Способы организации групповой работы на уроках | Русецкая Елена Дмитриевнаа. Работа №299264
Автор: Русецкая Елена Дмитриевнаа
В литературе встречается три вида взаимодействия: положительное, отрицательное и невзаимодействие. Так же будут рассмотрены такие вопросы формирования групп: качественный и количественный состав участников, подбор членов группы, размещение участников групповой работы на рабочих местах и вопрос переформирования групп.
А.Ю. Уваров описывает три уровня позитивной взаимозависимости в группе: слабый, средний, сильный.
Слабая позитивная взаимозависимость: вклад одного члена группы в успех другого члена группы и вклад одного человека группы в успех работы всей группы.
Средняя позитивная взаимозависимость: для успеха одного члена группы желателен вклад других и для успеха всей группы желателен вклад каждого.
Сильная позитивная взаимозависимость: успех одного члена группы невозможен без вклада других и для успеха работы всей группы необходим вклад каждого.
Способы организации групповой работы на уроках
В литературе встречается три вида взаимодействия: положительное, отрицательное и невзаимодействие. Так же будут рассмотрены такие вопросы формирования групп: качественный и количественный состав участников, подбор членов группы, размещение участников групповой работы на рабочих местах и вопрос переформирования групп.
А.Ю. Уваров описывает три уровня позитивной взаимозависимости в группе: слабый, средний, сильный.
Слабая позитивная взаимозависимость: вклад одного члена группы в успех другого члена группы и вклад одного человека группы в успех работы всей группы.
Средняя позитивная взаимозависимость: для успеха одного члена группы желателен вклад других и для успеха всей группы желателен вклад каждого.
Сильная позитивная взаимозависимость: успех одного члена группы невозможен без вклада других и для успеха работы всей группы необходим вклад каждого.
При организации группового взаимодействия важно учитывать различные формы взаимозависимости, которые могут быть использованы одновременно или порознь :
по результату (продукту групповой работы) - у всех общая цель (подготовить отчет, написать рассказ или изготовить прибор);
по успеху (оценке) - оценка работы группы учитывает вклад ка
ж
дого из участников;
по задаче («все мы в одной лодке») - задача поставлена так, что нельзя сделать ее друг без друга. Распределение работы между членами группы дает большой эффект, каждый решает одну из важных по
д
задач;
по ресурсу («у тебя есть то, чего нет у меня,
и
наоборот») - у о
д
ного есть специальная форматка, у другого – тексты с программой, у третьего – инструкция как выполнять работу;
по роли («из пьесы роли не выкинешь») - в группе распределены взаимодополняющие и необходимые для выполнения работы роли (например, Завхоз, Бодрила, Координатор, Секретарь, Му
д
рец).
В ходе обычной фронтальной работы в классе часто складываются ситуации, ведущие к «отрицательной взаимозависимости», стимулирующие соперничество (в противоположность кооперации). Отрицательная взаимозависимость возникает в тех случаях, когда один из учеников может получить что-то вместо другого. Например, приглашение к доске одного школьника, когда желающих отвечать несколько. В ситуации негативной взаимозависимости, когда учитель отмечает оценкой только одного ответившего на данный вопрос, ученики невольно начинают ощущать взаимную конкуренцию. Например, если школьник знает, что на выставку будут представлены только две лучшие работы, а трое сильных одноклассников уже соревнуются за это право, он вряд ли будет особенно стараться при выполнении задания .
Следовательно, позитивная взаимозависимость способствует кооперации, а негативная – конкуренции.
Конкуренция Невзаимодействие Сотрудничество
Отрицательное Отсутствует Положительное
Возможен промежуточный случай – отсутствие взаимозависимости, когда стимулируется возникновение организационной структуры «невзаимодействие». Однако и нулевое взаимодействие стимулирует конкуренцию из-за естественного процесса взаимного сопоставления («Чем я хуже…»). Так, если одноклассники работают над индивидуальными письменными заданиями, то, хотя их оценки различны и не зависят друг от друга, успевающие ощущают себя выигравшими .
Сказанное не означает, что ситуации конкуренции или невзаимодействия надо исключать из учебного процесса. Они постоянно встречаются в жизни и к ним надо уметь приспосабливаться. Конфликты реальны и неизбежны. Проблема в другом, современная школа слишком часто ставит учащихся в условия конкуренции и слишком редко готовит своих выпускников к коллективной работе в условиях позитивной взаимозависимости. А такие ситуации все более типичны для ситуации в социуме, естественны для рождающегося на наших глазах информационного общества. Доказано, что работа в условиях кооперации – весьма эффективный режим учебной работы. И дело не только в том, что кооперация в обучении позволяет лучше освоить материал и дольше его помнить. Учение в условиях кооперации демонстрирует и другие важные преимущества по сравнению с обучением в условиях конкуренции:
1.Повышение уровня осмысления материала. Работы, выполненные в условиях кооперации, отличаются большей логичностью, обоснованностью, их положения глубже и серьезнее аргументированы, чем аналогичные работы, выполняемые индивидуально или в условиях конкуренции. Это относится не только к устным сообщениям членов групп, но и к письменным работам.
2. Рост числа нестандартных решений. В условиях кооперации члены группы существенно чаще выдвигают новые идеи, предлагают неожиданные варианты решения стоящих перед ними задач. Как показывают эксперименты, кооперация членов группы порождает больше ситуаций инсайта по сравнению с индивидуальной работой или работой в условиях конкуренции.
3. Перенос. Знаменитое высказывание Л.С. Выготского: «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно» - хорошо подтверждают эксперименты по проверке переноса знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников.
4.Позитивное отношение к изучаемому материалу. Ученики лучше относятся к материалу, который они изучали в условиях кооперации, чем к материалу, который им приходится осваивать индивидуально или в условиях конкуренции. Они с большей готовностью возвращаются к предшествующим темам, расширяют полученные знания. Это положительное отношение в равной мере распространяется как на саму предметную область, так и на весь учебный процесс.
5.Готовность не отвлекаться от решаемой задачи. В условиях кооперации ученики реже отвлекаются от учебной задачи и в среднем занимаются ею в отведенный промежуток времени больше, чем ученики, работающие самостоятельно или в условиях конкуренции.
Итак, учение – не только личный, но и групповой процесс. Лучше всего он происходит в условиях, когда учащиеся взаимодействуют для того, чтобы поделиться приобретаемыми знаниями. Хороший учитель, стремясь повысить эффективность учения, улучшает отношение школьников к изучаемому материалу .
В зависимости от конкретной ситуации в классе групповая работа организуется по-разному.
Учитель может воспользоваться формальными группами. Такие группы в явном виде создаются, функционируют и оцениваются как группы, где школьники должны кооперироваться друг с другом. Учитель может использовать виртуальные группы. Хотя они действуют практически так же, как формальные группы, их отличает небольшой срок жизни (от нескольких минут до одного урока), отсутствие большого числа формально выдвигаемых требований по процедурам функционирования. В ходе занятия учитель может прибегнуть к еще более короткоживущим организационным формам – стандартным процедурам кооперации учащихся.
Чтобы успешно организовывать групповую работу в классе, учителю надо уметь в зависимости от обстоятельств использовать каждую из перечисленных организационных форм.
Формальные группы – основной элемент педагогической техники кооперации в обучении. Практически каждое учебное задание по любой учебной дисциплине можно сформулировать так, чтобы оно выполнялось в формальной группе. При использовании формальных групп учитель: формулирует цели занятия; принимает решения об организации и обеспечении работы групп; ставит задачу перед учащимися и создает между ними отношения позитивной взаимозависимости; следит за работой учеников поддерживает порядок, оказывает текущую помощь группам, помогает формированию навыков совместной работы учащихся; помогает провести процедуру рефлексии занятий в группах, оценивает учебную работу учеников.
Время работы учащихся в формальной группе может варьироваться от одного до нескольких уроков. В результате каждый ученик должен убедиться в том, что он и его товарищи успешно справились со стоящей перед ними задачей.
Неформальные (виртуальные) группы создаются, как правило, без специальной подготовки для решения текущей учебной задачи на период от нескольких минут до одного урока. Обычно их используют вместе с другими организационными формами: демонстрацией, лекцией, просмотром учебного фильма. Короткоживущие виртуальные группы используются с целью привлечь внимание учащихся к специфическим элементам изучаемого материала, помочь им сформировать требуемые ожидания от проходящего занятия и осознать применяемые учебные процедуры, подвести итог изучения материала. В отличие от пассивной работы неформальные группы позволяют вовлечь учащихся в активную работу с материалом (учащиеся анализируют и интерпретируют этот материал, суммируют приобретенные знания, интегрируют их в рамках собственной становящейся познавательной структуры). Достаточно провести в течение двух-трех минут групповые обсуждения перед началом и в конце занятия и, возможно, включить одно обсуждение, чтобы резко повысить педагогическую эффективность рассказа или демонстрации.
Базовые группы, в отличие от короткоживущих неформальных групп, создаются, как правило, на длительный период времени. Их главная задача – обеспечить взаимопомощь, моральную и интеллектуальную взаимную поддержку членов группы для достижения высоких учебных результатов. Базовая группа обеспечивает каждому чувство постоянной принадлежности к микроколлективу, ощущение защищенности, включенности в команду. Базовые группы обычно гетерогенны и формируются на постоянной основе.
Члены базовой группы могут встречаться два-три раза в неделю, чтобы обсудить, как продвигаются занятия, и оказать, если необходимо, помощь друг другу. Например, группа может собираться, чтобы вместе выполнять домашние задания. Одна из традиционных задач базовой группы – помочь в освоении материала тем, кто по различным причинам пропустил занятия. Создание в классе базовых групп помогает школьникам повысить объем и глубину освоения учебного материала, индивидуализировать обучение. Базовые группы особенно полезны, если изучаемый материал для большинства учеников достаточно сложен, а их количество в классе велико.
Также учителя могут использовать при организации групповой работы и стандартные процедуры – повторяющиеся серии учебных действий, выполняемых (запускаемых) учителем в классе (раздача материалов, проведение опроса, проверка домашних заданий, подготовка докладов и т.п.). Такие процедуры, однажды разработанные, не только упрощают повседневную работу учителя, но и поддерживают в классе постоянную атмосферу сотрудничества.
Наряду с таким разделением групп по времени совместной деятельности выделяют также группы по уровню эффективности (эффективные группы), участники которых кооперируются для достижения общих целей. Чтобы такая группа образовалась, недостаточно собрать людей вместе в одном рабочем помещении. Учебный класс, бригада учеников, выполняющих лабораторную работу, школьный совет и т. п. - это самые разные по своему характеру группы, члены которых далеко не всегда вступают в кооперацию. Исследователи (Р. Смид, К. Фопель), занимающиеся организацией групп в учебном процессе, предложили их классификацию в зависимости от эффективности проходящего в них учебного процесса.
Рассмотрим группы по признаку эффективности их работы и дадим их характеристику.
Псевдогруппы - объединения учащихся, от которых требуют работать вместе, но у которых к этому нет ни желания, ни нужды. Они встречаются, но не стремятся ни работать вместе, ни помогать друг другу. Учащиеся в лучшем случае лишь делают вид, что работают вместе. Их действия слабо координированы. Некоторые из них стараются увильнуть от работы, переложить ее на партнеров. Учебная работа в такой группе затруднена, а ее результаты ниже, чем индивидуальные успехи. Общение между школьниками не только не помогает учебе, но отвлекает от нее, не позволяя заниматься самостоятельно. В результате обучение в такой группе менее успешно, чем работа в индивидуальном режиме.
Традиционные (обычные) учебные группы образуют ученики, которые принимают задание работать вместе, но не видят в этом особой необходимости. Взаимозависимость здесь невысока. Задачи, как правило, не требуют для своего решения коллективных усилий. Члены группы обмениваются информацией на этапе прояснения задания, а затем работают индивидуально. Достижения каждого оцениваются только индивидуально, коллективная оценка отсутствует. Учитель не обращает внимания на развитие умений работать вместе. Анализ эффективности совместной работы не проводится. Эффективность здесь сравнима с эффективностью индивидуальной работы учеников.
Эффективные группы отличаются тем, что их члены не только принимают задание работать вместе, но и ощущают в этом необходимость. Они активно и сознательно вступают в кооперацию друг с другом. Их работа ориентирована на общую цель - эффективное учение всех. Общая цель создает дополнительный мотивационный фактор. Ученики чувствуют ответственность за успех своих товарищей и группы в целом. Восприятие успеха каждого как общей победы, а неудачи одного из членов как общей неудачи позволяет достигать более высоких учебных результатов по сравнению с индивидуальной работой. Ученики выполняют реальную работу, которая завершается практическим результатом. Они не только обмениваются информацией, необходимость достижения общей цели побуждает их оказывать помощь друг другу, вдохновлять друг друга. Добиваясь взаимного успеха, они способствуют и успешному решению академической задачи, и развитию взаимного чувства доверия, заботы друг о друге, и порождают атмосферу доверительных отношений. Члены группы осваивают умения, необходимые для успешной совместной работы. От каждого ожидают, что он будет пользоваться этими умениями в ходе работы. Фиксация внимания как на академической задаче и средствах ее решения, так и на средствах кооперации создает дополнительные возможности для освоения навыков учебной работы. Группа анализирует успешность своей деятельности. Это создает предпосылки для последовательного продвижения вперед, повышения качества работы, служит дополнительным фактором успешного освоения средств учебной деятельности.
Иногда эффективные группы достигают в своем развитии качественно нового уровня. Такую группу называют дружная команда. По всем формальным характеристикам эта команда аналогична эффективной группе, однако, здесь кооперация ее участников переходит в полноценное сотрудничество. Эффективные группы сами по себе далеко не всегда превращаются в дружные команды. Чтобы рабочий коллектив стал командой, нужны специальные усилия, специальная педагогическая работа. Уровень взаимного доверия и поддержки в дружной команде существенно выше, а работа в дружной команде ориентирована на цели, которые сущностно важны для ее участников. Члены команды искренне переживают за общее дело и в любой момент готовы оказать друг другу всевозможную помощь. Команда в состоянии справиться с задачами, которые не доступны ни одному из ее членов порознь.
Представим обобщение информации по вопросу различий между работой эффективной и традиционной групп.
Эти различия являются желательными для организации работы учащихся на уроке, а некоторые из них часто встречаются в практике, но и те и другие, необходимо знать учителю уже на этапе знакомства с понятием и сущностью групповой работы учащихся, чтобы при практической работе избежать ошибок.
Традиционная учебная группа обладает следующими чертами, которые «обедняют» работу на ее основе: нет процедуры рефлексии; нет взаимозависимости; нет индивидуального контроля; однородный состав участников; назначение постоянного руководителя; внимание исключительно на предметной задаче; со стороны учителя нет контроля и участия в работе; игнорирование навыков групповой работы.
Достоинства эффективной группы: систематическая процедура рефлексии; положительная взаимосвязь; индивидуальный контроль; разнородный состав участников; возможность исполнять роль руководителя; внимание и на предметную задачу, и на умение работать в группе; постоянный контроль со стороны учителя за работой и участие в ней по мере необходимости; специальное обучение навыкам групповой работы.
В отличие от традиционной учебной группы, состав которой практически не ограничен, эффективная группа представляет собой небольшой (не более 4-6 человек) самоидентифицирующийся сплоченный коллектив. Члены эффективной группы хорошо понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддержку.
Группы могут быть сформированы учениками по их выбору, назначены учителем или образованы по жребию. Случайно образованные группы должны часто меняться. Тщательно подобранные учителем группы могут оставаться без изменения достаточно долго, чтобы школьники сумели научиться работать вместе. В этом случае рекомендуется менять состав групп каждые 5 - 6 недель.
Большинство исследователей рекомендуют работу в гетерогенных группах. Если класс этнически или социально неоднороден, группы тоже должны быть неоднородны. Также в группу должны входить и девочки, и мальчики. Вместе с тем все зависит от конкретных педагогических целей, которые ставит перед собой учитель. Теоретически можно представить себе самые разные ситуации.
Состав группы отражает общую ситуацию в классе. Неоднородный состав облегчает процесс взаимного обучения учащихся, помогает учителю при подаче нового материала и в управлении классом. Но постоянная работа учеников в неоднородных группах имеет свои отрицательные стороны. Сильные учащиеся никогда не будут работать вместе, они лишаются возможности почувствовать сильного партнера, а слабые будут постоянно ведомыми и у них будет меньше возможностей научиться лидировать.
Обычно используют четыре способа формирования групп. Группы разнородные (гетерогенные), случайные, по интересам и однородные (гомогенные).
Разнородные группы предпочтительны по трем причинам:
- они создают наилучшие условия для взаимного обучения школьников;
- учителю проще управлять работой одинаковых по силе разнородных групп, где сильный ученик в каждой группе может исполнять роль помощника учителя;
- мальчики и девочки, ученики из разных общественных слоев и этнических групп учатся работать вместе, приобретают опыт поведения в малознакомой субкультурной обстановке.
Распределение учащихся по разнородным группам - задача учителя. Для этого можно, например, заранее заготовить списки членов групп и разложить их на рабочих местах.
Пример карточки для формирования новой группы
Степанова Анна
Ульянов Павел
Каландия Рамаз
Бурдова Ольга
Ученики в соответствии со списком быстро находят свою группу и занимают свое рабочее место. Этот способ можно использовать и при изменении состава и если чтение списков распределения учеников группы по журналу является неэффективным.
Случайные группы. Часто ученики предлагают состав групп сами. Учитель, согласившийся на такое распределение, должен быть готов к появлению в классе определенной иерархии отношений («наши» и «не наши»).
Иногда учитель формирует группу случайным образом. Однако при всех своих достоинствах образование групп по жребию (учащиеся тянут билетики с номерами групп) может привести к появлению очень слабых групп, которые будут всегда отставать от остальных. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, труднее.
Преимущество работы учащихся в группах связано с увеличением возможностей для каждого школьника занимать активную позицию в коммуникации. Поэтому желательно, чтобы состав группы был минимальным. В то же время количество групп в классе должно быть небольшим, чтобы ей было легче управлять. Оптимальной является группа из 4 человек. В такой группе легко организовать работу парами, и она имеет все преимущества пар. Группа из трех человек менее предпочтительна («Третий - лишний»). Как известно из теории малых групп, здесь всегда выделяется пара.
Если количество учеников в классе не делится на четыре или остался один ученик, надо присоединить его пятым к той группе, где он будет лучше всего учиться или помогать остальным. Если лишних двое, следует разбить одну четверку и образовать две группы по три человека, но сделать так, чтобы эти группы чувствовали себя группой из шести человек, разбитой пополам (например, менять между ними партнеров при работе парами). Если лишних трое, надо создать одну группу из трех человек.
Мальчики и девочки должны быть представлены в каждой группе поровну. Если в группе только одна девочка или один мальчик, они получают неоправданно большое внимание. Если же число мальчиков и девочек в классе не одинаково, следует сформировать столько групп «2: 2», сколько получится, а в остальные включить только мальчиков (или только девочек).
Каждый учитель должен уметь различать при объединении в группу учеников, которые абсолютно несовместимы или, напротив, закадычные друзья. Приведем две процедуры подбора членов группы, которые зарекомендовали себя на практике.
Подбор из упорядоченного списка. Процедура состоит из четырех этапов.
Этап 1. Составить список класса, в котором на первом месте будет самый сильный ученик, на втором - равный ему или чуть слабее, на третьем - равный второму или чуть слабее и т.д. На последнем месте будет самый слабый ученик.
Этап 2. Включить в группу первого и последнего учеников, а также двух учеников из середины списка. Проверить, выполняется ли в группе условие «2:2». Если нет, то заменить мальчиков и девочек, пользуясь серединой списка. Проверить, есть ли в группе абсолютно несовместимые ученики или закадычные друзья. В этом случае сделать соответствующую замену. Группа сформирована.
Этап 3. Исключить из списка учащихся тех, которые попали в группу. Если в списке осталось больше четырех учеников, перейди к шагу «2».
Этап 4. Объединить оставшихся учащихся в группы по три (или пять) человека.
Подбор группы под лидера. Эта процедура особенно хороша для учителя, ведущего классное руководство. Она помогает создать в классе доверительную атмосферу, способствует сближению одноклассников.
Этап 1. Выбрать 7-8 (по числу групп) самых сильных учащихся, которые будут лидерами.
Этап 2. Собрать будущих лидеров после уроков и объяснить им, что для успешной работы их группа должна включать школьников разного уровня. Предложить каждому лидеру выбрать одного из 7-8 слабейших учеников в свою будущую группу. Объяснить, в чем будет состоять их последующая роль.
Этап 3. На следующий день объявить, что в классе начинается работа в группах, назвать лидеров и попросить их выбрать себе партнера. Каждый из лидеров выбирает одного партнера, как было решено вчера, и говорит: «Я хочу работать с ним/нею в одной группе». При этом слабых учеников могут не пригласить в команду. Вероятна сильная эмоциональная реакция.
Этап 4. Два члена будущей группы садятся вместе и решают, кого они пригласят из оставшихся.
Этап 5. Три члена группы решают, кого они пригласят из оставшихся. Всех учеников надо предупредить, что в каждой группе должны быть два мальчика и две девочки. За учителем остается право утвердить или отклонить предлагаемый выбор.
Знание учителем этих двух процедур достаточно для того, чтобы суметь подобрать учащихся по группам.
Следующим пунктом организации групповой работы учащихся на уроке является размещение учащихся на рабочих местах.
Работа в группах требует нетрадиционного расположения рабочих мест учащихся в классе. Здесь при всем разнообразии рекомендуется соблюдать следующие принципы: никто не сидит спиной к доске (каждому ученику видно, что происходит в центральной зоне классной комнаты - у доски); каждый ученик хорошо видит всех членов своей группы; члены группы находятся друг от друга в пределах досягаемости (они могут соединить протянутые руки, легко дотянуться до общего листа бумаги и при необходимости повернуть его к себе).
Последний момент при формировании групп - это их переформирование групп.
После того как формальные группы успешно проработали вместе в течение 5-6 недель, учитель может неожиданно объявить: «Завтра вы будете работать в новых группах». Как правило, учащиеся встречают это объявление с недовольством, они предпочитают продолжать работу в старых группах. Поэтому процедуру «распада» надо сделать менее болезненной, надо устроить прощание с партнерами по старой группе. Приведем несколько популярных форм прощания:
- каждая группа делает коллективный фотоснимок на память, который помещается на общий стенд, висящий в классе;
- каждая группа пишет прощальное обращение к классу: «Спасибо партнерам по группе. Мы вместе научились...»;
- каждый член группы рассказывает классу, чему он научился у своих партнеров по группе: «Вам понравится работать с Сережей, потому что...», «У Маши я научился...»;
- каждый член группы пишет прощальное письмо каждому из товарищей по группе на тему: «Чему я у тебя научился» или «Почему мне было интересно работать с тобой»;
- «листок в альбом». Каждый ученик пишет свое имя на розданном учителем прощальном бланке, который передается в группе по кругу своему соседу слева. Получив бланк, каждый пишет пожелание/благодарность хозяину бланка и передает соседу слева. Так повторяется до тех пор, пока каждый не получит лист со своей фамилией.
Учащиеся уже получили начальный опыт работы в группе. Они знают, что участие в новых группах нужно для того, чтобы научиться лучше работать. Учитель сообщает состав новых групп (их списки заранее подготовлены), и ученики быстро занимают новые места в классе. Эта операция повторяется 5-6 раз в течение учебного года. Для упрощения процедуры можно воспользоваться списком учащихся, который составляли при подборе первого состава групп.
В данном параграфе была проведена следующая работа: дали характеристику организационных форм групповой работы (формальные группы, неформальные, базовые группы) и характеристику групп по признаку эффективности их работы (псевдогруппы, традиционные, эффективные группы, дружная команда; различия традиционной и эффективной групп), были рассмотрены: уровни позитивной взаимозависимости в группе: слабый, средний, сильный; виды форм взаимозависимости в группе при организации групп взаимодействия: по результату, успеху задаче ресурсу, по роли; характер взаимодействия при разных знаках взаимозависимости; преимущества учения в условиях кооперации, по сравнению с обучением в условиях конкуренции.
Так же были рассмотрены особенности качественного и количественного состава учеников; описали четыре способа формирования групп: разнородные, случайные, по интересам, однородные, представили две процедуры подбора членов групп: из упорядоченного списка и группы под лидера; рассмотрели процедуру переформирования групп. Если соблюдать эти пункты, то распределение учащихся по группам, их переформирование и размещение учащихся в пространстве класса на начальном этапе работы снимет противоречия, которые в дальнейшем бы мешали работе группы.