Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Способы и приемы звукоизвлечения на гитаре – проблема терминологии | Насыров Ринат Рашитович. Работа №301859

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Гитара относится к струнно-щипковым инструментам. Источником звука в ней являются струны. Основным предметом звукоизвлечения на гитаре являются пальцы, а точнее их кончики («подушечки»), ногти или медиатор. Звукообразование на струнных инструментах, таких как гитара, становится возможным благодаря возбуждению колебаний струны. После этого колебание переносится на окружающую среду воздуха. Длительность звучания равна времени колебания струны, а громкость звука зависит от интенсивности данного колебания и постепенно уменьшается, сходя на нет вместе с колебанием.

МБУДО «Детская музыкальная школа №4» г.Казани

Автор: Насыров Ринат Рашитович,

преподаватель по классу «гитара»

 

Способы и приемы звукоизвлечения на гитаре – проблема терминологии

 

Гитара относится к струнно-щипковым инструментам. Источником звука в ней являются струны. Основным предметом звукоизвлечения на гитаре являются пальцы, а точнее их кончики («подушечки»), ногти или медиатор. Звукообразование на струнных инструментах, таких как гитара, становится возможным благодаря возбуждению колебаний струны. После этого колебание переносится на окружающую среду воздуха. Длительность звучания равна времени колебания струны, а громкость звука зависит от интенсивности данного колебания и постепенно уменьшается, сходя на нет вместе с колебанием.

У акустических гитар есть объемный корпус, что способствует усилению звучания колеблющейся струны. Это происходит за счет того, что колебание передается от струны к корпусу, а затем к воздушным массам. Акустические волны, полученные таким способом, окружают инструмент и воспринимаются на слух в качестве звука, имеющего свой тембр, силу, длительность и громкость1.

У электрогитар не всегда есть объемный корпус, чаще он цельный. Звукообразование на таких инструментах происходит несколько иначе. Механические колебания струн преобразовываются в электромагнитный сигнал, а затем передаются на усилители звука. После обработки и усиления сигнала получаются звуковые волны, которые передают акустические системы (колонки). Тембр звуков, которые воспринимаются слухом, в конечном итоге воспринимаются как искусственные из-за искажения.

Таким образом, струны являются важным элементов в процессе звукоизвлечения на гитаре. Струны для музыкальных инструментов в разные эпохи изготавливались из различных материалов – из жил, металла, пластмассы и многих других. Современные струны для гитары изготавливаются из различных синтетических материалов.

Наиболее традиционными с исторической точки зрения являются пальцевый вид извлечения звука и игра медиатором. Появление струн из новых материалов потребовало усовершенствование способов звукоизвлечения и появился так называемый ногтевой способ звукоизвлечения, при котором используются натуральные или искусственные ногти исполнителя. Кроме того, современные гитаристы используют различные комбинации способов и видов извлечения звуков.

В методической литературе, посвященной обучению игре на гитаре зачастую термины способ, прием, штрих, вид, метод, принцип и др., которые относятся к особенностям звукоизвлечения, используются весьма свободно и даже приравниваются один к другому. Так, например, В. В. Ковба в своем учебном пособии пишет: «Артикуляция», «штрихи», «приемы исполнения» - близкие по значению термины, связанные с артикуляцией в широком смысле слова и со спецификой конкретного инструмента»2. Там же он замечает: «Legato - один из основополагающих способов исполнения звуков»3.

Еще сложнее вопрос с употреблением терминов удар и щипок, которые совершенно не дифференцируются: «...извлечение звука на гитаре производиться ударами-щипками правой руки»4; «Пальцы правой руки заставляют звучать струны посредством ударов»5; «Звук извлекается посредством щипка или удара по струнам кончиками пальцев»6.

Такое приравнивание терминов друг к другу, а порой и их взаимная подмена приводят к затруднениям. Поэтому требуется уточнение терминов, а также их упорядоченное использование в профессиональной исполнительской практике и методической литературе.

Л. В. Карпов тщательно изучил вопросы терминологии и уточнил специальные термины в своей статье «Звукообразование на гитаре». Он пишет: «В соответствии с принятыми терминами, в науках акустике и инструментоведении под способом звукоизвлечения следует понимать процесс совокупных движений предмета звукоизвлечения и источника звука, в результате которого происходит образование звуков на конкретном музыкальном инструменте»7.

На гитаре звук извлекается посредством щипка. Однако, некоторые способы звукоизвлечения больше похожи на удар. Сходство это скорее внешнее – замах руки, движение пальцев. Струны же по-прежнему колеблются посредством щипка. Все это, конечно, не дает право относить гитару к ударным инструментам. Для уточнения термина и во избежание вопросов о природе инструмента в педагогической практике принято называть способ щипковым ударом или ударом-щипком.

Первым этот термин применил в 1934 году П. С. Агафошин: «Извлечение звука на гитаре производиться ударами-щипками правой руки»8. Но автор ошибочно использовал термин по отношении к абсолютно всем, любым способам извлечения звука на гитаре. А. М. Иванов-Крамской, напротив, описывая способы звукоизвлечения четко их разделяет: «Звук извлекается посредством щипка или удара по струнам кончиками пальцев»9.

Итак, уточнив специальные термины, мы можем сделать вывод: в современной методике преподавания игре на гитаре выделяют следующие способы извлечения звука – щипок, щипковый удар и удар. Наиболее часто используется щипковый способ, реже щипковый удар и очень редко непосредственно удар.

В зависимости от предмета, с помощью которого происходит извлечение звука – кончики пальцев («подушечки»), ногти, медиатор – различают разные виды звукоизвлечения.

Таким образом, к каждому способу звукоизвлечения относятся три вида, например, способ – щипок, видыпальцевый, ногтевой, медиаторный. При объединении терминов получаются такие способы звукоизвлечения:

- пальцевый щипок, ногтевой щипок, медиаторный щипок;

- пальцевый щипковый удар, ногтевой щипковый удар, медиаторный щипковый удар;

- пальцевый удар, ногтевой удар, медиаторный удар.

В данном случае приравнивание «вида» к «способу» допустимо. Так, например, словосочетания «ногтевой способ» или «пальцевый способ» вполне приемлемы. Кроме того, стоит уточнить, что щипковый способ еще называют пиццикато.

Использование каждого из перечисленных способов зависит от многих факторов. Одним из них является материал, из которого изготовлены струны. Извлечение звука пальцами и медиатором чаще всего применяется на металлических струнах. Для пластиковых струн чаще всего характерно использование ногтевого способа звукоизвлечения. Не менее важным для выбора способа звукоизвлечения является вид гитары, стиль и направление музыки и даже характер исполняемого произведения.

Во многих методических пособиях весьма часто используются еще два термина, которые относят к способам извлечения звука на гитаре. Это такие понятия, как тирандо10 и апояндо11. На самом деле это скорее разновидности щипкового способа, основополагающие приемы звукоизвлечения, которые играют важную роль в формировании звука при игре на гитаре. Поэтому приравнивание данных терминов к способам звукоизвлечения не совсем корректно.

Тирандо – фактически стандартная форма звукоизвлечения способом щипка, то есть это обычное защипывание струны. Апояндо же внешне практически не отличимо по принципу исполнения от тирандо, но в итоге позволяет получить отличающийся по многим признакам звук. При использовании апояндо, в отличие от тирандо, применяется опора. Данная опора внешне почти не заметна, потому что происходит уже после извлечения звука. Палец, который уже защипнул струну, остается, опираясь на соседнюю. Интересно, что на гитаре можно использовать опору на басовую струну или на деку при использовании приема тирандо. В этом случае тирандо не приравнивается к апояндо. В апояндо же фактически опора носит условный характер, потому что происходит уже после защипывания струны.

Учитывая такую схожесть данных приемов внешне, а также то, что опора в апояндо не влияет на звучащую струну, возникает резонный вопрос, в чем же разница? Несмотря на то, что опора не задействует уже звучащую струну, при использовании апояндо звук получается более ярким, продолжительным и с четкой атакой.

Таким образом, тирандо и апояндо нельзя считать самостоятельными способами звукоизвлечения. Это лишь различные варианты щипкового способа извлечения звука.

Проведя детальный анализ терминологии, применяемой в методике преподавания игре на гитаре и четко понимая, что же стоит называть способами звукоизвлечения, мы можем ознакомиться с приемами звукоизвлечения. Их существует большое количество, поэтому мы остановимся лишь на основных.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Агафошин

, П.

С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1990.

– 204 с.

Горбунов

,

А.

Слэп

. Урок 3 // [Электронный ресурс] – URL:

http://antongorbunov.com/lessons/03

(Дата обращения 14.01.2018).

Иванов-Крамской

, А.

М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1989.

– 154 с.

Карпов, Л.В. Звукообразование на гитаре // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 54, 2008. С. 93-98.

Ковба

, В.

В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре: Учеб. пособие.

Челябинск:

Челябинская государственна

я академия культуры и искусств, 2006. – 50 с.

 

 

Подробнее см.: Вартанян И. А. Звук-слух-мозг. Л.: Наука, 1981. С. 25.

Ковба В. В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре: Учеб. пособие. Челябинская государственная академия культуры и искусств. С. 16.

Ковба В. В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре. С. 8.

Агафошин П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1990.

Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1989. 

Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. С. 10.

Карпов Л. В. Звукообразование на гитаре // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 54, 2008. С. 95. С. 93-98.

Агафошин П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре. С. 13.

Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. С. 10.

Tirando – в переводе с испанского – дергая, доставая.

Apoyando – в переводе с испанского – опираясь, прислоняясь.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×