Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Способы формирования читательской грамотности на уроках русского и литературы | Дурцева Ольга Владимировна. Работа №345547

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена способам формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Рассматриваются различные подходы и методы, направленные на развитие навыков критического мышления, анализа текстов и интерпретации литературных произведений. Приводятся примеры практической реализации данных методов в образовательном процессе, а также подчеркивается важность читательской грамотности для общего развития учащихся.

Ключевые слова: читательская грамотность, русский язык, литература, методы обучения, критическое мышление, анализ текста.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО И ЛИТЕРАТУРЫ
Дурцева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы
МОУ ООШ с. Крутец
Аннотация: Статья посвящена способам формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Рассматриваются различные подходы и методы, направленные на развитие навыков критического мышления, анализа текстов и интерпретации литературных произведений. Приводятся примеры практической реализации данных методов в образовательном процессе, а также подчеркивается важность читательской грамотности для общего развития учащихся.
Ключевые слова: читательская грамотность, русский язык, литература, методы обучения, критическое мышление, анализ текста.
Читательская грамотность является важной составляющей общего образования и представляет собой умение понимать, интерпретировать и оценивать тексты, а также применять полученные знания на практике. В условиях современного образовательного процесса, насыщенного информацией, формирование этих навыков становится особенно актуальным. Уроки русского языка и литературы предоставляют учителям широкие возможности для работы над читательской грамотностью учащихся, что требует применения разнообразных методов и подходов.
Одним из основных способов формирования читательской грамотности является использование анализа текста. Учителя могут применять различные стратегии, начиная от простого понимания содержания произведения до более глубокого анализа его структуры, стиля и тематики. Например, при изучении произведений классической литературы, таких как Тихий Дон Михаила Шолохова, учитель может предложить учащимся ответить на вопросы о мотивации поступков персонажей, их внутреннем мире и социальных обстоятельствах. Это способствует не только более глубокому пониманию текста, но и развитию критического мышления.
Интерактивные методы обучения, такие как работа в группах и парах, также играют важную роль в формировании читательской грамотности. Совместный анализ текстов позволяет учащимся обмениваться мнениями, задавать вопросы и развивать свои идеи. Например, учащиеся могут разбиться на группы и подготовить презентации по различным аспектам изучаемого произведения, а затем представить их классу. Это не только углубляет понимание текста, но и развивает навыки публичного выступления и командной работы.
Кроме того, важно вводить элементы проектной деятельности. Создание проектов, связанных с анализом литературных произведений или историей их написания, помогает учащимся более активно включаться в процесс изучения. Например, проект на тему Жизнь и творчество Льва Толстого может включать исследования биографии писателя, анализ его произведений и обсуждение их влияния на современность. Учащиеся могут создавать мультимедийные презентации, видеоролики или даже театральные постановки, что делает процесс обучения более увлекательным и разнообразным.
Использование технологий способствует развитию читательской грамотности. В современном мире информационные технологии играют значительную роль в образовании. Учителя могут использовать онлайн-платформы для организации дистанционного обучения, где учащиеся смогут взаимодействовать с текстами в цифровом формате. Например, использование интерактивных заданий и тестов позволяет учащимся проверять свои знания и понимание произведений в удобной форме. Также стоит обратить внимание на ресурсы, такие как электронные библиотеки, где учащиеся могут получить доступ к разнообразным текстам и дополнительным материалам.
Чтение в классе является важным инструментом формирования читательской грамотности. Учитель может организовать совместное чтение произведений, где учащиеся будут читать текст вслух, а затем обсуждать его. Это позволяет не только улучшить навыки чтения, но и развить эмоциональную вовлеченность к материалу. Например, чтение стихотворений Александра Блока может быть сопровождаться обсуждением его тематики и образности, что поможет учащимся глубже понять поэтический язык.
Важно развивать у учащихся навыки интерпретации текстов. Учителя могут использовать различные методы, такие как создание литературных отзывов или эссе, где учащиеся будут выражать свои мысли и впечатления о произведениях. Это не только развивает письменную грамотность, но и способствует формированию личного отношения к литературе. Учащиеся могут делиться своими мыслями о том, как произведение отразило их собственный опыт или актуальные проблемы современности.
Кроме того, работа с визуальными текстами, такими как графические романы или иллюстрации к произведениям, помогает развивать читательскую грамотность. Учителя могут использовать эти материалы для обсуждения, как визуальные элементы влияют на восприятие текста и помогают передать его смысл. Это создает дополнительные возможности для анализа и интерпретации, что особенно актуально в условиях современного медийного пространства.
Также важно уделять внимание культурному контексту произведений, что способствует более глубокому пониманию текста. Учитель может организовать занятия, посвященные историческим событиям, социальным условиям и культурным особенностям, связанным с изучаемым произведением. Например, обсуждение исторического фона романа Анна Каренина Льва Толстого может помочь учащимся лучше понять конфликт персонажей и их мотивы. Это не только развивает читательскую грамотность, но и способствует формированию у учащихся широкого кругозора.
В заключение, формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы является одной из важнейших задач современного образования. Применение разнообразных методов и подходов, таких как анализ текста, проектная деятельность, использование технологий и работа с визуальными текстами, позволяет создать условия для активного участия учащихся в образовательном процессе и способствует развитию их критического мышления и анализа. Важно помнить, что читательская грамотность — это не только умение понимать тексты, но и способность оценивать их, интерпретировать и применять полученные знания в жизни.
Список литературы
Акулова К.Д., Харлова Н.М. Пути формирования читательской грамотности на уроках русского языка в средней школе // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2022. №3 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-v-sredney-shkole
Ващенко И.И., Виноградова М.А., Черников О.А. Проблемы овладения читательской грамотностью у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы // Символ науки. 2022. №12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ovladeniya-chitatelskoy-gramotnostyu-u-obuchayuschihsya-srednego-zvena-obscheobrazovatelnoy-shkoly
Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Проблемы оценки и формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. №2 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-i-formirovaniya-funktsionalnoy-chitatelskoy-gramotnosti-uchenikov-osnovnoy-shkoly
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×