Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Способы формирования коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка | Данилова Ирина Александровна. Работа №342519. Номер работы: №342519

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка. Рассматриваются основные приемы и методы, которые способствуют развитию у школьников навыков общения, умения выразительно и грамотно излагать свои мысли, активно взаимодействовать в процессе учебной и внеурочной деятельности. В статье также предложены примеры упражнений и заданий, направленных на совершенствование коммуникативных умений.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, русский язык, методы обучения, диалог, навыки общения, речевая деятельность, школьники

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Данилова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Лицей № 14 «Лидер», г. о. Горловка», ДНР

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка. Рассматриваются основные приемы и методы, которые способствуют развитию у школьников навыков общения, умения выразительно и грамотно излагать свои мысли, активно взаимодействовать в процессе учебной и внеурочной деятельности. В статье также предложены примеры упражнений и заданий, направленных на совершенствование коммуникативных умений.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, русский язык, методы обучения, диалог, навыки общения, речевая деятельность, школьники.

 

Современная образовательная система ориентирована на формирование всесторонне развитой личности, способной не только владеть знаниями, но и эффективно применять их в повседневной жизни. Важным аспектом образования является развитие коммуникативной компетенции — умения свободно и грамотно общаться, выражать свои мысли, понимать собеседника и адекватно реагировать на его речь. Для учителя русского языка это одна из ключевых задач, так как владение родным языком является базовой составляющей общей грамотности и успешной социализации ученика.

Коммуникативная компетенция — это способность использовать язык в различных речевых ситуациях, быть понятным и адекватным в общении с другими людьми. Включает такие аспекты, как правильное и точное выражение мыслей, грамотное использование языковых средств, понимание чужих высказываний, умение вести диалог, участвовать в дискуссиях, а также способность адекватно реагировать на мнения других людей.

В процессе формирования коммуникативной компетенции у обучающихся важную роль играют уроки русского языка, где закладываются основы грамотного и выразительного общения.

Одним из самых эффективных методов развития коммуникативных умений является диалог. Диалогическое общение помогает ученикам научиться выстраивать логичные высказывания, реагировать на реплики собеседников и корректировать свою речь в зависимости от контекста. Учитель может использовать диалоги как на уроках, так и в форме домашних заданий, например, предложить ученикам написать диалог между литературными героями или на заданную тему.

Организация дискуссий и дебатов помогает не только улучшить навыки общения, но и развить критическое мышление, способность отстаивать свою точку зрения, слушать и анализировать аргументы других. Важно, чтобы учитель создавал комфортную и дружелюбную атмосферу, где каждый школьник может свободно высказываться и чувствовать, что его мнение важно.

Использование ролевых игр также способствует развитию коммуникативных навыков. Например, ученики могут разыгрывать ситуации из жизни, в которых требуется ведение переговоров, обсуждение вопросов или решение конфликтов. Это поможет им применять речевые навыки в реальных условиях и научиться эффективно взаимодействовать с окружающими.

Работа в группах развивает умение сотрудничать, договариваться, находить компромиссные решения и ясно выражать свои мысли. Обучающиеся могут совместно готовить презентации, проекты или анализировать тексты, обсуждая свои идеи в группе и представлять результаты коллективного труда всему классу.

Развитие письменной речи также играет важную роль в формировании коммуникативной компетенции. Эссе, сочинения и другие письменные работы помогают ученикам осмыслить и структурировать свои мысли, выразить их с помощью соответствующих лексических и грамматических средств. Учитель может предложить темы, которые побуждают учеников к размышлениям и выражению личной позиции. Например, можно предложить учащимся составить диалог между двумя героями из прочитанного произведения, которые обсуждают важную для сюжета проблему. Это упражнение поможет школьникам освоить логику диалогической речи и использовать правильные речевые средства для выражения своих мыслей.

Учитель играет ключевую роль в развитии коммуникативных навыков учащихся. Он не только организует учебный процесс, но и выступает в роли фасилитатора, который помогает ученикам находить собственные пути решения задач, развивает их уверенность в себе и желание общаться. Уроки русского языка — это не просто освоение грамматики и правил орфографии, это также пространство для обсуждений, обмена идеями и развития личностных качеств.

Таким образом, формирование коммуникативных компетенций — важнейшая задача современного образования. Занятия по русскому языку предоставляют широкие возможности для развития этих умений через диалоги, дискуссии, ролевые игры и письменные работы. Использование разнообразных методов и приемов помогает сделать обучение интересным и полезным, а также развивает у школьников навыки, необходимые для успешной жизни в обществе.

 

Список литературы

Родина Е. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. М.: Молодой ученый, 2017 № 42 (176). С. 175-176. URL:

https://moluch.ru/archive/176/46002/

Трунова А. Р. Научно-теоретические подходы к определению навыков коммуникации. М.: Молодой ученый, 2018 № 30 (216). С. 76-79.

URL:

https://moluch.ru/archive/216/52130/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X