Спортивный час, как педагогическая технология социализации дошкольного возраста | Зубкова Надежда Альбертовна. Работа №319429
Спортивный час является современной педагогической технологией социализации дошкольного возраста, так как дети нуждаясь в активном движении, во время проведения спортивного часа не только совершенствуют свои физические навыки и умения, но и самовыражаются, и попимо всего этого, дети развиваются умственно, и данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Принимая участие в играх Спортивного часа, дети изучают правила игры, какие нужны атрибуты для игры, и в дальнейшем дети учатся самостоятельно организовывать игры.
Спортивный час
Опыт реализации технологии социализации «Спортивный час»
Данная практика базируется на технологиях эффективной социализации детей дошкольного возраста Н.П. Гришаевой.
Цель: совершенствовать двигательную активность детей на основе формирования потребности в движении. ИЛИ Приобретение двигательного опыта, формирование социально-коммуникативных навыков, навыков ЗОЖ и саморегуляции поведения.
Задачи:
- дать возможность детям в свободной деятельности продемонстрировать те навыки, которые они получили в совместной образовательной деятельности;
- развивать навыки саморегуляции поведения;
- формировать умения планировать свои действия, находить себе партнера, оценивать результаты;
- проявлять интерес к физической культуре и спорту;
- развивать социальные компетенции, в том числе воспитывать у детей самостоятельность и ответственность.
Актуальность
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности дошкольника. Множество социальных ситуаций проигрываются в спортивной деятельности (игре), это позволяет ребенку нарабатывать для себя жизненный опыт. Также, актуальность определяется задачей образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО, которая направлена на формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, овладение элементарными нормами и правилами ЗОЖ.
Наблюдая за детьми в группах, на занятиях физ.культуры, за их действиями, интересами, пришла к выводу, что большинство детей, перемещаясь в группе подходят к спортивному уголку, предлагают друг другу поиграть в подвижные игры. На занятиях по физ.культуре детям не хватает времени поиграть, т.к. само занятие включает в себя: построение, вводная часть, ору, основная часть, а на игру уделяется не совсем много времени, так как хотелось бы детям. А ведь каждый ребенок хочет принять активное участие в игре, принять на себя роль водящего (быть волком, медведем, цаплей и т.д.) В связи с этим я пришла к выводу, что дети нуждаются в игре и в двигательной активности, но не всегда могут организовать игру и соблюдать правила. Спортивный час помог нам решить эти проблемы.
Спортивный час заключается в том, что один раз в неделю дети старшего дошкольного возраста имеют возможность заняться двигательной активностью одновременно и самостоятельно.
Этапы/длительность:
1) подготовительный (5-7 мин): выбор игры, вспоминание правил, определение атрибута для данной игры, распределение ролей.
2) основной (20-30 мин): прохождение игры (квест, соревнования, и т.д.)
3) заключительный (рефлексия) (5-7 мин): подведение итогов, обсуждение вопросов: Чему я научился сегодня? Кому ты сегодня помог? Научил чему-то? Что удалось? Что бы ты хотел, чтобы было на следующем «Спортивном часе»?
Дети активно и с удовольствием обсуждают свои впечатления, предлагают друг другу др.варианты двигательной деятельности.
Виды/типы «Спортивного часа»:
1) Тематический (квест, военно-спортивные игры, игры народов мира)
2) Деятельностный (соревнование м/у группами, либо одной возрастной группы)
3) самостоятельный ( дети сами планируют и проводят «Спортивный час», используя подготовленный материал. Или выбирают занятия на свой выбор (скакалка, мяч, обручи)
4) творческий ( привлечение детей старшего дошкольного возраста к проведению Спортивного часа в младших и средних группах).
Спортивный час позволяет :
-привлечь детей к регулярным занятиям физ.культурой
- ЗОЖ
- создать условия для раскрытия физ.способностей и возможностей детей
- объединять детей в коллективе.
Двигательная активность во время Спортивного часа не только укрепляет здоровье, улучшает физ.развитие, формирует двигательные навыки, но и помогает детям лучше ориентироваться в пространстве, формирует такие качества как самоконтроль, ответственность, самостоятельность, умение договариваться, взаимодействовать в паре, соблюдать правила. Практика проведения Спортивного часа дает дополнительные возможности и для формирования социальных компетенций дошкольников в разновозрастных сообществах детей.
На сегодняшний день я вижу что детям нравится спортивный час, у них повышается интерес к физическим упражнениям. В теплое время года, когда позволяет погода, Спортивный час проводится на улице, на участке по тем же правилам. Воспитатели активно вовлечены в данный процесс, больше внимания уделяют привлечению не только детей, но и родителей к ЗОЖ. Активно используется дополнительное оборудование, сделанное «своими руками». Детям Спортивный час очень нравится, с нетерпением ждут следующего.