Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Способы мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию с обществом | Сергушенкова Екатерина Юрьевна. Работа №351754

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Социализация является необходимой составляющей для нормального функционирования человека в обществе. Её цель – формирование норм поведения, правил, знаний и навыков, необходимых для комфортного пребывания в социуме. При этом процесс адаптации в обществе бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Но чем раньше ребёнку начнут помогать осваивать навыки взаимодействия с окружающим миром, тем успешнее будет его вхождение в общество.

 

Активно поддерживая и направляя, взрослые играют важнейшую роль в формировании у детей социальных навыков и чаще всего вхождение в общество для многих проходит довольно плавно. Но крайне непросто социализация может проходить у детей с ограниченными возможностями здоровья. 

 

Трудности в адаптации к окружающему миру приводят к возникновению у особенных детей страхов, тревожности и робости. Всё это становится серьёзным препятствием в дальнейшей социализации и поэтому мотивация к общению у детей с ОВЗ может быть снижена.

Чтобы решить данную проблему, необходимо искать различные способы мотивации к взаимодействию с обществом и получению нового опыта. Оказывая им поддержку в получении позитивного социального опыта, мы можем внести свой вклад в общество. Это не простая задача и требует совместных усилий между родителями, педагогами, сообществами и политиками, чтобы в итоге создать более справедливый и инклюзивный мир для всех нас.

Способы мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию с обществом

Социализация является необходимой составляющей для нормального функционирования человека в обществе. Её цель – формирование норм поведения, правил, знаний и навыков, необходимых для комфортного пребывания в социуме. При этом процесс адаптации в обществе бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Но чем раньше ребёнку начнут помогать осваивать навыки взаимодействия с окружающим миром, тем успешнее будет его вхождение в общество.

Существует целый ряд советов для развития социальных навыков у детей. Один из них – личный пример. Используйте позитивное социальное поведение в своём общении с другими людьми. В повседневной жизни показывайте ребёнку, как приветствовать других и прощаться, как устанавливать контакт и быть вежливым, как просить о помощи и благодарить, как справляться с негативом и многое другое. Именно личный пример быстрее считывается детьми и берётся на вооружение. «Не воспитывайте детей, они всё равно будут похожи на Вас. Воспитывайте себя!» (В.А.Сухомлинский).

Ещё один способ, это поощрение общения со сверстниками. Предоставьте ребёнку возможность общаться с ними как в формальной, так и в неформальной обстановке. Помогите ему со вступлением в кружки, спортивные команды или общественные организации, где он сможет общаться с другими детьми, имеющими схожие интересы.

Также очень важно развивать эмоциональный интеллект. Научите ребёнка сопереживать и оценивать ситуацию. Научите его понимать свои чувства и чувства других людей, а также эффективно выражать свои эмоции. Побуждайте его ставить себя на место другого человека и думать о том, как его действия могут повлиять на окружающих. Разыгрывайте с ребёнком социальные сценарии, чтобы помочь ему развить навыки разрешения конфликтов и поиска новых друзей.

Активно поддерживая и направляя, взрослые играют важнейшую роль в формировании у детей социальных навыков и чаще всего вхождение в общество для многих проходит довольно плавно. Но крайне непросто социализация может проходить у детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта особенность возникает из-за ряда причин.

- ограниченные социальные возможности. Особенные дети могут столкнуться с препятствиями в доступе к социальной среде, такие как школы, игровые площадки и общественные мероприятия. В итоге они лишены широкого круга контактов и возможности делиться опытом и получать его.

- некоторые особенности развития могут повлиять на навыки общения у детей с ОВЗ, что будет затруднять их взаимодействие со сверстниками и препятствовать выстраиванию взаимоотношений.

- социальные заблуждения об инвалидности, которые могут привести к изоляции и даже издевательствам и дискриминации. Поэтому трудности в адаптации к окружающему миру приводят к возникновению у особенных детей страхов, тревожности и робости.

Всё это становится серьёзным препятствием в дальнейшей социализации и поэтому мотивация к общению у детей с ОВЗ может быть снижена. Чтобы решить данную проблему, необходимо искать различные способы мотивации к взаимодействию с обществом и получению нового опыта.

Одним из таких способов может стать игровая деятельность. Освоение социальных навыков в форме игры увлекает любого ребёнка и обеспечивает атмосферу непринужденности, позволяет раскрепостить его, приучает к соблюдению правил и учит взаимодействовать с окружающими. Игра в целом активизирует деятельность детей, способствует развитию их познавательных процессов, развивает эмоционально-волевую сферу и коммуникативные навыки. А самое главное, игра является основой для социальных проб, так как в процессе игры ребята осваивают способы межличностных отношений в обществе. В ходе ролевой игры дети берут на себя роли взрослого и воспроизводят их деятельность. Кроме того, в ролевой игре можно наблюдать разные формы выражений тех желаний, конфликтов и эмоций, которые ребёнок не может демонстрировать открыто или же выразить на словах. Так, дети часто играют в войну, разбойников, бандитов и т.п., это позволяет им социально приемлемым путём выплеснуть асоциальные порывы. Также в коллективной ролевой игре происходит формирование у детей моральных суждений, усвоение ими социальных норм, развитие сотрудничества, что способствует формированию эмпатии, альтруизма и взаимопомощи. Эти качества особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они могут столкнуться с разными проблемами в социальном взаимодействии, что иногда может привести к поведению, которое можно посчитать эгоистичным. Игра показывает, как можно устанавливать более тесные межличностные связи за счёт взаимопомощи и эмпатии. Кроме того, игровая деятельность подходит для довольно большого круга детей с ОВЗ, так как не требует постоянного выхода в общество, а можно смоделировать игровую ситуацию даже в домашних условиях. Главное в такой игре с ребёнком, это искренняя заинтересованность взрослого в происходящем и его эмоциональный отклик.

Ещё одним важным способом создания положительной социальной мотивации у детей с ОВЗ является творчество. Вовлечение ребят в такую деятельность может стать основой для их взаимодействия с другими членами общества. В творчестве осуществляется самовыражение и раскрытие личности ребёнка. Кроме того, в этом процессе легче взаимодействовать с окружающими, так как можно делать что-то своё индивидуальное, но при этом находиться рядом с другими людьми. Также с помощью актёрской игры, рисования или сочинения можно снизить уровень страха и тревожности, так как это не сам ребёнок что-то делает и говорит, а его персонаж, его герой произведения. С помощью творчества дети могут проявить свои способности и возможно в будущем использовать эти навыки для выбора профессии, что поможет им найти своё место в обществе. Такими образом творческий подход к детям с особыми потребностями позволяет обеспечить их успех во взрослой жизни, даёт им реальное право выбора и предоставляет возможность вносить свой вклад в общественную жизнь, находить себе единомышленников.

Современные технологии также могут стать способом для повышения мотивации к социализации. Различные видеоролики и мультфильмы можно использовать, как увлекательное пособие или как поощрение после выполнения задания. Также устройства могут помочь в доступе к информации и в самом процессе общения, что улучшает социальное взаимодействие. Кроме того, дети могут вести свои блоги и снимать видеоролики на различные темы, делясь своим опытом с окружающими, что может придавать уверенности в себе. Виртуальные платформы и социальные сети могут связывать ребят друг с другом, способствуя развитию коммуникативных навыков, дружбе и поддержке. Но нельзя забывать, что чрезмерная увлеченность гаджетами может наоборот препятствовать развитию социализации. Важно поставить чёткие временные рамки пребывания в виртуальном мире, объяснить ребёнку правила пользования гаджетами и стимулировать участие детей в мероприятиях в реальности, а не только в виртуальной среде.

Стоит также отметить, что положительная динамика в социализации во многом будет зависеть и от умения взрослого поддерживать интерес ребёнка с особенностями развития, как к собственным достижениям, так и к успехам сверстников. Достичь этого можно через демонстрацию успехов каждого ребёнка в форме публичного показа, участия в выставках, фестивалях, конкурсах и т.п. При этом необходимо подчеркивать именно возможность приобретения новых навыков, а не просто получение наград и подарков за достижения. Действовать по принципу «Главное не победа, а участие». Умение принимать успехи товарищей, сочувствовать при их неудаче и оказывать поддержку, развивает эмоциональный интеллект, что также имеет большое значение в установке и поддержании социальных контактов.

В заключение хочется отметить, что каждый ребёнок с инвалидностью имеет уникальные потребности, возможности и способности, требующие индивидуального подхода, но самое главное в социализации детей с ОВЗ, это их принятие самим обществом. Необходимо создавать инклюзивные классы, что будет способствовать получению общего опыта в среде детей и как следствие, возникновению принятия особенностей друг друга. Важно развивать преподавание конкретных социальных навыков, включая общение, разрешение конфликтов, взаимопомощь и пр. Создавать возможности для детей с особенностями участвовать в общественных мероприятиях, клубах и спорте. Повышать осведомленность общества о людях с ограниченными возможностями здоровья, содействовать их пониманию и оспаривать негативные стереотипы.

Социализация детей с ограниченными возможностями является жизненно важным аспектом их развития и благополучия. Оказывая им поддержку в получении позитивного социального опыта, мы можем внести свой вклад в общество. Это не простая задача и требует совместных усилий между родителями, педагогами, сообществами и политиками, чтобы в итоге создать более справедливый и инклюзивный мир для всех нас.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×