Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Способы формирования и повышения мотивации у студентов | Пириева Ольга Владимировна. Работа №350921. Номер работы: №350921

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Мотивация является одним из ключевых факторов успешного обучения студентов в системе среднего профессионального образования (СПО). Правильное формирование мотивации у студентов способствует не только повышению качества их знаний и навыков, но и развитию их личной и профессиональной ответственности, подготовленности к будущей трудовой деятельности. В статье рассмотрены различные подходы и методы, которые могут быть использованы преподавателями СПО для повышения мотивации у студентов. Анализируются как традиционные методы, так и более инновационные практики, направленные на вовлечение студентов в учебный процесс. Особое внимание уделено важности создания мотивационного климата в учебной группе и роли преподавателя как наставника и вдохновителя. Рассматриваются примеры успешных практик из учебных заведений, а также теоретические аспекты мотивации, которые могут быть полезны преподавателям СПО.

Ключевые слова: мотивация студентов, методы мотивации, система образования СПО, педагогическая деятельность, учебный процесс, личностная мотивация, активные формы обучения, профессиональная подготовка, инновационные методы.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ
Пириева Ольга Владимировна, преподаватель
Министерство Смоленской области по образованию и науке Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Техникум отраслевых технологий
Аннотация: Мотивация является одним из ключевых факторов успешного обучения студентов в системе среднего профессионального образования (СПО). Правильное формирование мотивации у студентов способствует не только повышению качества их знаний и навыков, но и развитию их личной и профессиональной ответственности, подготовленности к будущей трудовой деятельности. В статье рассмотрены различные подходы и методы, которые могут быть использованы преподавателями СПО для повышения мотивации у студентов. Анализируются как традиционные методы, так и более инновационные практики, направленные на вовлечение студентов в учебный процесс. Особое внимание уделено важности создания мотивационного климата в учебной группе и роли преподавателя как наставника и вдохновителя. Рассматриваются примеры успешных практик из учебных заведений, а также теоретические аспекты мотивации, которые могут быть полезны преподавателям СПО.
Ключевые слова: мотивация студентов, методы мотивации, система образования СПО, педагогическая деятельность, учебный процесс, личностная мотивация, активные формы обучения, профессиональная подготовка, инновационные методы.
Формирование и повышение мотивации студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Несмотря на наличие множества факторов, влияющих на успех в обучении, именно мотивация играет определяющую роль в достижении высоких результатов. Мотивация влияет не только на восприятие учебного материала, но и на отношение студентов к своей будущей профессии, на их желание развиваться и совершенствоваться. В связи с этим, преподаватели, работающие в системе СПО, сталкиваются с необходимостью применения различных методов и приемов для повышения уровня мотивации у своих студентов.
Прежде чем приступить к анализу способов повышения мотивации, необходимо понять, что же такое мотивация и какие виды мотивации существуют. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к деятельности. В контексте образовательного процесса мотивация студентов может быть как внутренней, так и внешней. Внутренняя мотивация связана с личным интересом и увлечением студентом своей специальностью, стремлением к самореализации, желанием обрести профессиональные навыки и компетенции. Внешняя мотивация включает в себя факторы, такие как стремление к высокой оценке, материальные стимулы, социальное признание, возможность получения диплома и трудоустройства. Для успешного обучения необходимо эффективно сочетать оба типа мотивации, используя разнообразные методы воздействия на студентов.
Одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации является использование активных методов обучения. Активные методы включают в себя проектную и проблемную деятельность, дискуссии, групповую работу, симуляции, ролевые игры, кейс-методы и другие. Эти методы позволяют студентам не только усваивать теоретический материал, но и развивать практические навыки, что повышает их заинтересованность в процессе обучения. В частности, использование проектной деятельности в рамках СПО способствует формированию у студентов профессиональной направленности, помогает развивать навыки коллективной работы, инициативности и ответственности. Кроме того, в процессе работы над проектами студенты могут более глубоко осознавать практическое значение получаемых знаний.
Проблемное обучение является эффективным методом повышения мотивации. Этот метод основан на том, что студенты сталкиваются с реальной проблемой или ситуацией, решение которой требует применения знаний и навыков, полученных в ходе учебного процесса. Проблемные задания могут быть связаны с реальными ситуациями в профессиональной деятельности, что делает их более значимыми и интересными для студентов. При этом студентам дается возможность самостоятельно искать пути решения проблемы, что развивает их критическое мышление и стимулирует желание разобраться в материале на более глубоком уровне.
Не менее важным аспектом является использование персонализированного подхода к каждому студенту. Каждый студент имеет свои особенности восприятия и уровня подготовки, что означает необходимость индивидуальной мотивации. Преподаватели должны уметь выявлять сильные и слабые стороны своих студентов, создавать условия для их успешного обучения, а также учитывать их интересы и потребности. Важно, чтобы студенты ощущали внимание со стороны преподавателя, знали, что их мнение и успехи важны. Таким образом, создается атмосфера взаимного уважения, что способствует повышению мотивации к обучению. Также немаловажным является признание достижений студентов, будь то в виде похвалы за успешное выполнение работы или благодарности за инициативность.
Еще одним действенным способом формирования мотивации является использование элементов геймификации. В последние годы геймификация, то есть применение игровых элементов в образовательном процессе, становится все более популярной. Это может быть как элементарная система баллов и наград, так и более сложные игровые сценарии, включающие создание виртуальных миссий, уровней и наград. Геймификация помогает сделать обучение более увлекательным и захватывающим, а также создает дополнительные стимулы для студентов. Студенты начинают воспринимать процесс обучения не как скучную и рутинную работу, а как увлекательное и интересное задание, в котором они могут проявить себя и получить за это вознаграждение.
Не менее важным способом повышения мотивации является вовлечение студентов в процесс самооценки и саморегуляции. Это дает студентам возможность взять на себя ответственность за собственное обучение, осознавать свои достижения и трудности, а также принимать участие в планировании своей учебной деятельности. Методики самооценки помогают студентам более четко понять свои сильные стороны и области для улучшения, а также разрабатывают навыки самоконтроля и самоорганизации. Это особенно важно в системе СПО, где обучение часто ориентировано на развитие профессиональных навыков, требующих высокого уровня самостоятельности и ответственности.
Важную роль в мотивации студентов играет организация внеучебной работы. Студенты часто становятся более заинтересованными в учебном процессе, если он связан с реальными практическими задачами, которые они решают в рамках стажировок, практик, проектов, лабораторных и практических работ. Такие виды деятельности позволяют студентам прикоснуться к реальному миру профессии, увидеть, как знания и навыки применяются на практике. Они могут увидеть прямую связь между теоретическими знаниями и реальной профессиональной деятельностью, что способствует развитию их мотивации.
Кроме того, создание здоровой психологической атмосферы в учебной группе также способствует повышению мотивации студентов. Преподаватель, который умеет создать атмосферу доверия и уважения, может значительно повлиять на вовлеченность студентов в учебный процесс. Важно, чтобы студенты чувствовали поддержку со стороны преподавателя, а также могли открыто обсуждать возникающие трудности и проблемы.
Примеры успешного применения этих методов можно найти в различных учреждениях СПО. Например, в одном из колледжей преподаватели начали использовать проектный метод для обучения студентов на практике. Студенты, работая в группах, разрабатывали проекты, связанные с реальными задачами в области их будущей профессии. Это не только повышало их мотивацию, но и развивало профессиональные компетенции. В другом техникуме активно используются элементы геймификации: студенты за выполнение определенных заданий получают виртуальные баллы, которые могут обменивать на дополнительные привилегии или награды. Эта система значительно увеличила активность студентов на занятиях и их заинтересованность в учебном процессе.
Таким образом, повышение мотивации студентов в системе среднего профессионального образования требует применения различных методов, ориентированных на личностные и профессиональные интересы студентов. Активные методы обучения, индивидуализированный подход, элементы геймификации, проектная деятельность и вовлечение студентов в практическую работу — все эти методы помогают создать у студентов заинтересованность и ответственность за собственное обучение. Важно помнить, что мотивация — это не статичная величина, а процесс, который необходимо поддерживать и развивать на протяжении всего образовательного процесса.
Список литературы
Ведута О.В. Особенности формирования профессиональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-professionalnoy-motivatsii-studentov-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
Ведута О.В. Педагогическая работа по формированию учебной мотивации студентов на начальном этапе обучения в учреждениях профессионального образования // Вестник ТГПУ. 2016. №8 (173). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-rabota-po-formirovaniyu-uchebnoy-motivatsii-studentov-na-nachalnom-etape-obucheniya-v-uchrezhdeniyah
Новикова Т.Н. Повышение уровня учебной мотивации студентов // Наука и образование сегодня. 2018. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-urovnya-uchebnoy-motivatsii-studentov
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×