Способы сжатия текста, подготовка к изложению | Агеева Татьяна Александровна. Работа №298030
Автор: Агеева Татьяна Александровна
Н уроке дети актуализируют знания в области написания сжатого изложения, закрепят социально-коммуникативные навыки и навыки монологического высказывания, приобретут опыт ведения тематической беседы и защиты своего видения проблемы, разовьют способность к рефлексии, диагностике и самодиагностике.
Мотивация учащихся : позиционирование себя в групповой работе в качестве мыслящего члена коллектива; углубление представлений о приемах компрессии текста для написания сжатого изложения.
Задачи урока:
Познакомить с приемами развития текста.
Научить применять приемы на практике.
Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации.
реализующего системно деятельностный подход и формирующего УУД
Предмет Русский язык Класс 6 Тема Подготовка к сжатому изложению. Способы сжатия текста.
№
п/п
Этапы урока
Цель
Действия учителя
Действия учащихся
УУД
Время
Технологии
1
Организация занятия
Цель: включение учащихся в деятельность, создание положительного эмоционального настроя.
Звучит музыка, сигнал об отправлении поезда. Учитель приветствует ребят, сообщает, что они отправляются в путешествие на поезде, организует работу с маршрутными листами.
Рассматривают маршрутные листы, заполняют нужные графы.
Р. планирование своей деятельности в соответствии с представленной информацией
1-2 мин.
ИКТ.
2
Актуализация субъектного опыта учащихся
Цель: повторить и обобщить знания о способах сжатия исходного текста
Дается исходный текст, предлагается выполнить задания по алгоритму.
Алгоритм записан на маршрутном листе и проецируется на доску.
Что мы сделали с текстом?
Предположите, над чем мы будем работать?
Давайте запишем тему урока.
Выполняют задания по алгоритму индивидуально. Сравнивают с правильным ответом и корректируют.
Сократили текст. Оставили самое главное.
Над умением сокращать текст.
Записывают тему на маршрутных листах.
Л. Развитие Я концепции;
П. Структуирование знания, умение выделять смысловую информацию.
К. Понимание возможности различных позиций, отличных от собственной.
4-6 мин.
ИКТ.
Технология решения изобретательских задач.
(ТРИЗ)
3
Мотивация и целеполагание на изучение нового материала
Цель: подвести учащихся к самостоятельной постановке познавательной цели.
Каким образом можно сжать текст, сделать его меньше, не утратив, однако, его смысла, идеи?
Самое трудное – отказаться от подробностей в тексте. Какие приемы мы можем использовать для этого?
Поставим перед собой цель.
Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать все лишнее и оставить только главное.
Исключение подробностей. Необходимо сначала найти главное, а затем убрать подробности.
Обобщение. Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.
Научиться использовать способы сжатия исходного текста
Л. Формирование границ собственного знания и незнания, развитие учебных мотивов.
Р. Целеполагание.
К. Умение формулировать собственное мнение и позицию.
3 мин.
Дебаты
4
Усвоение новых знаний и способов действий
Цель: практическим способом спроектировать работу, сконструировать проект будущих учебных действий.
Перед вами текст. Прочитайте его. Все ли вам понятно? (Обратить внимание на значение слова уметить)
Разбейте текст на абзацы, зачитайте получившиеся варианты.
На экране появляется правильный вариант
Учащиеся зачитывают свои варианты.
Сверяются, вносят исправления.
Л. Формирование ценностных ориентиров и смыслов деятельности.
П. Формирование общеучебных универсальных и логических действий.
Р. Использование правил и алгоритмов в решении образовательных задач.
К. Умение договариваться и приходить к общему решению.
10-12 мин.
Обучение в сотрудничестве.
ИКТ
5
Обобщение и закрепление новых знаний и способов действий
Цель: Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
Работа по группам.
1 группа. Выделить тезисы и примеры
2 группа. Первый абзац сократите с помощью приема исключения
3 группа выделенный фрагмент сократите с помощью приема обобщения.
Ответы.
1 группа. В этом тексте четыре тезиса: 1) Олимп и Олимпия – разные географические объекты; 2) олимпийские игры посвящены Зевсу; 3) программа первых олимпийских игр связана с повседневной жизнью греков; 4) позже программа олимпийских состязаний расширилась.
2 группа. Из первого абзаца следует исключить следующие детали: Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зеленая дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
3группа. Содержание выделенного фрагмента, возможно, получится обобщить так.
Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь свое стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.
Л. Самоопределение.
П. Ориентирование на разнообразие способов решения образовательных задач, умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.
Р. умение оценивать правильность выполнения действий, умение вносить коррективы.
К. Умение использовать речь для регуляции своего действия.
10-12 мин.
Обучение в сотрудничестве.
ИКТ.
(ТРИЗ)
6
Контроль знаний
Цель: Закрепить полученные умения.
У каждого из вас на столе лежит инструкция как писать сжатое изложение, она вам уже знакома, давайте прочитаем ее.
Выделите в тексте важные необходимые мысли.
Найдите среди них главную мысль.
Разберите текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
Обдумайте средства связи между частями.
Переведите отобранную информацию на свой язык.
Запишите получившийся вариант текста.
Учащиеся записывают на листочках сжатый вариант текста.
Л. Формирование самооценки личности.
П. Самостоятельное создание способов решения образовательных задач.
Р. Выполнение учебных действий в различной форме.
К. Умение задавать вопросы и контролировать действия.
5-7 мин.
Развитие критического мышления через чтение и письмо.
7
Рефлексия
Цель: Проверка способности самооценки, как личностный результат.
В маршрутном листе у вас есть отдельная графа – Книга жалоб и предложений, заполните ее, пожалуйста.
Заполняют Книгу жалоб и предложений.
Л. Развитие адекватной позитивной самооценки.
Р. Корректировать действия с учетом ошибок.
К. умение выстраивать монологическое высказывание, владение диалогической речью.
3 мин.
8
Домашнее задание
(На карточке) дается упражнение на восстановление правильного порядка предложений в тексте.
Этот обычай родился много столетий назад.
Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
Каждый встречный мог оказаться врагом.
Многие привычные вещи обретают совершенный смысл, если вспомнить их историю.
Открытая ладонь означала: ____________________.
Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
Задание: Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения. Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым? Запишите полученный текст.
ИКТ
Приложение 1
Пассажир____________________________________________________________________
Вагон_______________________________________________________________________
Тема путешествия____________________________________________________________
Станция № 1.
Текст
Алгоритм
Чтобы спартанцы не копили богатства, в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать.
( М.Гаспаров)
Прочитаем текст вслух.
В каждом предложении найдите слова, в которых сформулирована основная мысль (тезис). Остальные заключите в квадратные скобки.
Части, не заключенные в скобки, соедините в одно предложение.
Выпишете из Толкового словаря значение слов громоздкий и бесполезный.
Зачитайте получившиеся предложения, не используя этих прилагательных.
Громоздкий -
Бесполезный -
Станция № 2.
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зеленая дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.
( М. Гаспаров)
Задания:
1 вагон. Выделите тезисы и примеры.
2 вагон. Первый абзац сократите с помощью приема исключения.
3 вагон. Выделенный фрагмент сократите с помощью приема обобщения.
Ответы оформить на листах, защищают свой вагон проводники.
Станция № 3.
Инструкция для написания сжатого изложения.
Выделите в тексте важные необходимые мысли.
Найдите среди них главную мысль.
Разберите текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
Обдумайте средства связи между частями.
Переведите отобранную информацию на свой язык.
Запишите получившийся вариант текста.
Задание: пользуясь полученными материалами написать сжатое изложение по тексту.
Сжатое изложение.
Книга жалоб и предложений
Я узнал_________________________________________________________________________
Я понял________________________________________________________________________
Я научился_____________________________________________________________________
Мне понравилось________________________________________________________________
Мне особенно понравилось_______________________________________________________
Что бы я хотел поменять__________________________________________________________