Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Способы рефлексии на заключительном этапе современного урока | Венделева Эльвира Александровна. Работа №350033

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье рассматриваются различные способы рефлексии, которые могут быть использованы на заключительном этапе урока. Показано, как эти методы помогают учащимся осознать свои достижения, проанализировать полученные знания и улучшить дальнейшее обучение. Статья включает примеры конкретных техник, а также их преимущества для развития критического мышления у учащихся.

Ключевые слова: рефлексия, заключительный этап урока, методы обучения, критическое мышление, оценка.

СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

 

Венделева Эльвира Александровна, учитель английского языка

МБОУЦО № 39, г. Владивосток

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются различные способы рефлексии, которые могут быть использованы на заключительном этапе урока. Показано, как эти методы помогают учащимся осознать свои достижения, проанализировать полученные знания и улучшить дальнейшее обучение. Статья включает примеры конкретных техник, а также их преимущества для развития критического мышления у учащихся.

Ключевые слова: рефлексия, заключительный этап урока, методы обучения, критическое мышление, оценка.

 

Современные образовательные подходы акцентируют внимание на активном участии учащихся в учебном процессе. Одним из важных элементов такого подхода является рефлексия, особенно на заключительном этапе урока. Этот процесс позволяет ученикам не только осознать, что они узнали, но и понять, как это знание может быть применено в будущем. Рассмотрим различные методы рефлексии, которые могут сделать заключительный этап урока более эффективным.

Одним из самых простых и популярных способов рефлексии является "шар вопросов". В конце урока учитель может подготовить несколько вопросов, которые стимулируют учащихся задуматься о том, что они усвоили. Например, учитель может спросить: "Что было для вас самым сложным в этом уроке?". Этот подход помогает учащимся не только оценить свои достижения, но и выявить области, требующие дополнительного внимания.

Другим эффективным методом является создание "рефлексивного дневника". Учащиеся могут вести дневники, в которых будут записывать свои мысли о каждом уроке. Например, после урока, ученик может написать: "Сегодня я узнал, как правильно …, но у меня возникли трудности с вопросами ..." Такой способ не только развивает навыки письма, но и позволяет учащимся отслеживать свой прогресс и изменения в понимании языка.

Метод "партнерской рефлексии" также заслуживает внимания. В этом случае учащиеся работают в парах и обсуждают, что нового они узнали и какие трудности у них возникли. Партнеры могут задать друг другу вопросы и помочь разобраться в сложных моментах. Например, один ученик может сказать: "Я не совсем понял. Можешь объяснить мне это?" Такой подход способствует развитию навыков коммуникации и повышает уверенность учащихся в своих знаниях.

Техника "пять чего" может быть использована для более глубокого анализа материала. Учитель задает учащимся вопрос "Почему?" относительно изучаемой темы, и они должны по очереди отвечать на него пять раз. Например, если урок был посвящен экологическим проблемам, учащиеся могут начать с вопроса: "Почему важно заботиться о нашей планете?" и продолжать развивать ответ, углубляясь в детали. Это не только развивает критическое мышление, но и побуждает учащихся находить связи между различными аспектами изучаемой темы.

Введение визуальных элементов в процесс рефлексии также может быть весьма эффективным. Учитель может предложить ученикам создать ментальные карты или рисунки, отражающие их понимание темы урока. Например, после изучения темы "путешествия" учащиеся могут нарисовать карту с изображением мест, которые они хотят посетить, и описать, почему они выбрали именно эти места. Такой визуальный подход помогает лучше закрепить материал и развивает творческое мышление.

Не следует забывать и о методе "рефлексивного опроса". В конце урока учитель может предложить учащимся заполнить небольшой опросник, в котором они оценят, насколько им была интересна тема, что они узнали нового и что бы они хотели изучить в будущем. Например, вопросы могут быть следующими: "Как вы оцениваете сложность материала?" или "Что было для вас самым интересным?" Это позволяет учителю получить обратную связь и скорректировать будущие уроки с учетом интересов и потребностей учащихся.

Использование технологий в рефлексии также стало популярным в последнее время. Учителя могут предложить ученикам воспользоваться онлайн-платформами, где они могут делиться своими мыслями и получать комментарии от одноклассников. Например, приложение для создания блогов может стать отличным способом для учащихся делиться своими рефлексиями и получать обратную связь от других. Это не только развивает навыки цифровой грамотности, но и способствует созданию сообщества учащихся, где они могут поддерживать друг друга в учебном процессе.

Таким образом, рефлексия на заключительном этапе урока — это важный инструмент, который помогает учащимся осознать свои достижения и проанализировать полученные знания. Применение различных методов, таких как "шар вопросов", "рефлексивный дневник", "партнерская рефлексия", "пять чего", визуальные элементы, "рефлексивный опрос" и использование технологий, может сделать этот процесс более интересным и продуктивным. Важно помнить, что рефлексия не только помогает учащимся закрепить изученное, но и развивает их критическое мышление, что является неотъемлемой частью современного образования.

 

Список литературы

1. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. -Издание 2-е. - СПб: «Альянс Дельта» совм.с издательством «Речь», 2023. - 192 с.

2. Левагина, О.Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект / О.Б. Левагина // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 394-397.

3. Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / A.B. Миронов. - Волгоград: Учитель. 2014. - 174 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×