Способы развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста | Наталья Владимировна Чукалкина. Работа №354134
МБОУ ДО "Дом детского творчества"
«Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творческого самовыражения».
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Способы развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
«Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творческого самовыражения».
Сиротюк Л. А., доктор психологических наук
На данный момент одной из самых животрепещущих тем для специалистов является нейро-подход в работе логопеда.
Все мы знаем, что за последние годы значительно увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей с тяжелым нарушением речи. Дети с нарушениями речевого и психического развития требуют особого внимания, так как очень часто испытывают серьезные проблемы личностного развития, самореализации и адаптации в современном мире.
Развитие мозга – это не только занятия по прокачке креативности, критического и ассоциативного мышления, это еще и упражнения на синхронизацию работы полушарий мозга.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
За что отвечает правое полушарие:
обработка невербальной информации, эмоциональность;
музыкальные и художественные способности;
ориентация в пространстве;
способность понимать метафоры (смысл п
ословиц, поговорок, шуток..)
обработка большого количества инфо
рмации одновременно, интуиция;
воображение;
отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
логика, память;
абстрактное, аналитическое мышление;
обработка вербальной информации;
анализ информации,
умение
дела
ть
вывод;
отвечает за правую половину тела.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга (левое и правое) обеспечивает нормальную работу всех психических процессов (мышление, память, внимание и т.д.).
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации).
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
зеркальное написание букв и цифр;
псевдолеворукость
;
логопедические отклонения;
неловкость движений;
агрессия;
плохая память;
отсутствие познавательной мотивации;
инфантильность.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Кинезиологические
упражнения.
Дыхательные упражнения
Глазодвигательные
упражнения
Упражнения на релаксацию
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.
Так же хочется отметить, что самый благоприятный период для развития межполушарного взаимодействия – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик коррекционного воздействия, что приводят к стабильной динамике улучшения качества устной, а в дальнейшем и письменной речи детей, познавательных способностей.