Способы решения проблем детского хулиганства и озорства | Анна Александровна Остапчук. Работа №277115
Автор: Анна Александровна Остапчук
Педагогам иногда приходится сталкиваться с детским хулиганством и озорством. Как решить эту проблему? В этом сообщении даётся практический материал по данной теме.
Наша цель –помочь ребёнку сохранить весёлость и резвость, но при этом научить его не досаждать окружающим. Можно ли направить энергию озорства в созидательное русло и как это сделать? Как вести себя с тем, кого всё чаще хочется назвать хулиганом? Как помочь ему управиться с собой, не теряя себя? В этом нам может помочь сказочная педагогика.
Сказочная педагогика - эффективный и ненавязчивый метод воспитания, пробуждающий в ребенке самостоятельную душевную активность. Творчески настроенный родитель или педагог может в игровой форме, без всякого занудства, помочь ребенку остаться веселым, не слишком травмируя окружающих.
Методическое объединение
учителей начальных классов
«Социально – педагогические проблемы образования»
«Сказочная педагогика
в решении проблем
детского хулиганства и озорства»
Подготовила учитель Остапчук А.А.
«Годы детства - это прежде всего воспитание сердца».
В. Сухомлинский
Может ли сказочная педагогика помочь в решении проблем детского хулиганства и озорства?
Разница между озорством и хулиганством. Можно ли отделить игру от озорства. Что делать, если детский заводной характер причиняет беспокойство окружающим. Как быть весёлым, не огорчая своей весёлостью других. Можно ли энергию озорства направить в созидательное русло. Как с помощью сказки справиться с хулиганом. У кого научиться озорству. Все мы чувствуем, что есть разница между озорством и хулиганством и что детям свойственно скорее первое, чем второе. Но существует ли точное обозначение этой границы? Может быть, она зависит ещё и от педагога, склонного к снисходительности.
Впрочем, ребёнок растёт с возрастом у него появляются новые силы и возможности, а окружающие всё менее склонны к снисходительности. Можно изо всех сил пытаться его дисциплинировать, загонять в рамки нормированного поведения. Тогда мы либо постепенно заглушим гейзер детской активности, либо будем всё больше противопоставлять его «правильному» поведению тех, с чьими гейзерами операция заглушения прошла успешно. Наша цель –помочь ребёнку сохранить весёлость и резвость, но при этом научить его не досаждать окружающим. Можно ли направить энергию озорства в созидательное русло и как это сделать? Как вести себя с тем, кого всё чаще хочется назвать хулиганом? Как помочь ему управиться с собой, не теряя себя?
Оппозиция дисциплине
Озорство – это жизнерадостная оппозиция дисциплине. И чем больше склонен воспитатель опираться на дисциплину, тем труднее ему выносить озорство, тем с большей лёгкостью он (но, конечно, не мы, правда?) объявит его хулиганством.
Озорство – это веселье, не причиняющее ущерба ничему, кроме правил, и никому, кроме зануд. Мы должны всё время напоминать себе об этом (кстати, вот и обозначается граница между озорством и хулиганством) для того, чтобы не обожествлять правила и не грешить занудством.
Озорство – это щекотка для сдержанного окружения. То есть и для нас тоже. Так что будем радоваться, что есть кому нас расщекотать и дать нам возможность участвовать в детском веселье. Не будем чрезмерно сопротивляться.
Озорство – это игровая инициатива. Инстинкт нуждающегося в игре ребёнка. Призыв: «Ну давайте же поиграем!». Это газированная пена детства, не умещающаяся в отведённом ему бокале. И чтобы не дать сбиться ребёнку на зловредное хулиганство, надо признать эту естественную его потребность и поддержать её, направляя в лучшую сторону вместо худшей.
Игровая активность
Игра необходима ребёнку, и если он сам это чувствует, если тяготеет к игре, остаётся лишь порадоваться за него. Между прочим, сказочная педагогика (тоже разновидность игры) окажется особенно подходящим средством для взаимодействия с ним.
Существует множество традиционных, регламентированных игр с устоявшимися правилами, и никому не придёт в голову объявлять участие в них озорством. Но настоящий «человек играющий» не ограничится тем, что ему предложено. Он будет импровизировать, превращать в игру ту или иную ситуацию – и вот тут-то вполне может прозвучать слово «озорство». И зря: оно противопоставляет взрослого и ребёнка, тогда как слово «игра» скорее объединит нас в одну команду. Даже если в этой игре у нас совершенно разные роли.
Поисковая активность
Это важная психобиологическая характеристика любого живого существа. Превращать её в упрёк типа «озорство» нет никакого смысла. Хотя такое происходит сплошь и рядом.
Один девятилетний мальчик внимательно рассмотрев один из школьных огнетушителей, обнаружил, что тот заржавел, а срок его годности давно истёк. «Надо обязательно его проверить», – подумал он и, недолго думая, произвёл все необходимые манипуляции. Огнетушитель оказался пригодным к действию и изверг из себя внушительное количество пены. Это произвело глубокое впечатление на окружающих, среди которых оказались и учителя. Впрочем, об озорстве никто не говорил, все твердили: «Хулиганство!» Но, к счастью, милицию привлекать не стали: просто заставили собственноручно ликвидировать последствия.
Такого рода поисковые эксперименты начинаются у ребёнка очень рано. Как не попробовать выкинуть книги с полки, до которой наконец-то смог дотянуться – отличная игра! Мы можем помогать отличить исследовательские игры от разрушительных или неприятных другому, но не забивать стремление к поиску окриками и запретами.
Творческая активность
Наконец, ещё более важная деятельность, которую порою, не разобравшись, относят к озорству или даже хулиганству, – это деятельность творческая. Она ещё не оформлена, как у взрослых, в определённые жанры и формы, но ведь всему своё время под солнцем…
Нарисовать картину – это, несомненно, творчество. Ну, а если не на бумаге, а на столе, и не красками, а кашей? Конечно, тоже творчество, хотя и несколько затрудняющее нашу жизнь. Уверен, что каждый родитель или воспитатель приведёт немало своих примеров творческих игр, которые поначалу очень хочется назвать озорством или хулиганством. Но откуда же взяться творческим людям, если мы будем осекать их с самого детства?..
Разрушительная активность
Разумеется, есть виды активности, от которых необходимо предостерегать ребёнка. Но не с помощью строгого указательного пальца и морали, это действует слабо (или не действует вообще). Сказочная педагогика поможет нам сделать эти направления деятельности непривлекательными, смешными (в пренебрежительном смысле слова), неинтересными. Всё, что связано с агрессией против другого человека, с разрушением, злостью, завистью, мстительностью заводит человека в тупик. Это не игра, это скорее противодействие чьей-то игре, чьим-то поискам, чьему-то творчеству. Чтобы чувствовалось: в эту сторону двигаться скучно и бессмысленно.
Право на озорство мы оставим за игрой. А с хулиганами мы тоже поиграем – так, чтобы всем вместе почувствовать всю нелепость враждебности и злобы.
Сказочная педагогика – инструмент для родителей, педагогов, психологов, открытых к творчеству. Для тех, кто не боится быть и развлекателем, и игрателем, и изобретателем – ради того, чтобы наши дети росли весёлыми, творческими и нравственными людьми.
С древнейших времён одним из замечательных воспитательных средств служит сказка: выдумка, помогающая формировать реальные душевные качества. И не надо думать, что время её прошло. У каждого народа, у каждой эпохи свои сказки, и каждый воспитатель применяет их по-своему.
На примере конкретных сказок, ориентированных на конкретные детские проблемы, мы взглянем на возможности сказки как жанра педагогического, а не только литературного. Присмотримся к тому, как пользоваться этим жанром: о чём поговорить с ребёнком, когда сказка прочитана, какие другие формы взаимодействия с детьми здесь возможны.
Все мы знаем, какой занудной и тягостной для ребёнка может быть педагогика. К счастью, это не обязательный её признак. Во-первых, сказка используется как полезнейший педагогический инструмент. Во-вторых, такой подход к воспитанию обладает волшебно-радостными свойствами, освобождающими от занудства и подавления.
Сказочная педагогика использует метафорические ресурсы сказки. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребёнку. Создает условия, в которых ребёнок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Сказка позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Ведь если нет двух одинаковых жизней, - значит и нет общих на всех способов приближения к счастью.
Каждая из сказок имеет определенную направленность.
Такая сказка – это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Что могут дать педагогические сказки детям?
1. Они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы «не стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».
2. В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху»
3. Истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.
Сказочная педагогика - эффективный и ненавязчивый метод воспитания, пробуждающий в ребенке самостоятельную душевную активность. Творчески настроенный родитель или педагог может в игровой форме, без всякого занудства, помочь ребенку остаться веселым, не слишком травмируя окружающих.
Более подробно знакомят с особой методикой воспитания, сказочной педагогикой, сказки известного детского писателя и педагога Виктора Кротова «Озорство и хулиганство», «Капризы и обиды», «Понимание другого» и другие.
«Озорство и хулиганство»-третья книга цикла, посвященного сказочной педагогике.
Сказки Виктора Кротова позволяют по-новому взглянуть на особенности поведения ребёнка и вместе с тем помочь ему в решении конфликтных ситуаций.
Приёмы сказочной педагогики.
Перечислим несколько пунктов, относящихся к возможностям использования сказки в воспитании. Не обязательно тщательно выполнять каждый из них. Это лишь материал для творчества.
Приёмы:
1). прочитать сказку (педагог или родители);
2). поговорить о сказке;
3). прочитать ещё раз;
4). поиграть в сказку;
5). показать сказку;
6). изобразительное творчество. (см. приложение)
1. Прочитать сказку
Это не такой очевидный пункт, как кажется. Во-первых, если ребёнок умеет читать, возникает соблазн перевести его на самообслуживание. Вот тебе сказка, прочти её. Это неправильно. Когда ребёнок читает, он тратит энергию сразу на два дела: на сам процесс чтения и на восприятие прочитанного. Читая ему вслух, мы снимаем первую нагрузку (в младшем возрасте она может быть довольно обременительной) и даём возможность свободно погрузиться в мир, создаваемый сказкой.
Моя дочка (которая сама читала уже вполне хорошо) говорила мне: «Когда я читаю сама, у меня в голове всё гудит. А когда ты или мама мне читаете, я думаю о том, что там происходит».
Кстати, уже во время этого совместного чтения (которое само по себе является замечательной формой общения) у детей могут возникнуть побуждения к обсуждению. Порадуемся этому. Сделаем паузу, поговорим о происходящем в сказке и о чём-то похожем в жизни, а потом уже продолжим чтение.
2. Поговорить о сказке
Не обязательно, чтобы это было сразу после того, как закончено чтение. Плодотворным может оказаться и обсуждение через некоторое время (в этот же день попозже или на следующий день), когда прочитанное устоялось или даже, может быть, немного забылось. Мы одновременно и напомним о сказке, и вернём внимание к ней. Лучше всего, чтобы к такому разговору нашёлся какой-то житейский повод (но будем избегать соблазна использовать сказку для морализаторства).
Для иллюстрации возможностей разговора после каждой сказки приведён примерный набор возможных вопросов к детям. Сразу следует предупредить, что не надо стремиться использовать подряд все вопросы. Их надо выбирать в соответствии с возрастом, характером и особенностями мышления конкретного ребёнка. А ещё лучше – придумывать свои варианты, свои формулировки, наиболее подходящие именно для него и для разговорной ситуации. Будем также помнить, что это не экзаменационные вопросы. Мы не должны ожидать каких-то определённых ответов. Наоборот, интереснее всего расслышать самостоятельную реакцию малыша на тему вопроса.
Естественно, к разговору о сказке можно вернуться не раз. Иногда это может быть и не разговор-обсуждение, а просто обращение к изображённой в сказке ситуации, к её персонажам. Лучше всего, если сказка даёт нам ключевой образ-метафору и этот образ может стать своеобразным «словом» в общении с ребёнком. Такими образами могут стать для нас как тот или иной персонаж, так и определённая сказочная ситуация.
3. Прочитать ещё раз
Детям нужны повторения прочитанного. Ребёнку трудно за один раз разобраться в сказке, обжить её, усвоить.
Прочитать сказку ещё и ещё раз (можно даже, при желании ребёнка, повторить её сразу же) совершенно естественно, с точки зрения детского восприятия. Кроме того, возникают дополнительные возможности для обсуждения важных вещей, для привлечения внимания к различным подробностям повествования. Сегодня к одним, завтра к другим.
В прочитанной несколько раз сказке ребёнок чувствует себя свободнее, по-хозяйски. Он может её по-своему варьировать, придумать своё продолжение, используя описанное в сказке как исходный пункт собственного воображения. Всё это заслуживает заинтересованного одобрения.
4. Поиграть в сказку
Для детей важно не только и не столько умственное восприятие, сколько переживание с помощью игры. Поэтому можно воспользоваться сюжетом и персонажами прочитанной сказки в качестве исходного игрового импульса. Так, как это принято у детей: давай я буду тем-то, а я тем-то, а ты кем будешь?..
Если дети «заведутся» на игру в сказку, мы не будем тут же пытаться эксплуатировать её в педагогических целях. Сначала нужно привыкнуть к этому сказочному пространству, освоить его. А потом, при случае, обменяться мнениями о том, что в нём происходит.
5. Показать сказку
Речь идёт не о сценической постановке прочитанного. Но почему бы не попробовать сыграть короткий импровизированный спектакль, посвящённый сказке или какому-то её эпизоду, если дети готовы к этому?
Можно устроить игру в сказку с помощью кукол – просто как игру или как кукольный спектакль (соорудив ширму из любого куска ткани).
Можно пойти на прогулку, считая, что мы отправляемся туда, где происходило действие прочитанной сказки. И много других «можно» ожидают нашей изобретательности.
6. Изобразительное творчество
Наверное, «изобразительное творчество» звучит слишком громко, но вполне можно настроить детей на то, чтобы нарисовать героев сказки или какие-нибудь из понравившихся эпизодов. Нарисовать фломастерами, карандашами или красками. Или другим способом, который им по силам. Например, мелками на асфальте. Или с помощью аппликации.
Если вы лепите с детьми из пластилина или из глины, можно и в этой форме откликнуться на сказку. Пригодится и всякое другое рукоделие.
Но самое главное, что во время этого творческого взаимодействия со сказкой продолжается её внутреннее освоение. Происходит закрепление образа, принятие его в багаж внутренних ассоциаций. Даже самое краткое взаимное обсуждение работ способствует этому и углубляет восприятие.
Приложение.
Сказки в действии.
Здесь представлены несколько сказок (одна из них является фрагментом сказочной повести, но представляет собой сюжетно законченную сцену), рекомендуемых для использования в рамках темы этого выпуска. К каждой из сказок приводится два комментария: один до сказки, другой после. Однако эти комментарии ориентированы не только на конкретную сказку, но и намечают общую методическую канву принципов и возможностей сказочной педагогики.
Особое значение имеют вопросы к сказке, которые предназначены для общения с детьми на затронутую в ней тему.
Сказочная педагогика червячка Игнатия
История про Дрыбыдыра, которая приведена ниже, имеет две стороны. Во-первых, она непосредственно относится к теме озорства и хулиганства, так что естественным образом входит в арсенал сказочной педагогики. Во-вторых, служит примером непосредственного её применения. Пример, конечно, тоже сказочный, но в нём нет ничего, что нельзя было бы осуществить в действительности.
Но червячок Игнатий выступает здесь не в роли педагога. Скорее, он подобен ребёнку, который вынужден искать СВОИ средства воздействия на окружение, – и ему это удаётся.
Дрыбыдыр
Как-то раз червячок Игнатий, лёжа среди цветов и травок, размышлял о людях. «Странно устроен человек, – думал червячок Игнатий. – Червячки все добрые. А люди бывают злыми, бывают вредными. Вон там, на детской площадке, мальчик игрушки у малышей отбирает, песком кидается, даже стукнул кого-то. Червячок ничего такого в жизни не сделает… Просто, наверное, человек очень большой, гораздо больше червячка, вот в нём много всего и помещается».
Увидев, что вредный мальчик с детской площадки идет в его сторону, червячок Игнатий забрался поглубже под лист подорожника и стал думать дальше. «Конечно, человек слишком большой. Когда у меня была маленькая норка, в ней всегда было чисто. А когда я её удлинил чуть ли не до самой Австралии, кое-где я просто не успеваю убираться… Ой-ой-ой!»
Дальше размышлять стало трудно, потому что червячок Игнатий болтался в воздухе. Тот самый мальчик вытащил его из травы, сжал поперёк туловища и теперь нёс неизвестно куда и неизвестно зачем.
Мальчик положил червячка Игнатия в песочницу возле большого замка, построенного из камушков, песка и веток. «Наверное, это кто-то другой построил, – успел подумать червячок Игнатий. – Вряд ли этот разрушительный мальчик мог построить такой дворец».
– Это заколдованный замок, – сказал мальчик червячку Игнатию.– В нём живут маленькие глупые человечки. А ты будешь страшным драконом. Ты будешь поедать этих дурачков, и они будут тебя бояться.
– Нет, – ответил червячок Игнатий. – Я не буду драконом.
– Тогда я тебя раздавлю, – пригрозил мальчик.
– Знаешь что, лучше послушай мою сказку, – предложил червячок Игнатий.
– Ладно, сказку послушаю. А потом ты будешь драконом.
«Ничего подобного!» – подумал про себя червячок Игнатий. И начал свою сказку:
– Жил-был мальчик… Тебя как зовут? – спросил он вредного мальчика.
– Меня зовут Дрыбыдыр, – захохотал мальчик.
– Подумать только! И того мальчика как раз звали Дрыбыдыр. Он был очень вредным мальчиком. Всех обижал, даже самых маленьких. И вот однажды после дождя, когда на прогулку вышло великое множество червячков, Дрыбыдыр придумал себе забаву. Он брал червячка и кидал его на какого-нибудь малыша. Малыш пугался, червячок ушибался, а довольный Дрыбыдыр хихикал.
– Ух, какая отличная игра! – крикнул мальчик, который назвал себя Дрыбыдыром.
Раз он так представился, значит и нам придётся называть его так же. Хотя мама с папой, наверное, подобрали ему имя получше.
А червячок Игнатий продолжал свою сказку:
– Но один из червячков, которого Дрыбыдыр схватил и приготовился бросить на крошечную девочку в пышном розовом платьице, крикнул ему: «Перестань сейчас же, а то я пожалуюсь Ромашковому Эльфу!». – «Подумаешь, напугал!» – фыркнул Дрыбыдыр и бросил червячка на розовую девочку. Но червячок извернулся в воздухе и сумел отклониться. Он упал в траву, подполз к ближайшей ромашке и потряс её за стебелёк. Ромашка наклонилась к нему, и червячок что-то прошептал прямо в её жёлтую серединку. И вдруг ромашка превратилась в маленького волшебного мальчика с белыми волосами, торчащими во все стороны. Это был Ромашковый Эльф. Он огляделся и сразу всё понял. Сложив ладоши трубочкой у рта, Ромашковый Эльф подул на Дрыбыдыра. И Дрыбыдыр превратился в колючий куст репейника у дороги. Так он и простоял много дней, пока не перестал цепляться к прохожим. Только тогда Ромашковый Эльф расколдовал его.
Червячок Игнатий закончил свою сказку, а мальчик, назвавший себя Дрыбыдыром, сидел на краю песочницы и молчал. Потом он осторожно взял червячка Игнатия и отнёс его туда, где червячок Игнатий размышлял о людях. Мальчик положил червячка Игнатия в траву и сказал:
– Меня зовут Игорь. Я не Дрыбыдыр.
И он пошёл куда-то по траве, старательно обходя каждую ромашку.
Ромашковый Эльф на защите справедливости
Добрые феи, волшебные палочки, благородные рыцари играют в сказках важную роль. Они позволяют героям противостоять злым силам. Эту задачу выполняет и Ромашковый Эльф. Причём выполняет её дважды: сначала в той внутренней сказке, которую рассказывает червячок Игнатий, а потом в сказке основной. Здесь он уже воздействует на Дрыбыдыра не волшебной силой, а силой метафоры, художественного образа. Нам остаётся постараться дать возможность этому образу сработать ещё раз – применительно к тем детям, которые сейчас слышат от нас историю про червячка Игнатия.
А что если дать Ромашковому Эльфу поработать как следует? Пусть дети придумают свои ситуации, когда пригодилась бы его помощь. Чем ближе эти ситуации будут к их реальной жизни, тем лучше. Ведь это позволит и нам в некоторых случаях незаметно взять на себя роль регулировщиков справедливости. Или дать ребёнку неназойливый совет по сопротивлению хулиганству.
Лучше всего, как всегда, организовать фантазии на эту тему в виде игры. Кто-то будет Ромашковым Эльфом – для того, чтобы можно было попросить его о помощи. Пусть изобретает, какое волшебное средство применить в каждом конкретном случае. Чем неволшебнее оно окажется, тем лучше, но и от чудес мы не будем отказываться.
Возможные вопросы
– Про кого говорят обычно говорят «он вредный»? Почему вообще человек вредничает?
– Согласен ли ты с червячком Игнатием, что разрушительный мальчик не мог сам построить красивый дворец? Или встречаются и строящие разрушители?
– Случалось ли тебе строить замок или дворец из песка? Бывало ли так, что его кто-то ломал? Что ты при этом чувствовал?
– Почему червячок Игнатий не захотел быть драконом? Ведь это была всего лишь игра.
– Почему мальчик назвал себя Дрыбыдыром, хотя на самом деле его звали Игорь?
– Понравилась ли тебе сказка червячка Игнатия? Чем?
– Как ты думаешь, почему Ромашковый Эльф превратил Дрыбыдыра именно в репейник?
– Зачем червячок Игнатий назвал мальчика в своей сказке Дрыбыдыром?
– О чём, по-твоему, думал мальчик после сказки червячка Игнатия?
– Отчего вдруг мальчик сказал всё-таки червячку Игнатию своё настоящее имя?
Да здравствует клоунада!
Есть одна категория озорников, которую очень любят дети, да и взрослые вроде бы тоже (кроме уж самых занудных). Это клоуны. Клоунада несёт нам облегчающий, антистрессовый смех, заряжает нас весельем, а порою побуждает задуматься о чём-то важном, но по-особому – через неожиданность и улыбку.
На детское озорство тоже полезно посмотреть как на клоунаду. И заметить за ним те же самые замечательные свойства. Потому что часто ребёнок подсознательно решает точно такие же «творческие задачи», что и клоун. Борется со стрессом, создаёт весёлое поле энергетической подзарядки, высвечивает какие-то проблемы, о которых стоит задуматься после того, как улыбнулся.
Как называется тот гейзер детской активности, который выплёскивается в разные стороны, то умиляя нас, то раздражая? Все мы чувствуем, что есть разница между озорством и хулиганством и что детям свойственно скорее первое, чем второе. Но существует ли точное обозначение этой границы? Может быть, она зависит ещё и от воспитателя, склонного к снисходительности или строгости?
Впрочем, ребёнок растёт, с возрастом у него появляются новые силы и возможности, а окружающие всё менее склонны к снисходительности. Можно изо всех сил пытаться его дисциплинировать, загонять в рамки нормированного поведения. Тогда мы либо постепенно заглушим этот гейзер, либо будем всё больше противопоставлять его «правильному» поведению тех, с чьими гейзерами операция заглушения прошла успешно.
Но если педагог сам полон творческой энергии, то ни тот, ни другой результат не покажется ему соблазнительным. Наша цель – помочь ребёнку сохранить весёлость и резвость, творческую и поисковую активность, но при этом научить его не досаждать окружающим, не развлекаться за их счёт. Можно ли направить энергию озорства в созидательное русло и как это сделать? Как быть, если она прорывается в неудачном направлении? Как вести себя с тем, кого всё чаще хочется назвать хулиганом? Как помочь ему управиться с собой, не теряя себя?