Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Способы образования существительных | Чинара Урбан Паруйровна. Работа №355591

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья является методической разработкой, которая раскрывает тему основных способов образования имён существительных (приставочный и суффиксальный способы).

Целью разработки является: формирование представления о способах образования имен существительных у обучающихся шестого класса, отработка словообразовательного анализа имён существительных.

 

Тема урока.

«Способы образования существительного».

Цель урока.

Формирование представления о способах образования имён существительных, умение выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи. Умение производить словообразовательный разбор имени существительного.

Обучающие цели.

- Дать представление об образовании
существительных;

- Обобщить и систематизировать знания о
словообразовании и морфемике;

- Познакомить учащихся со способами
образования существительных, рассмотреть наиболее распространённые способы
(приставочный и суффиксальный);

- Выработать навыки морфемного и
словообразовательного разбора.

 

 

Воспитательные.

- Воспитывать в учащихся интерес к изучению
языка; способность к самооценке.

Развивающие.

Определить уровень сформированности: уметь

 

выделять суффиксы, приставки, окончания, корень;

Способствовать развитию у учащихся

 

самостоятельной и ответственной учебной деятельности.

Способствовать развитию аргументации своей

 

точки зрения, 

- Формировать коммуникативную компетентность.

Планируемые задачи.

1. Умение выполнять морфемный разбор слова;

2.Уметь определять способ словообразования у имён существительных. 

3.Развивать эмоциональную сферу личности.

4. Формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

5. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Вид и форма урока.

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: Проблемный урок

Оборудование.

Учебник – Русский язык: учебник: 6 класс: в2-х частях / Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Москва: Просвещение, 2024.

Презентация, доска, мел.

Ход урока.

1. Организационный момент – Приветствую детей: «Здравствуйте, класс, рада вас видеть тех, кто есть в классе, и сожалею, что есть отсутствующие». 

2. Проверка домашнего задания. 

«На прошлом уроке мы изучали правописание –не- с существительными. Расскажите, как определить, когда не является приставкой или частью корня, а когда частицей. Просматриваю тетради детей, ставлю пометку,что задание выполнено. Если работы в тетради нет, ставлю неуд. 

Актуализация знаний учащихся по теме.

Сегодня мы проведём терминологический диктант (1 ученик − у доски, остальные − в тетради.Учитель читает термины, ученики правильно записывают слова и объясняют их значение.) морфема, корень, суффикс, приставка, производящая основа,словообразование

 Морфема (Морфема – (от *греч.*raorphe — форма) это значимая неделимая часть слова);

Окончание
– изменяемая часть слова;

Основа
– часть слова без окончания;

Приставка
– часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов;

Суффикс
– часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образованияслов;

Корень
– главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. 

Какое из этих понятий объединяет все
остальные? (Словообразование)

- А для чего нам необходимо знать, как
образовано существительное? (Для правильного написания).

- Что такое словообразование? (Это
раздел русского языка, который изучает строение слова). 

Объявление темы и целей урока.

 

Теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Дети формулируют тему и записываю. «Словообразование имён существительных» (Тема выводится на слайде 1)

Основная часть урока.

«Давайте вспомним, каким образом образуются слова, назовите известные вам способы словообразования. Мы можем сразу назвать два самых распространённых способа словообразования?» (Да. Приставочный и суффиксальный)

«Я вам прочту текст»

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.

 

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

 

Выпишите в тетрадь однокоренные слова, которые вы услышали в тексте. Выделите в них корень.

«Какие слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ»

(Ответ вывожу на слайде 2 – 3. Синим цветом указываю корни, красным морфемы.)

Вода

;

Подводник

;

Водицей

;

Водолаз

;

Водопадом

;

Водомерка

;

Водорослями

;

Водичка

;

Водяной

.

(Ученики: мы выписали однокоренные слова.)

«Скажите, за счёт каких морфем мы образуем эти слова». Они образованы за счёт приставок и суффиксов (Называют суффиксы и приставки).

«Можете ли вы назвать ещё какие-нибудь способы образования слов?»

Работа с параграфом 55. Страница 191 при

помощи теоретической справки дети вспоминают дополнительные способы словообразования.

(Слайд 4 схема основных способов словообразования)

Подробнее рассматриваем способы образования слов (5 – 11).

Выполняем упражнения.

379 – записываем себе приставки анти-, без-, де-, дис-, отмечаем, что они имеют то же значение, что и приставка не-.

Рассмотрите слова. Давайте образуем слова применением этих приставок:

«Циклон, мир; монтаж, мобилизация; гармония, пропорция, квалификация».

Антициклон (вихрь), антимир (в толковом словаре Ожегова слово трактуется как космический объект), демонтаж (Разборка на отдельные части зданий или машин), демобилизация (Распущение или увольнение войск.), дисгармония (Нарушение гармонии, отсутствие согласия), диспропорция (Отсутствие пропорций), дисквалификация.

 

Объясняем слова, пользуясь толковым словарём Ушакова или Ожегова.

Игра «Кто больше». Приставки в существительных чаще всего помогают образовать новые существительные. Давайте поделимся на варианты (первый и второй) и образуем отданных слов новые имена существительные с помощью всевозможных приставок:

–Х

од: (

поход, вход, выход, сход, заход, восход, переход, обход, приход

). 

Е

зд

: (

подъезд, съезд, въезд, объезд, выезд, переезд, поезд, наезд

).

В дальнейшем устно комментируем.

Выполняем упражнение 378. Несколько слов разбираем вместе, комментирую детям.

«Давайте вспомним ход морфемного и
словообразовательного разбора».

Бес/при/страст/н/ость (образовано от слова страсть). Образовано за счёт добавления приставки бес- к основе пристрастность. В слове можем выделить следующие морфемы: нулевое окончание, суффиксы -ость- и -н-, корень: страт-, приставки бес- и при-. 

Со/множ/и/тель – множитель. Слово образовано за счёт приставки со-. Можем выделить нулевое окончание, суффиксы -и- тель, корень множ-, приставку со-.

При/вкус – вкус. Слово образовано за счёт приставки при-. Можем выделить нулевое окончание, суффиксов нет, корень вкус.

«А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться?»

(К словообразовательному словарю).

 

Графически покажите способ образования и морфемный состав данных слов. Вставьте пропущенные буквы. Работаем у доски, комментируем.

Бе.действие, беспр.страстность, дез.нфекция, неудача, перер.гистрация, подгруппа, безграмотность, прабабушка,
привкус, прот.водействие, реорг.низация, сомножитель, ультразвук, несчаст.е, зап.лярный, разр.стание, с.неть.

Без/действ/и/е, беспристрастность, дез/инфекци/я, не/удач/а, пере/регистр/аци/я, под/групп/а, без/грамот/ность (ность в значении отвлечённости: мой комментарий), пра/баб/ушк/а, привкус, противо/дей/ств/и/е, ре/организ/аци/я, сомножитель, ультра/звук, не/счасть/е, за/поляр/н/ый, раз/раст/а/ни/е, син/е/ть (ть выделяем как окончание).

Дети комментируют похожим образом. Для упрощения работы они могут воспользоваться словарём частей слова.

Выполняем упражнение 381 (устно).

 

 Определите, какое общее значение имеют
данные ниже слова. Спишите, обозначая суффиксы, который вносит в слова это
значение. Можно ли в ряд выделенных слов включить слова глушитель,
подогреватель, проигрыватель? Почему?

   1. Футболист, волейболист,
баскетболист, журналист, тракторист.

   2. Преподаватель,
учитель, писатель.

   3. Ткач, скрипач, циркач, трюкач.

 Данные слова образованы за счёт суффиксов. 

 Слова из первой строчки имеют суффикс -ист- взначении сферы действительности;

 Во второй строчке есть суффикс -тель-, егоиспользуют для образования существительных, обозначающих профессии;

 В третьей строчке \-ач- указывает на лицо попризнаку или на предмет, которыми лицо владеет.

Физминутка.

- Поднимай ручки класс — это раз!

- Повернулась голова влево, вправо — это два!

- Ручки вниз, вперёд смотри это три!

- Ручки в стороны пошире развернули на четыре!

- Силой их к плечам прижать это пять!

- Шесть, семь, восемь - плохое настроение отбросим!

- Спинки выровняли, улыбнулись!

Игра «Угадай-ка». Самостоятельная работа в тетрадях. 

- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Я буду называть слова и их части. Вам нужно записать только часть слова. 

- От глагола «полез» взять приставку. 

От глагола «дарить» взять корень, от существительного «пирожок» - 

суффикс. Какое слово получилось?

 (подарок)

- От глагола «побелел» взять корень, 

От прилагательного «пухленький» - суффикс,

От прилагательного «яркий» окончание. 

Какое слово получилось? (беленький)

- От глагола «принёс» взять приставку,

От глагола «залетел» взять корень,

От глагола «спешит» окончание. 

Какое слово получилось? (прилетит)

- Отлично, ребята, вы справились с тремя играми.
Какие способы образования существительных мы повторили? (приставочный и суффиксальный)

6. Подведение итогов. 

Ребята, на столе лежат карточки, выберете ту карточку, которая отражает вашу продуктивность на уроке, а теперь ту, которая отражает ваше настроение. 

7. Выставление оценок. Отмечаю, что сегодня все были молодцы.

Те, кто поднимал руку, отвечал на вопросы и работал у доски, получают – «5» (без учёта ошибок во время выполнения), те, кто просто отвечал у доски или устно – «4», те, кто работал, но много ошибался, получают «3».

Пока оглашаю оценки, прохожу по рядам, если у человека записи в тетради нет, он получает два в тетрадь и журнал.

8. Домашнее задание.

Упражнение 380 – подберите к словам однокоренные слова, указывая их способ образования. Составьте с одним из этих слов сложное предложение, подчеркните члены предложения.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×