Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Способы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках русского языка | Попова Елена Валерьевна. Работа №352638. Номер работы: №352638

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Данная статья освещает актуальные методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках русского языка. В условиях современного образования необходимо усиление интереса детей к изучению языка, что возможно благодаря разнообразным активным формам работы. Статья предлагает практические рекомендации для учителей, ориентированные на использование игр, технологий, групповых и индивидуальных заданий, а также интерактивного подхода к обучению. Цель статьи — помочь педагогам создать мотивационную и развивающую среду, способствующую активному включению детей в учебный процесс.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, начальная школа, уроки русского языка, игровые технологии, интерактивное обучение, мотивация.

СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Попова Елена Валерьевна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа №2, Забайкальский край, пгт Первомайский

 

Аннотация. Данная статья освещает актуальные методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках русского языка. В условиях современного образования необходимо усиление интереса детей к изучению языка, что возможно благодаря разнообразным активным формам работы. Статья предлагает практические рекомендации для учителей, ориентированные на использование игр, технологий, групповых и индивидуальных заданий, а также интерактивного подхода к обучению. Цель статьи — помочь педагогам создать мотивационную и развивающую среду, способствующую активному включению детей в учебный процесс.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, начальная школа, уроки русского языка, игровые технологии, интерактивное обучение, мотивация.

 

Активизация познавательной деятельности учащихся — одна из основных задач образовательного процесса в начальной школе. Познавательный интерес формируется в раннем возрасте, и важно использовать разнообразные методы и приёмы, которые помогут детям не только осваивать новый материал, но и проявлять активность, креативность и самостоятельность. Уроки русского языка, как базового предмета, должны быть не только информативными, но и интересными, чтобы дети могли на практике применять свои знания и навыки. В данной статье рассматриваются способы и приёмы, которые могут помочь учителям активизировать познавательную деятельность учащихся.

1. Игровые технологии

Игры являются одним из наиболее эффективных средств активизации познавательной деятельности, поскольку они создают оптимальные условия для обучения через действие. Игровые технологии можно использовать в самых разных формах — от простых словесных игр до сложных ролевых ситуаций.

Словесные игры: Различные игры подряд, антонимы, синонимы, а также игры на составление предложений из заданных слов позволяют детям активно участвовать в образовательном процессе.

Ролевые игры: Ситуации, где дети могут примерить на себя роли различных персонажей, например, литературных героев, могут помочь углубить понимание изучаемых текстов и развить навыки устной речи.

Игры на внимание и память: Задачи, которые требуют запоминания и воспроизведения слов, помогают тренировать память и внимание детей.

2. Интерактивное обучение

Интерактивные методы обучения, которые активно включают учащихся в процесс, значительно повышают их заинтересованность.

Мозговые штурмы: Использование этого метода на уроках русского языка помогает освежить и обогатить лексический запас детей. Учитель может задавать вопросы, на которые ученики должны быстро отвечать и предлагать идеи.

Работа в группах: Организация учебного процесса в малых группах способствует сотрудничеству. В таких условиях менее активные ученики получают возможность выразить себя и вносить вклад в общий результат.

Интерактивные доски и технологии: Использование современных технологий, таких как интерактивные доски и образовательные приложения, позволяет проводить уроки более динамично и увлекательно.

3. Проектная деятельность

Проектная деятельность является отличным способом активизации познавательного интереса. Работа над проектами позволяет учащимся глубже погружаться в тему, развивать исследовательские навыки и учиться работать в команде.

Творческие проекты: Например, создание книги о любимом персонаже или описания путешествия могут мотивировать детей к изучению языка. Каждый проект может включать в себя написание текстов, иллюстрации и, возможно, даже представление своих работ.

Исследовательские задания: Дети могут проводить мини-исследования на различные темы, связанные с языком, культурой, литературой, и представлять результаты в формате дидактической игры или презентации.

4. Использование современных технологий

Современные технологии открывают новые горизонты для активизации познавательной деятельности.

Электронные ресурсы: Учителя могут использовать онлайн-квесты, викторины и игры, которые позволяют детям с легкостью усваивать материал и проверять свои знания.

Онлайн-платформы для совместной работы: Платформы, на которых учащиеся могут вести обсуждения, создавать совместные проекты и делиться материалами, способствуют формированию коммуникативных навыков и критического мышления.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка — это не только цель, но и необходимость. Применение разнообразных методов и приёмов помогает сделать процесс обучения более интересным и продуктивным. Игровые технологии, интерактивные занятия, проектная деятельность и современные технологии взаимно дополняют друг друга, создавая богатую и увлекательную образовательную среду. Важно, чтобы каждый урок был направлен на развитие интереса к языку, что в конечном итоге формирует у детей не только знания, но и любовь к литературе и русскому языку.

 

Список литературы

Нарыкова

Галина Валентиновна Активизация учебной деятельности учащихся посредством интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы // Проблемы современного педагогического образования.

2018. №60-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-posredstvom-interaktivnyh-form-i-metodov-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i

Сафонова О. В. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения // Инновационная наука.

2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya

Стецяк

Юлия Евгеньевна,

Креславская

Татьяна Алексеевна Игровые приёмы активизации учебного процесса // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика.

2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-priyomy-aktivizatsii-uchebnogo-protsessa

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×