сетку.
Подготовительная группа
Спортивные упражнения:
1. Катание на санках: Поднимать во время спуска с горки заранее положенный предмет(кегля, флажок, снежок). Выполнять разнообразные игровыезадания: проехать в воротца, попасть снежком в цель, сделать поворот. Участвовать в играх – эстафетах с санками.
2. Скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и присев, на одной ноге, с поворотом. Скользить с невысокой горки.
3. Ходить скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину. Ходить попеременным двухшажным ходом(с палками). Проходить на лыжах 600 м в среднем темпе, 2 - 3 км в медленном темпе. Выполнять повороты переступанием в движении. Подниматься на горку лесенкой, елочкой. Спускаться с горки в низкой и высокой сойке, тормозить. Участвовать виграх:Шире шаг,Кто самый быстрый,Встречная эстафета,Не задень.
4. Ездить на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить. Свободно кататься на самокате.
Элементыспортивных игр:
Баскетбол: Передавать мяч друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте(на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.)и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу. Усвоить основные правила игры.
Футбол: передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
Хоккей(без коньков – на снегу, на траве): Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками(справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.
Бадминтон: Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке во время игры.
Элементы настольноготенниса: Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительныеупражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену. Подавать мяч через сетку после его отскока от стола.
Волейбол: Продолжать осваивать элементыШколы мяча,усложняя задания. Выполнять передачи мяча в парах, тройках двумя руками от груди, из-за головы. Перебрасывать мяч через сетку в парах и вдаль(как можно выше и сильнее). Передавать мяч через сетку в колоннах с переходом в конец своей и противоположной колонны. Играть в игрыУ кого меньше мячей,Пионербол,Мяч через сетку,Три на три,Лапта волейболистов,10 передач. Знакомить с правилами игры в волейбол по упрощенным правилам, обучать игре.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольниковспортивным играм и упражнениям являются организованные занятия. Основной целью таких занятий является ознакомление детей соспортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.
В детском саду обучение детейспортивным упражнениям и элементам спортивныхигр в основном проводится на занятиях по физической культуре вспортивном зале и на воздухе. Но это ни в коем случае не является узкоспециализированными тренировками.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обученияспортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить занятие. поэтому важно, чтобы оно содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.
Также необходимо учитывать сезонные и погодныеусловия.
В теплое время года отдаем предпочтение такимспортивным упражнениям как:
- игры с мячом(баскетбол, волейбол, футбол);
- бег(умеренный, быстрый, на выносливость);
- игры в кегли, городки;
- настольный теннис, бадминтон;
- езда на велосипеде, самокате.
Зимой – это:
- катание на санках;
- развлечение со снежками;
- скольжение по ледяным дорожкам;
- ходьба на лыжах;
- хоккей.
Прежде чем приступить к систематическому обучению детейспортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видамиспорта,спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на, школьный стадион,спортивную школу, рассмотреть иллюстрации. Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматьсяспортом.
Вторым этапом является накопление опыта общения спредметами: ракеткой, мячом, клюшкой, городками и т. д. Для этого вспортивныхуголках групп размещается данное оборудование и дается возможность самостоятельно манипулировать этими предметами.
Третий этап – обучениеспортивным упражнениям и элементам спортивных игр.
Спортивные игры и упражненияв дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. Утром, принимая детей, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те, которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно. Утром нецелесообразно использоватьспортивные игры,упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладении знаниями, навыками и умениями на занятиях. На дневной прогулке можно использоватьспортивные игры и упражненияс максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видовспорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулкеспортивным играм и упражнениямследует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня.В работе с дошкольниками можно использовать такиеспортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблением мышц. Этоспортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча и т. д. Именно такой характер имеют плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках,спортивные игры – бадминтон, настольный теннис, городки, баскетбол, волейбол.
Так как дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физическиеупражнения, предусмотренные программой, им нужна помощь инструктора и воспитателя. Поэтому педагог обязательно должен знать технику выполненияупражнений и элементов спортивных игр. Техника это способ выполнения движения для решения двигательной задачи. Детали техники это второстепенные особенности выполненияупражнения, которые могут изменяться, не нарушая основы техники.
Мини мастер классТехника владения мячом
Упражнения, подготавливающие к ведениюмяча:
1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.
2. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.
3. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему(произвольным способом).
4. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
5. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения
Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой, искреннее стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них. С детьми 4-5 лет инструктор – непременный участникспортивных мероприятий, особенно еслиупражнения не знакомы детям. Проводяспортивные упражнения с техническими усложнениями(например, отработка техники ходьбы на лыжах, езда на двухколесном велосипеде) инструктор должен все время принимать участие в них. Если необходимо показать образец умения играть, педагог может сам вступить в игру. Такое участие вызывает у детей доверие к педагогу, вызывает их симпатию и уважение к взрослому, а иногда является главным мотивом участия в игре.
Спортивныеигры в детском саду могут использоваться не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и как форма развития способностей, наклонностей и природных задатков ребенка.
Отмечается положительное воздействиеспортивных игр и упражненийна детей с ограниченными социальными контактами, детей с речевыми нарушениями, а также повышенной тревожностью. Наряду с этим, также снимается психологический барьер, расширяются представления об окружающей действительности, а также развиваются навыки культуры поведения и культуры общения.
Необходимо еще раз отметить, что каждый педагог самостоятельно выбираетспортивные игры и упражненияи способы формирования тех или иных движений предусматриваемые игровой деятельностью в соответствии педагогическимиусловиямии педагогическими особенностями воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, а также его предметно-развивающей среды.
Скачать работу
В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношескогоспорта.
В детском саду необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементамиспорта,спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности. Особенный интерес вызывают у нихспортивные игры(баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т. д., а такжеспортивные упражнения(плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т. д.
Спортивные игры и упражненияспособствуют совершенствованию деятельности основных физиологических системорганизма - нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятияспортивными играми и упражнениямиспособствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятныеусловиядля воспитания дружеских отношений в коллективе.
Освоение элементовспортивныхигр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятийспортом.
Заниматьсяспортомв прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей вспортивныхсоревнованиях с целью достижения высокихспортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия вспортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Обучая детей элементамспортивных игр и упражнений, мы решаем следующиезадачи:
- формирование начальных представлений о некоторых видахспорта;
- формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементамиспорта,спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;
- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т. п.);
- обучение правильной технике выполнения элементовспортивных игр;
- воспитание положительных морально-волевых качеств вспортивных играх;
- формирование привычки к здоровому образу жизни.
Необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала поспортивным играм и упражнениямимеют свою специфику. Ихорганизациятребует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, специфики работы дошкольных учреждений.
Вспортивнойи педагогической литературе описано содержание, методика обученияспортивным упражнениям и элементам спортивных игр, однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулкуспортивноеоборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании.
Чем отличаютсяспортивные игры от спортивных упражнений.
Спорт. Игры-— самостоятельные видыспорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельныхспортсменов, и проводящиеся по определенным правилам.
2-ая младшая группа
Спортивные упражнения:
1. Кататься на трехколесном велосипеде по прямой, с поворотами, по кругу.
2. Ходить на лыжах ступающим шагом.
3. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.
4. Катать на санках кукол, друг друга, катание с невысоких горок.
Средняя группа
Спортивные упражнения:
1. Кататься на трехколесном и двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Выполнять повороты направо, налево.
2. Ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты направо, налево переступанием. Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой. Проходить на лыжах до 500м. Участвовать в играх на лыжахКарусель в лесу,Чем дальше, тем лучше,Воротца.
3. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.
4. Скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее, подниматься с санками на гору.
Старшая группа
Спортивные упражнения:
1. Катать друг друга на санках, кататься с горки по двое. Выполнять повороты на спуске.
2. Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения.
3. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1 – 2 км. Участвовать виграх:Кто первый повернется?,Слалом,Подними,Догонялки.
4. Самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево, направо. Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.
Элементыспортивных игр:
Баскетбол: Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.
Бадминтон: Отбивать волан ракеткой, направлять его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.
Футбол: Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов, закатывать в лунки, ворота. Передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.
Хоккей: Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.
Волейбол: Обучать элементамШколы мяча. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками снизу, от груди. Перебрасывать мяч через шнур, сетку вдаль из-за головы. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди через сетку.
Подготовительная группа
Спортивные упражнения:
1. Катание на санках: Поднимать во время спуска с горки заранее положенный предмет(кегля, флажок, снежок). Выполнять разнообразные игровыезадания: проехать в воротца, попасть снежком в цель, сделать поворот. Участвовать в играх – эстафетах с санками.
2. Скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и присев, на одной ноге, с поворотом. Скользить с невысокой горки.
3. Ходить скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину. Ходить попеременным двухшажным ходом(с палками). Проходить на лыжах 600 м в среднем темпе, 2 - 3 км в медленном темпе. Выполнять повороты переступанием в движении. Подниматься на горку лесенкой, елочкой. Спускаться с горки в низкой и высокой сойке, тормозить. Участвовать виграх:Шире шаг,Кто самый быстрый,Встречная эстафета,Не задень.
4. Ездить на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить. Свободно кататься на самокате.
Элементыспортивных игр:
Баскетбол: Передавать мяч друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте(на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.)и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу. Усвоить основные правила игры.
Футбол: передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
Хоккей(без коньков – на снегу, на траве): Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками(справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.
Бадминтон: Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке во время игры.
Элементы настольноготенниса: Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительныеупражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену. Подавать мяч через сетку после его отскока от стола.
Волейбол: Продолжать осваивать элементыШколы мяча,усложняя задания. Выполнять передачи мяча в парах, тройках двумя руками от груди, из-за головы. Перебрасывать мяч через сетку в парах и вдаль(как можно выше и сильнее). Передавать мяч через сетку в колоннах с переходом в конец своей и противоположной колонны. Играть в игрыУ кого меньше мячей,Пионербол,Мяч через сетку,Три на три,Лапта волейболистов,10 передач. Знакомить с правилами игры в волейбол по упрощенным правилам, обучать игре.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольниковспортивным играм и упражнениям являются организованные занятия. Основной целью таких занятий является ознакомление детей соспортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.
В детском саду обучение детейспортивным упражнениям и элементам спортивныхигр в основном проводится на занятиях по физической культуре вспортивном зале и на воздухе. Но это ни в коем случае не является узкоспециализированными тренировками.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обученияспортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить занятие. поэтому важно, чтобы оно содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.
Также необходимо учитывать сезонные и погодныеусловия.
В теплое время года отдаем предпочтение такимспортивным упражнениям как:
- игры с мячом(баскетбол, волейбол, футбол);
- бег(умеренный, быстрый, на выносливость);
- игры в кегли, городки;
- настольный теннис, бадминтон;
- езда на велосипеде, самокате.
Зимой – это:
- катание на санках;
- развлечение со снежками;
- скольжение по ледяным дорожкам;
- ходьба на лыжах;
- хоккей.
Прежде чем приступить к систематическому обучению детейспортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видамиспорта,спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на, школьный стадион,спортивную школу, рассмотреть иллюстрации. Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматьсяспортом.
Вторым этапом является накопление опыта общения спредметами: ракеткой, мячом, клюшкой, городками и т. д. Для этого вспортивныхуголках групп размещается данное оборудование и дается возможность самостоятельно манипулировать этими предметами.
Третий этап – обучениеспортивным упражнениям и элементам спортивных игр.
Спортивные игры и упражненияв дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. Утром, принимая детей, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те, которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно. Утром нецелесообразно использоватьспортивные игры,упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладении знаниями, навыками и умениями на занятиях. На дневной прогулке можно использоватьспортивные игры и упражненияс максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видовспорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулкеспортивным играм и упражнениямследует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня.В работе с дошкольниками можно использовать такиеспортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблением мышц. Этоспортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча и т. д. Именно такой характер имеют плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках,спортивные игры – бадминтон, настольный теннис, городки, баскетбол, волейбол.
Так как дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физическиеупражнения, предусмотренные программой, им нужна помощь инструктора и воспитателя. Поэтому педагог обязательно должен знать технику выполненияупражнений и элементов спортивных игр. Техника это способ выполнения движения для решения двигательной задачи. Детали техники это второстепенные особенности выполненияупражнения, которые могут изменяться, не нарушая основы техники.
Мини мастер классТехника владения мячом
Упражнения, подготавливающие к ведениюмяча:
1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.
2. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.
3. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему(произвольным способом).
4. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
5. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения
Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой, искреннее стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них. С детьми 4-5 лет инструктор – непременный участникспортивных мероприятий, особенно еслиупражнения не знакомы детям. Проводяспортивные упражнения с техническими усложнениями(например, отработка техники ходьбы на лыжах, езда на двухколесном велосипеде) инструктор должен все время принимать участие в них. Если необходимо показать образец умения играть, педагог может сам вступить в игру. Такое участие вызывает у детей доверие к педагогу, вызывает их симпатию и уважение к взрослому, а иногда является главным мотивом участия в игре.
Спортивныеигры в детском саду могут использоваться не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и как форма развития способностей, наклонностей и природных задатков ребенка.
Отмечается положительное воздействиеспортивных игр и упражненийна детей с ограниченными социальными контактами, детей с речевыми нарушениями, а также повышенной тревожностью. Наряду с этим, также снимается психологический барьер, расширяются представления об окружающей действительности, а также развиваются навыки культуры поведения и культуры общения.
Необходимо еще раз отметить, что каждый педагог самостоятельно выбираетспортивные игры и упражненияи способы формирования тех или иных движений предусматриваемые игровой деятельностью в соответствии педагогическимиусловиямии педагогическими особенностями воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, а также его предметно-развивающей среды.