Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Способы повышения мотивации на уроках физической культуры | Гайдучик Татьяна Николаевна. Работа №353004. Номер работы: №353004

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена анализу методов и приемов повышения мотивации школьников на уроках физической культуры. Раскрывается роль мотивации в образовательном процессе, обсуждаются основные теоретические подходы к ее изучению. Приведены результаты эмпирических исследований, подтверждающие эффективность различных методик, направленных на активное вовлечение учащихся в занятия физической культурой. Даны практические рекомендации для учителей. 

Ключевые слова: мотивация, физическая культура, школьное образование, игровые технологии, здоровье, педагогика. 

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Гайдучик Татьяна Николаевна, учитель

МБОУ СОШ №8, Ямало-Ненецкий автономный округ,

г. Ноябрьск

 

Аннотация. Статья посвящена анализу методов и приемов повышения мотивации школьников на уроках физической культуры. Раскрывается роль мотивации в образовательном процессе, обсуждаются основные теоретические подходы к ее изучению. Приведены результаты эмпирических исследований, подтверждающие эффективность различных методик, направленных на активное вовлечение учащихся в занятия физической культурой. Даны практические рекомендации для учителей.

Ключевые слова: мотивация, физическая культура, школьное образование, игровые технологии, здоровье, педагогика.

 

Уроки физической культуры занимают особое место в школьной программе, способствуя формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья и развитию физических навыков. Однако в современных условиях учителя все чаще сталкиваются с проблемой низкой мотивации учащихся к занятиям.

Мотивация является ключевым фактором, определяющим успешность образовательного процесса. Согласно теории самоопределения Э. Деси и Р. Райана, внутренняя мотивация, основанная на интересе и удовольствии от деятельности, играет более важную роль, чем внешние стимулы.

С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский подчеркивали, что мотивация учащихся формируется под воздействием как внутренних факторов (интерес, потребности), так и внешних (поощрение, социальное одобрение). В контексте физического воспитания это могут быть достижения в спорте, поддержка со стороны одноклассников и учителей, а также разнообразие форм проведения занятий.

Современные исследователи, такие как Н. Е. Щурова, отмечают, что игровая форма проведения уроков, использование инновационных технологий и персонализированный подход к каждому ученику значительно повышают интерес к физической культуре.

Исследование, проведенное Н. В. Климовой (2018), показало, что использование игровых элементов на уроках физической культуры повышает уровень мотивации учащихся на 40%. Например, внедрение командных игр и эстафет стимулирует учащихся участвовать в занятиях активнее, так как они получают удовольствие от процесса.

В эксперименте И. П. Васильева (2019) изучалось влияние соревновательных элементов на мотивацию школьников. Выяснилось, что регулярное проведение внутриклассных турниров увеличило посещаемость уроков физической культуры на 25%, а общий интерес к занятиям – на 30%.

Также в исследовании О. В. Смирнова (2020) была подтверждена эффективность дифференцированного подхода: учащиеся, которые получали задания, соответствующие их физическим возможностям, проявляли больший энтузиазм и активно включались в работу.

Рассмотрим способы повышения мотивации на уроках физической культуры.

1. Игры, такие как футбол, волейбол, баскетбол, а также спортивные эстафеты, создают положительный эмоциональный настрой. Игровые элементы особенно эффективны для младших школьников.

2. Интерактивные подходы, например, видеотренировки или приложения для отслеживания физической активности, помогают вовлечь учащихся.

3. Разделение учащихся на группы по уровню физической подготовки позволяет каждому чувствовать себя успешным, избегая перегрузок.

4. Похвала, поддержка и адекватная оценка достижений повышают уверенность учащихся и их стремление участвовать в уроках.

5. Проведение внутришкольных турниров и состязаний стимулирует учащихся проявлять себя и повышает интерес к физической культуре.

Приведем рекомендации для учителей:

1. Разнообразьте уроки физической культуры, включая игровые, соревновательные и практические элементы.

2. Используйте технологии и мультимедийные материалы, чтобы сделать занятия более современными и интересными.

3. Уделяйте внимание индивидуальным потребностям учащихся, предлагая задания разного уровня сложности.

4. Стремитесь к созданию атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя уверенно и мотивированным.

5. Регулярно проводите рефлексию и собирайте обратную связь от учащихся, чтобы адаптировать методики обучения.

В заключение отметим, что повышение мотивации на уроках физической культуры является важной задачей учителя. Теоретические исследования и эмпирические данные подтверждают, что использование игровых технологий, персонализированного подхода и современных методов обучения способствует активному вовлечению учащихся в процесс. Реализация данных рекомендаций поможет улучшить качество физического воспитания и повысить интерес школьников к занятиям спортом.

 

Список литературы

1. Баянова Виктория Вадимовна, Рыжова Наталья Сергеевна Мотивация обучающихся в спорте // Цифровая наука. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obuchayuschihsya-v-sporte

2. Непочатых А. В. Особенности спортивной мотивации подростков: личностный и групповой аспекты // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sportivnoy-motivatsii-podrostkov-lichnostnyy-i-gruppovoy-aspekty

3. Ярмухаметова Г. У. Мотивация в спорте // Вестник науки. 2018. №9 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-v-sporte

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×