СПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ - УСЛОВИЕ ЕГО УСПЕШНОЙ УЧЁБЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ | Ефремова Ангелина. Работа №341874
Автор статьи раскрывает проблему неумения организовывать самостоятельную работу студентами и предложила пути (правила) формирования этого умения. Исходя из своего опыта и проведённых наблюдений, она делится идеями-находками, которыми в доступной форме могут воспользоваться не только обучающиеся колледжей, но и начинающие специалисты, и предлагает определить сформированность умения поряду показателей. Аудитория статьи обширная - студенты, педагоги, специалисты, родители, старшие школьники.
Ключевые слова: самостоятельная работа, планирование, сформированность.
СПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ - УСЛОВИЕ ЕГО УСПЕШНОЙ УЧЁБЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Ефремова Ангелина Сергеевна
студентка 2 курса
ГАПОУ Новосибирской области
"Татарский педагогический колледж",
г. Татарск, Россия
Е-mail: efremova2901.ne@mail.ru
Аннотация
Актуальность и цель
Автор статьи раскрывает проблему неумения организовывать самостоятельную работу студентами и предложила пути (правила) формирования этого умения. Исходя из своего опыта и проведённых наблюдений, она делится идеями-находками, которыми в доступной форме могут воспользоваться не только обучающиеся колледжей, но и начинающие специалисты, и предлагает определить сформированность умения поряду показателей. Аудитория статьи обширная - студенты, педагоги, специалисты, родители, старшие школьники.
Ключевые слова: самостоятельная работа, планирование, сформированность.
Чем старше становится человек, тем больше ему приходится действовать самостоятельно. Он проходит путь от умения самостоятельно выполнять незначительную бытовую деятельность (умываться, принимать пищу, идти в школу и др.) до умения организовать свою учебную деятельность, а далее - и профессиональную. Анализируя своё студенческое окружение, я пришла к выводу, что, к сожалению, многие из нас не могут не только организовать свою самостоятельную деятельность, но и выполнять самостоятельно задания без непосредственного участия взрослого (учителя). Я решила изучить эту проблему и выработать некоторые правила, которые бы позволили мне и другим студентам организовывать свою самостоятельную работу, управлять временем, искать и использовать информацию, управлять своими ресурсами и организовывать свое рабочее пространство и расписание, потому что эти навыки являются важными для достижения успеха в учебе и в будущей профессиональной жизни.
Под самостоятельной работой я понимаю разную индивидуальную, групповую и коллективную деятельности, осуществляемые нами, студентами, на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя. Роль преподавателя – организация познавательной деятельности студентов. Студент сам осуществляет познание. [2]
Большинству моих сверстников знакома ситуация, когда лень готовиться к занятиям, трудно запомнить важную информацию, страшно переспросить учителя, если чего-то не понял и др. При этом почти всем очевидно, что дальше — хуже, пробелы в знаниях накапливаются как снежный ком, успеваемость снижается, а в результате пропадает интерес к обучению и появляется ежедневный стресс. Часто это происходит от неумения планировать своё время. Отсюда первое правило: организацию самостоятельной работы необходимо начинать с правильного планирования. Я на листке прописывала задачи на день, чтобы эффективно провести свое время. При выполнении учебных заданий составляла алгоритм их выполнения. Кому-то удобнее работать с чек-листами, когда есть возможность вычеркнуть выполненную задачу. При этом важно учитывать свои сильные и слабые стороны, а также время, которое необходимо для выполнения каждой задачи. План должен быть реалистичным и гибким, чтобы можно было вносить коррективы в случае изменения обстоятельств.Когда я научилась планировать, поняла, какие каналы восприятия у меня ведущие, что меня отвлекает, а что вдохновляет, мне стало легче учиться.
В настоящее время не существует универсального способа учиться эффективно. Каждому нужен свой формат. Учиться можно в группе или дома, самостоятельно или с чьей-то помощью, можно смотреть обучающие видео, искать информацию в интернете, ходить на групповые занятия или к репетитору. Эффективным способом для каждого будет свой. И важно понимать, что если долгое время мы занимаемся чем-то и не получаем результатов — равно как и удовольствия, — то нужно поменять способ овладения навыками. Второе правило: тренируйте концентрацию внимания, память, чтобы научиться, во-первых, быстро приступать к выполнению задачи, а во-вторых, не отвлекаться, воспитывайте самомотивацию. Эти навыки помогают не только в учебе, но и в жизни. Важно не останавливаться на достигнутом, а постоянно развивать разные каналы восприятия, проводить эксперименты и даже игры.Надо найти подходящие способы эффективного обучения, не останавливаться в своих знаниях. Однако, само по себе этого недостаточно. Третье правило: дисциплина и последовательность. Студент должен быть дисциплинированным и последовательно выполнять свои планы. Для этого можно использовать различные методы и стратегии, такие как создание ежедневного расписания, установление приоритетов, использование техник временного учета и т.д. Четвёртое правило: убрать отвлекающие факторы. Нам, молодому поколению, необходимо научиться отказываться от отвлекающих факторов, таких как социальные сети, телевизор, и т.д., и своевременно сосредоточиваться на выполнении поставленных задач.
В ходе работы над проблемой у меня появились интересные идеи-находки:
-повысить мотивацию легче в группе студентов, которые столкнулись с такой же проблемой и успешно её решили. Эта группа буквально подталкивает вас к тому, чтобы двигаться вперёд;
-нужно ценить сотрудничество и командную работу. Это научит искать помощи и руководства, а также предлагать помощь, когда это необходимо;
-как можно чащенужно проявлять инициативу и решать самим, когда, как и чему учиться. Это поможет сформировать чувство ответственности за результаты своей деятельности;
-необходимо активнозадавать вопросы, проявлять любознательность. В результате научишься задавать главные вопросы, которые значительно сэкономят время при выполнении поставленных задач;
-установить собственные стандарты обучения. Независимо от оценок, измерять свой прогресс в соответствии с личными учебными целями. Результат – повышенная внутренняя мотивация;
- развивать позитивный настрой, быть благодарным и признательным за все усилия, которые вкладываешь в свое образование. Это сохранит здоровье и позволит успешно двигаться к поставленным целям.
В итоге я нашла показатели сформированности умения самостоятельно работать:
-сама ставлю цель;
-сама действую;
-сама получаю результат;
-сама отвечаю за результат.
Путь формирования умения таков: устудентов от самостоятельного осуществления учебной деятельности (умение самостоятельно учиться), аспециалистов от самостоятельно принятого решения и самостоятельного выполнения задач профессиональной деятельности –до ответственности за полученный результат. Сформированные умения дают возможность стать более независимым, ответственными и самодостаточным.
Список литературы:
Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: учеб
.
п
особие. - Ростов
н
/Д
:
МарТ
, 2002. - 217 с.
Федчишин
Ю.И. Самостоятельная работа
обучаемых
и ее место в учебном процессе. Организация электронного обучения (
e-learning
) в вузе: Сб.
науч
. статей/Под общ
.
р
ед. Н.Н.
Снеткова
: МЭСИ, ЯФ МЭСИ. – Ярославль: Изд-во ЯФ МЭСИ, 2006. – С. 94–99.