Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Способы и методы обучения младших школьников скорочтению | Котельникова Валентина Алексеевна. Работа №339764

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает различные способы и методы обучения младших школьников скорочтению. Описываются основные подходы, направленные на развитие навыков быстрого и эффективного чтения. Приведены практические рекомендации для учителей и родителей по организации занятий, способствующих формированию навыков скорочтения у детей.

Ключевые слова: скорочтение, младшие школьники, методы обучения, развитие навыков, чтение.

                                                                         

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СКОРОЧТЕНИЮ

 

Котельникова Валентина Алексеевна, учитель начальных классов

ГБОУ «Школа 78 городского округа Донецк» ДНР

 

Аннотация. Статья рассматривает различные способы и методы обучения младших школьников скорочтению. Описываются основные подходы, направленные на развитие навыков быстрого и эффективного чтения. Приведены практические рекомендации для учителей и родителей по организации занятий, способствующих формированию навыков скорочтения у детей.

Ключевые слова: скорочтение, младшие школьники, методы обучения, развитие навыков, чтение.

 

Обучение скорочтению в младшем школьном возрасте является важным элементом развития учебных навыков детей. Скорочтение не только увеличивает скорость чтения, но и улучшает понимание и запоминание прочитанного материала. Рассмотрим основные способы и методы, направленные на обучение младших школьников скорочтению.

Одним из ключевых методов обучения скорочтению является тренировка глазодвигательных навыков. Для этого используются специальные упражнения, направленные на развитие периферического зрения и уменьшение фиксаций взгляда на словах. Например, упражнения с таблицами Шульте, где дети должны как можно быстрее находить и называть числа или буквы, помогают развить способность охватывать взглядом большие участки текста и повышать скорость чтения.

Использование методики "сглаживания" чтения помогает детям уменьшить количество регрессий (возвратов к уже прочитанному тексту). Учителя могут предлагать детям читать текст, используя указку или палец, плавно перемещая его по строкам текста. Это помогает детям сосредотачиваться на текущей строке и уменьшает вероятность возвратов к предыдущим строкам. Постепенно указку можно убирать, чтобы дети привыкли читать без дополнительных инструментов.

Методика "развития внимания" включает упражнения на концентрацию и удержание внимания на тексте. Например, детям можно предлагать задания на поиск определенных слов в тексте, нахождение ошибок или выполнение заданий на время. Это помогает детям учиться сосредотачиваться на чтении и улучшает их способность к быстрому восприятию информации.

Использование аудиокниг и чтения вслух способствует развитию навыков скорочтения. Слушание аудиокниг помогает детям научиться воспринимать текст на слух и ускоряет процесс чтения. Чтение вслух развивает у детей навыки правильного произношения и интонации, что способствует улучшению понимания и запоминания текста. Учителя и родители могут организовывать регулярные занятия по чтению вслух и прослушиванию аудиокниг, чередуя их с самостоятельным чтением.

Методика "постепенного увеличения скорости чтения" включает упражнения на постепенное увеличение скорости чтения текста. Учителя могут предлагать детям читать текст сначала в обычном темпе, затем немного быстрее, затем еще быстрее и так далее. Важно, чтобы дети не теряли при этом понимания текста. Постепенное увеличение скорости чтения помогает детям привыкнуть к более быстрому темпу чтения и улучшает их навыки скорочтения.

Использование специальных компьютерных программ и приложений для обучения скорочтению также является эффективным методом. Существуют различные программы и приложения, которые предлагают упражнения на развитие навыков быстрого чтения, концентрации внимания и периферического зрения. Учителя и родители могут рекомендовать детям использовать такие программы для самостоятельных занятий и тренировки.

Важным аспектом обучения скорочтению является регулярная практика. Учителя и родители должны организовывать регулярные занятия по скорочтению, включающие разнообразные упражнения и задания. Важно, чтобы дети ежедневно уделяли время практике чтения, постепенно увеличивая его продолжительность и сложность заданий. Регулярная практика помогает закрепить навыки и улучшить результаты.

Мотивация детей также играет важную роль в обучении скорочтению. Учителя и родители должны поощрять детей за их успехи, создавать положительную атмосферу и стимулировать интерес к чтению. Можно организовывать конкурсы на скорочтение, проводить соревнования между детьми, награждать их за достижения. Важно, чтобы дети ощущали свою значимость и видели результаты своих усилий.

Таким образом, можно утверждать, что обучение младших школьников скорочтению требует систематической и последовательной работы учителей и родителей. Использование различных методов, таких как тренировка глазодвигательных навыков, методики "сглаживания" чтения и "развития внимания", использование аудиокниг и чтения вслух, методика "постепенного увеличения скорости чтения", использование компьютерных программ и приложений, регулярная практика и мотивация детей способствуют развитию навыков скорочтения у детей. Эффективная работа учителей и родителей помогает создать условия для всестороннего развития детей и их успешного обучения.

 

Список литературы

Логвинова

А. О. Методики скорочтения как элементы урока литературного чтения в начальной школе / А. О.

Логвинова

. – Текст: электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 1

.

С. 8.

Пронина, И. В. Использование в начальной школе технологий обучения детей осмысленному скорочтению / И. В. Пронина. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V

Междунар

. науч.

конф

. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург:

СатисЪ

, 2014. — С. 176-178.

Щербакова, О. Б. Применение методики скорочтения на уроках литературного чтения в общеобразовательных организациях / О. Б. Щербакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 406-410.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×