Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Способы формирования финансовой грамотности старших школьников при обучении математике | Протасова Оксана Михайловна. Работа №350240. Номер работы: №350240

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы интеграции финансовой грамотности в процесс обучения математике старших школьников. Финансовая грамотность становится неотъемлемой частью современного образования, обеспечивая обучающихся знаниями и навыками для принятия обоснованных финансовых решений. В статье представлены примеры задач и практических заданий, направленных на формирование основ финансовой грамотности, таких как расчет процентов, управление бюджетом, анализ кредитных условий и инвестиционных решений.

Ключевые слова: финансовая грамотность, математика, старшие школьники, проценты, бюджет, кредит, инвестиции, математическое образование.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

 

Протасова Оксана Михайловна, учитель математики

МБОУ “СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №62 имени А.Я. Опарина”, Кировская область г. Киров

 

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы интеграции финансовой грамотности в процесс обучения математике старших школьников. Финансовая грамотность становится неотъемлемой частью современного образования, обеспечивая обучающихся знаниями и навыками для принятия обоснованных финансовых решений. В статье представлены примеры задач и практических заданий, направленных на формирование основ финансовой грамотности, таких как расчет процентов, управление бюджетом, анализ кредитных условий и инвестиционных решений.

Ключевые слова: финансовая грамотность, математика, старшие школьники, проценты, бюджет, кредит, инвестиции, математическое образование.

 

Финансовая грамотность становится важнейшим навыком для современного человека, и старшая школа – ключевой период, когда учащиеся начинают сталкиваться с реальными финансовыми ситуациями. Задача учителя математики – помочь учащимся развить не только математические знания, но и навыки управления личными финансами, что позволяет сформировать более ответственный подход к финансам. Применение элементов финансовой грамотности в обучении математике делает учебный процесс более актуальным и интересным для учеников, помогает осознать ценность знаний, получаемых на уроках.

Проценты и сложные проценты

Одним из базовых понятий в финансовой грамотности является процент. Умение рассчитывать проценты помогает учащимся понимать природу займов, кредитов, вкладов и инвестиций. В рамках уроков математики можно рассматривать такие вопросы, как:

Простые проценты. Например, учащимся предлагается рассчитать доход по вкладу с простой процентной ставкой, что знакомит их с основами банковских операций.

Сложные проценты. Изучение сложных процентов позволяет учащимся понять, как формируется сумма кредита или доход от долгосрочных вложений, в частности, при расчёте ипотечных займов или инвестиций.

Пример задачи

Предложите учащимся решить задачу: «Клиент инвестировал 1000 рублей на депозит с годовой ставкой 5%. Сколько он получит через 5 лет, если проценты начисляются ежегодно?» Такая задача наглядно иллюстрирует, как работает механизм сложных процентов и как важен грамотный подход к финансам в долгосрочной перспективе.

Составление и анализ личного бюджета

Для формирования финансовой грамотности полезно обучать старшеклассников основам управления личным бюджетом. Учащиеся могут на практике применять арифметические действия для анализа доходов и расходов, составления простого бюджета и прогноза на месяц.

Учитель может предложить учащимся распределить условный месячный доход, учитывая обязательные и желаемые расходы, а затем проанализировать возможные финансовые решения. Подобные задания развивают у учащихся навык планирования и рационального расходования средств.

Пример задачи

Задача может звучать так: «Вы зарабатываете 10 000 рублей в месяц. Ваши основные расходы включают 4000 рублей на еду, 2000 рублей на транспорт и 1000 рублей на развлечения. Сколько вы сможете откладывать ежемесячно?» Это учит школьников приоритизировать и распределять ресурсы.

Кредиты и займы

Одной из актуальных тем является знакомство с основами кредитования. В старших классах ученики могут изучить, как формируются платежи по кредиту, научиться оценивать кредитные условия и понимать, как проценты влияют на итоговую сумму переплаты. Это особенно полезно в условиях, когда молодые люди, не имея достаточных знаний о кредитах, могут оказаться в затруднительном финансовом положении.

Учитель может предложить задачи, где учащимся нужно рассчитать сумму переплаты по кредиту с учётом процентной ставки и срока займа.

Пример задачи

Предложите задачу: «Вы берёте кредит в размере 50 000 рублей на срок 2 года под 10% годовых. Рассчитайте общую сумму, которую вам придётся выплатить банку, и сумму переплаты». Это задание помогает школьникам понять влияние процентных ставок и срока кредита на общую сумму долга.

Основы инвестиций и риск-менеджмент

Для старшеклассников важно понимать основы инвестирования и распределения рисков. Учителя математики могут объяснять принципы составления инвестиционного портфеля и обсуждать такие понятия, как диверсификация и доходность. Задачи могут включать сравнение разных видов инвестиций, таких как вклады, акции и облигации, с целью показать, что доходность и риск могут варьироваться в зависимости от типа вложения.

Пример задачи

Задача может быть следующей: «Инвестор вложил 10 000 рублей в акции одной компании, доходность которых составила 8% в первый год и 5% во второй. Какой общий доход получит инвестор за 2 года?» Подобное задание учит школьников оценивать изменения доходности и рассчитывать прибыль, учитывая реальные условия.

Интеграция финансовых задач в учебный процесс

Интеграция финансовых задач в учебный процесс математики может происходить на регулярной основе. Учитель может организовать работу над проектами, где школьники разрабатывают личный бюджет, анализируют условия кредитов или рассчитывают доходность инвестиций. Также эффективными являются групповые задания и обсуждения, где школьники могут обмениваться своими решениями, учиться оценивать альтернативные подходы и критически оценивать финансовые предложения.

Формирование финансовой грамотности у старшеклассников в рамках уроков математики способствует созданию практической образовательной среды, ориентированной на реальную жизнь. Изучение финансовых вопросов помогает учащимся не только лучше понимать учебный материал, но и развивает важные навыки для успешной жизни. Методы, описанные в данной статье, направлены на то, чтобы старшеклассники не только освоили основные математические знания, но и приобрели уверенность в управлении своими финансами, что станет основой для их дальнейшего успешного финансового поведения.

 

Список литературы

Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Прохорова Мария Петровна Роль математики в процессе формирования финансовой грамотности школьников // Проблемы современного педагогического образования.

2023. №81-3. URL: https:/

/cyberleninka.ru/article/n/rol-matematiki-v-protsesse-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov

Правоткина К. С. Готовность учителей математики к формированию основ финансовой грамотности у обучающихся средней школы // Инновационная наука.

2023. №5-

1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-uchiteley-matematiki-k-formirovaniyu-osnov-finansovoy-gramotnosti-u-obuchayuschihsya-sredney-shkoly

Седова Е. А. Вопросы финансовой грамотности в школьном математическом образовании // Отечественная и за

рубежная педагогика. 2017. №2 (37).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-finansovoy-gramotnosti-v-shkolnom-matematicheskom-obrazovanii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×